Тема 6. Административное право

 

1. Понятие административного права:

предмет, источники

Административное право является одной из важнейших от­раслей правовой системы государства, а административное за­конодательство служит правовой основой построения и функ­ционирования самой многочисленной ветви власти — исполни­тельной. Эта отрасль публичного права закрепляет права и обязанности граждан и юридических лиц, не имеющих власт­ных полномочий, в отношениях с представителями исполни­тельной власти, органов местного самоуправления, с админис­трацией предприятий, организаций и учреждений, определяет систему, структуру, полномочия, принципы, методы и формы деятельности исполнительных органов и их должностных лиц. Административное право изучает законодательство, которое по своему объему и масштабу значительно превышает законода­тельство любой другой отрасли права.

Административное право - это отрасль российского пра­ва, совокупность юридических норм которой регулирует общественные отношения, возникающие в процессе орга­низации и осуществления государственно-управленческой деятельности.

Административное право является одной из самых объемных отраслей публичного права, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы органов испол­нительной власти, создания эффективной государственной службы, обеспечения законности в области функционирования исполнительной власти. Субъекты административного права, представляющие государство и его органы, применяют в своей деятельности принудительные механизмы и правовые средства, используют в установленных законодательством пре­делах административно-властные принудительные полномочия.

Административное право представляет собой одну из сложнейших, крупнейших и наиболее развитых отраслей российского права. Это обусловлено специфическим предметом данной отрасли права, широтой и глубиной отношений, которые регу­лируются его нормами. Поскольку исполнительная власть, уп­равленческая деятельность и само управление характерны прак­тически для всех сфер общественной и государственной жизни, то административное право можно с полным основанием ха­рактеризовать как центральную отрасль в правовой системе, которая воздействует на многие другие отрасли права и испы­тывает на себе влияние со стороны иных правовых отраслей; словом, в этой отрасли права фокусируются многие обществен­ные отношения, являющиеся предметом правового регулирова­ния со стороны иных отраслей права (например, конституцион­ного, уголовного, финансового, бюджетного, налогового, бан­ковского права).

Административное право закрепляет систему средств ад­министративного принуждения.

К предмету административного права относятся административно-правовые отно­шения.

Все административно-правовые отношения можно разде­лить на три вида:

а) внутриаппаратные отношения. Соответствующие юриди­ческие нормы закрепляют систему исполнительных органов власти, организацию службы в них и взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы;

б) внеаппаратные отношения. Взаимоотношения органов ис­полнительной власти, исполнительных органов местного само­
управления с предприятиями, учреждениями, организациями
любых организационно-правовых форм, с гражданами;

в) отношения, возникающие при осуществлении администра­тивного судопроизводства. Статья 118 Конституции РФ закреп­ляет существование в стране конституционного, администра­тивного, гражданского и уголовного судопроизводства. Адми­нистративное судопроизводство - это рассмотренные судами административные дела в порядке, регламентируемом процессу­альными нормами административного права.

В наше время публичная административная деятельность и возникающие при этом отношения имеют большое значение для реализации конституционных прав и обязанностей граж­дан, защиты прав граждан и частных организаций.

Главная составляющая предмета административного права, его ядро - система отношений публичной администрации с гражданами и их организациями. Основная задача администра­тивного права — правовое обеспечение конституционных прав и обязанностей граждан. Поэтому его предмет можно опреде­лить как совокупность общественных отношений, возникающих при обеспечении публичной администрацией конституционных прав и обязанностей граждан, иных отношений, связанных с ее деятель­ностью, а также при осуществлении административного судопро­изводства.

Метод административного права. Если предмет административного права позволяет об­наружить сферу правового регулирования, то метод - средства этого регулирования.

Метод административного права - это совокупность при­емов и способов, с помощью которых регулируются управ­ленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три юриди­ческие возможности: предписание, запрет, дозволение. Они в своей совокупности и составляют содержание средств пра­вового воздействия на общественные отношения.

Предписания - это возложение прямой юридической обя­занности совершать те или иные действия в условиях, пре­дусмотренных правовой нормой.

Запреты - это фактически предписания, но иного характера, а именно: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Иначе говоря, методы правового регулирования - это способы воздействия на волю и поведение участников пра­вовых отношений.

К методам правового регулирования, характерным для административного права, относятся:

1) метод власти - подчинение, или метод прямого распо­рядительства - отношения в рамках административ­ного права строятся на подчинении одного участни­ка другому;

2) метод рекомендаций - рекомендации субъекта управ­ления приобретают правовую силу при условии при­нятия ее другим участником управления;

3) метод согласования - регулирует отношения меж­ду участниками, не находящимися между собой в подчинении;

4) метод равенства - субъекты, находящиеся на одном уровне государственного механизма, предпринима­ют совместные действия в форме административно­го договора.

Особенности административно-правового регулирова­ния управленческих общественных отношений, вытекаю­щие из сущности государственно-управленческой деятель­ности и предмета административного права:

1) для механизма административно-правового регули­рования наиболее характерны прямые средства распоряди­тельного типа, т.е. предписания. Свое непосредственное выражение они находят в том, что одной стороне регули­руемых отношений предоставлен определенный объем юридически-властных полномочий, адресуемых другой стороне;

2) административно-правовое регулирование предпо­лагает односторонность волеизъявления одного из участ­ников отношения (т.е. властеотношения).

Суть методов административно-правового регулирова­ния управленческих отношений включает в себя:

1. Установление определенного порядка действий.

2. Предоставление возможности совершать либо не со­вершать действия, предусмотренные административ­но-правовой нормой, в условиях, определенных дан­ной нормой.

3. Предоставление возможности выбора одного из пре­дусмотренных административно-правовой нормой вариантов должного поведения.

4. Запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия.

Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представле­ний о законах, регламентирующих отношения в сфере государ­ственного управления (исполнительной власти), о его социаль­ной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития, о зарубежном администра­тивном праве.

Административно-правовая наука может быть представлена на основе конституции, обыч­ного права, формальных законов, правовых положений, а также деятельности управленческих органов и судебной практики.

Задачами административно-правовой науки является выявле­ние проблем административного права, сложностей в приме­нении его норм, толкование административно-правовых норм, разработка новых понятий и принципов, направленных на со­вершенствование государственной управленческой деятельно­сти.

Итоги научных изысканий (выводы, рекомендации, предло­жения, проекты законов, справки по улучшению управленчес­кой деятельности и пр.) способствуют повышению эффектив­ности правоприменительной административно-правовой дея­тельности и укрепляют механизм административно-правового регулирования.

Предметом административно-правовой науки является иссле­дование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия «адми­нистративно-правовых» законодательных актов, «правотворче­ство» самих органов государственного управления.

Под источниками административного права в юридичес­ком смысле понимаются формы выражения административ­но-правовых норм, т.е. те акты, в которых они содержатся.

Виды источников административного права:

1. Законы РФ:

- Конституция РФ;

- акты Федерального Собрания (федеральные консти­туционные законы; федеральные законы: Основы за­конодательства, кодексы и др.; декларации, положе­ния, постановления и другие акты Федерального Со­брания).

2. Подзаконные федеральные акты:

- указы, распоряжения Президента РФ;

- постановления, распоряжения Правительства РФ;

- приказы, постановления министерств и других цен­тральных федеральных органов.

3. Законы субъектов РФ:

- конституции, уставы субъектов РФ;

- законы субъектов РФ;

4. Подзаконные акты субъектов федерации:

- уставы, распоряжения Президентов (губернаторов);

- постановления, распоряжения правительств субъек­тов федерации;

- приказы, постановления министерств субъектов РФ, руководителей предприятий, учреждений субъектов РФ;

5. Акты местного самоуправления.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: