Государственное управление и его признаки

 

Государственное управление - в широком смысле слова, это управление делами государства, которое осуществля­ется всеми органами государства и во всех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

В узком смысле слова, государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной организации социальных процессов в обществе. Государ­ственное управление в узком смысле слова осуществляют органы исполнительной власти: Правительство, министер­ства, государственные комитеты, комитеты, администра­ции краев (областей). Именно они непосредственно ре­шают вопросы общего управления, руководят сферами и отраслями, управляют государственными предприятиями.

Субъектами государственного управления являются госу­дарственные органы и должностные лица, которые наде­лены государственно-властными полномочиями.

Объекты государственного управления - это предприя­тия, организации, граждане, которые не имеют властных полномочий. Деятельность, которая осуществляется субъектами го­сударственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно - распорядительной.

Конституция РФ отказалась от термина «государственная власть», вместо него в оборот был внедрен новый термин — «исполнительная власть». Это объясняется тем, что Конституция РФ в ст.10 определила, что государственная власть осу­ществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, таким образом провозгласив принцип разделения властей.

Основными чертами государственного управления являет­ся то, что:

1) государственное управление является организующей деятельностью;

2) государственное управление - деятельность испол­нительно-распорядительного характера. Основным направлением ее является исполнение, т.е. проведе­ние в жизнь законов и подзаконных актов. Достига­ется эта цель использованием необходимых юриди­чески властных полномочий;

3) государственное управление - исполнительная дея­тельность, осуществляемая в процессе повседневно­го и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-полити­ческим строительством:

Законодательная власть готовит и принимает законы, осуществляет контроль в отношении органов исполни­тельной власти (в пределах, установленных Конституцией РФ, ст.ст.101, 103, 114).

На исполнительную власть возложена задача организо­вать практическую реализацию этих законов (ст.114 Кон­ституции РФ). Полномочия и возможности осуществле­ния исполнительной власти возложены на аппарат госу­дарственного управления во главе с Правительством. Аппарат, в свою очередь, включает в себя многочисленные органы в центре и на местах, такие как федеральные ми­нистерства, иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федера­ции. Достигается эта цель использованием необходимых юридически властных полномочий (распорядительство). Именно это является основанием именовать исполнитель­ную власть исполнительно-распорядительной.

Органы судебной власти, согласно ст.118 Конститу­ции РФ, призваны осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и вторая функция - это контроль за законностью в дея­тельности органов исполнительной власти и ее должно­стных лиц.

Из всего ранее сказанного следует, что исполнительная власть - непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судеб­ной властями. Она выражается в деятельности специаль­ных субъектов, наделенных исполнительной компетенци­ей, и представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти.

У исполнительной власти есть определенная сфера от­ношений, где она действует, которая включает в себя:

- отношения власти с гражданином;

- хозяйство, социальная и правоохранительная сферы, область внешних отношений и интересов;

- отношения с предприятиями, учреждениями и ины­ми организациями, отношения с трудовыми коллек­тивами этих образований.

Так же, как и у любой другой власти, у исполнительной есть свои признаки:

1) исполнительная власть носит универсальный характер, она существует непрерывно и везде, где функциони­руют человеческие коллективы;

2) исполнительная власть обладает принудительным ха­рактером, она делает упор на силу - возможность са­мостоятельно осуществлять меры воздействия;

3) предметность - наличие правовых, информацион­ных, технических и организационных ресурсов;

4) исполнительная власть носит организующий ха­рактер.

Целями деятельности исполнительной власти являются, в первую очередь, обеспечение условий, способствующих благополучию граждан, общества и государства, а также создание условий для реализации гражданами и организациями их прав и сво­бод, для свободной политической, экономической, соци­альной и духовной жизни общества.

 

Понятие и виды


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: