Легитимность: понятие, критерии и типы

 

Легитимность – законность власти, правомерность ее действий, справедливость требований, предъявляемых субъекта к объекту власти, соответствие основополагающим целям общества и общепринятым идеалам и ценностям.

Легитимность — соответствие политической власти ценностям общества, когда общество поддерживает эту политическую власть.

Обобщая, это поддержка власти со стороны народа. Любое принуждение нуждается в легитимности, поскольку без нее ей никто подчиняться не будет. Были много в истории случаев, когда действующая власть была законна, но не легитимна. Например, режим царя Николая Второго, которого некоторые политические деятели склонны романтизировать и героизировать. Этот царь изначально сказал, что все надежды на какие-то изменения беспочвенны, и он будет придерживаться той линии, которая была выбрана его отцом — Александром Третьим. Собственно, вследствие такой позиции страна была доведена этим Николаем Вторым до трех революций (Первой русской 1905 — 1907 годов, Февральской 1917 и Октябрьской 1917). Народ уже перестал поддерживать царя. Власть его стала не легитимной, не поддерживаемой народом.

Легитимность как понятие складывается в период английской и французской буржуазных революций XVII-XVIII вв., однако в научный оборот оно вошло только в начале XIX в. и обозначало политическое движение во Франции, ставившее своей целью восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Наполеона.

Корни легитимности заключены в психологии людей. Она существует в их сознании в виде положительной установки на политические институты данной власти. Поэтому в настоящее время легитимная власть характеризуется гражданами как правомерная и справедливая. Если обратиться к истории человечества, то в древнем мире, античности и в период средневековья основным средством осуществления власти был страх и принуждение, периодически переходящее в насилие. К примеру, бойцы Красной армии больше чем неприятеля боялись прибытия на фронт поезда Л.Д. Троцкого, так как за этим следовали неминуемые казни в отступивших частях.

Однако линия исторического развития шла путем постепенного преодоления зависимости объекта от субъекта власти. Буржуазно-демократические революции в Европе привели к установлению сначала конституционной монархии, где власть правителя существенно ограничена, а затем и к республикам. Поэтому сегодня в большинстве демократических стран мира максимально легитимной считается власть, полученная из рук народа (избрание президента, парламента путем всеобщего тайного голосования).

Среди современных политологов нет единства в рассмотрении проблемы легитимности. Тем не менее, большинство признает классической классификацию легитимности власти М. Вебера, который выделил три главных ее типа:

Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться. Отношения строятся как в патриархальной семье, в котором существует беспрекословное подчинение старшим. Освященные обычаем нормы указывают на то, кто имеет право на власть, а кто обязан подчиняться. Именно такой легитимностью обладал царь Иван IV Грозный. В настоящее время этот тип легитимности сохранился в странах арабского мусульманского Востока.

Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные сверхъестественные качества, чудесный дар, т. е. харизму (от греч. «charisma» – божественный дар, благодать, милость) руководителя. Слова и дела его окружены ореолом непогрешимости, он видит дальше, знает больше… Такой легитимностью обладали Наполеон Бонапарт, И. В. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун, А. Сукарно, пророк Мухаммед. Их сторонники верят заявлениям, сделанным лидером, и идеям, высказанным им, просто потому, что их высказал лидер. Они сплачиваются только потому, что лидер дал команду. Они ждут от него чуда. О Мухаммеде, к примеру, среди мусульман ходили разнообразные легенды, что тот может разговаривать с деревьями, его слушают звери и птицы и т.п.

Рационально-правовая (демократическая) легитимность основана на признании добровольно установленных юридических норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Если большинство избирателей выбрали тайным голосованием органы власти и закон при этом не был нарушен, то власть имеет все основания считаться легитимной. Наиболее развитой формой этого типа легитимности является конституционное государство. В качестве примера может служить власть президента Российской Федерации, как и любого другого президента, избранного демократическим путем.

Некоторые политологи выделяют идеологическую легитимность – оправдание власти с помощью идеологии, т.е. когда какая-либо обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Более 70 лет политическая власть «реального социализма» в СССР покоилась в основном на этой идеологической легитимности, понимаемой как соответствие марксизма-ленинизма абсолютной истине.

Анализ обществ показывает, что в «чистом» виде типы легитимности, указанные в классификации М. Вебера в политической практике не встречаются. В конкретных условиях каждой страны они переплетаются, и преобладает один тип. Можно также сказать, что легитимность никогда не достигнет единодушного признания, иными словами не бывает «стопроцентной» легитимности. Даже в СССР в условиях всеобщего одобрения и прославления власти были так называемые «диссиденты»(В. Новодворская и ей подобные) и «кухонная» оппозиция.

Существуют показатели, которые определяют уровень ее поддержки населением. Политологи к ним относят количество попыток свержения правительства, силу проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний), результаты выборов и референдумов, рост степени принуждения. К примеру, если явка на выборы составила менее 20 % сложно назвать власть легитимной с точки зрения демократии, так как остальные 80 % избирателей не имеют никакого отношения к процессу выбора органов власти.

История современных демократических государств свидетельствует о том, что утверждение власти, основанной на взаимодействии между субъектом и объектом, требует постоянного совершенствования средств контроля за ее деятельностью, усиления ответственности органов власти за невыполнение возложенных на них полномочий, ограничение сроков пребывания на должности в органах власти и т.д.

Кризис легитимности возникает тогда, когда легитимность теряет свои свойства. К таковым можно отнести:

Разобщение ценностей политической элиты и большинства общества, когда эта разница становится очень существенной и очень ощутимой. Например, сегодня часть политической элиты России направила свои силы только на свое собственное обогащение, вследствие чего в стране просто дикий уровень коррупции. То есть частные интересы этой части элиты иногда ставятся государством выше интересов общества. Отчего и возникает недоверие к власти, и как следствие падение ее легитимности в глазах общественности.

Растет пропасть между богатыми и бедными, то есть усиливается социальное неравенство. Ограничиваются права и свободы граждан. Неспособность власть регулировать экономику. Что выражается прежде всего в падении реального уровня жизни граждан.

Если эти признаки и дальше будут усиливаться, то будут активизироваться массовые народные движения, волнения, которые уже являются симптомами кризиса легитимности.

По мнению политолога Наума Михайловича Сироты, легитимность – «величина переменная, отражающая совместимость власти и граждан, меру доверия граждан к власти. На его взгляд существует различные степени легитимности, но не существует стран, в которых восприятие всеми гражданами существующего режима трактуется абсолютно легитимным»[1]. Таким образом, легитимность является понятием аксиологическим. Являясь отношением общества к власти, оно необходимо включает в себя оценку. Власть может быть справедливой, хорошей или плохой и т.п.

От понятия легитимность следует отличать понятие легальность (законность) власти. Законность власти представляет собой юридическое обоснование правящей элиты, т.е. соответствие действующим нормам права. Например, власть президента легальна, так как он избран и осуществляет свои полномочии согласно закону. "Законность" - не оценочное понятие. Критерии того, что является законным, юридически закреплены. Название власти законной или не законной - констатация факта, а не оценка.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: