1. Понятие административного права:
предмет, источники
Административное право является одной из важнейших отраслей правовой системы государства, а административное законодательство служит правовой основой построения и функционирования самой многочисленной ветви власти — исполнительной. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих властных полномочий, в отношениях с представителями исполнительной власти, органов местного самоуправления, с администрацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законодательство любой другой отрасли права.
Административное право - это отрасль российского права, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления государственно-управленческой деятельности.
|
|
Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пределах административно-властные принудительные полномочия.
Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регулируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, управленческая деятельность и само управление характерны практически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием характеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испытывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в этой отрасли права фокусируются многие общественные отношения, являющиеся предметом правового регулирования со стороны иных отраслей права (например, конституционного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, банковского права).
|
|
Административное право закрепляет систему средств административного принуждения.
К предмету административного права относятся административно-правовые отношения.
Все административно-правовые отношения можно разделить на три вида:
а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юридические нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;
б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов исполнительной власти, исполнительных органов местного само
управления с предприятиями, учреждениями, организациями
любых организационно-правовых форм, с гражданами;
в) отношения, возникающие при осуществлении административного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закрепляет существование в стране конституционного, административного, гражданского и уголовного судопроизводства. Административное судопроизводство - это рассмотренные судами административные дела в порядке, регламентируемом процессуальными нормами административного права.
В наше время публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граждан, защиты прав граждан и частных организаций.
Главная составляющая предмета административного права, его ядро - система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача административного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно определить как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятельностью, а также при осуществлении административного судопроизводства.
Метод административного права. Если предмет административного права позволяет обнаружить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.
Метод административного права - это совокупность приемов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.
Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств правового воздействия на общественные отношения.
Предписания - это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Запреты - это фактически предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.
Дозволения - это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.
Иначе говоря, методы правового регулирования - это способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.
К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:
1) метод власти - подчинение, или метод прямого распорядительства - отношения в рамках административного права строятся на подчинении одного участника другому;
2) метод рекомендаций - рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления;
3) метод согласования - регулирует отношения между участниками, не находящимися между собой в подчинении;
4) метод равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринимают совместные действия в форме административного договора.
|
|
Особенности административно-правового регулирования управленческих общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права:
1) для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны прямые средства распорядительного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регулируемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;
2) административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения (т.е. властеотношения).
Суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений включает в себя:
1. Установление определенного порядка действий.
2. Предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные административно-правовой нормой, в условиях, определенных данной нормой.
3. Предоставление возможности выбора одного из предусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.
4. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.
Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления (исполнительной власти), о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.
Административно-правовая наука может быть представлена на основе конституции, обычного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики.
|
|
Задачами административно-правовой науки является выявление проблем административного права, сложностей в применении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование государственной управленческой деятельности.
Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предложения, проекты законов, справки по улучшению управленческой деятельности и пр.) способствуют повышению эффективности правоприменительной административно-правовой деятельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.
Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «административно-правовых» законодательных актов, «правотворчество» самих органов государственного управления.
Под источниками административного права в юридическом смысле понимаются формы выражения административно-правовых норм, т.е. те акты, в которых они содержатся.
Виды источников административного права:
1. Законы РФ:
- Конституция РФ;
- акты Федерального Собрания (федеральные конституционные законы; федеральные законы: Основы законодательства, кодексы и др.; декларации, положения, постановления и другие акты Федерального Собрания).
2. Подзаконные федеральные акты:
- указы, распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения Правительства РФ;
- приказы, постановления министерств и других центральных федеральных органов.
3. Законы субъектов РФ:
- конституции, уставы субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
4. Подзаконные акты субъектов федерации:
- уставы, распоряжения Президентов (губернаторов);
- постановления, распоряжения правительств субъектов федерации;
- приказы, постановления министерств субъектов РФ, руководителей предприятий, учреждений субъектов РФ;
5. Акты местного самоуправления.