Знания, которыми обладает программа, должны быть сконцентрированы на определенную предметную область и предполагают определенную их организацию и интеграцию

Из этих знаний должно непосредственно вытекать решение проблемы.

Экспертная система - это комплекс компьютерных программ, которые оперируют со знаниями в определенной предметной области с целью выработки рекомендаций или решения проблем.

Экспертная система может полностью взять на себя функции, выполнение которых требует привлечения опыта человека-специалиста, или играть роль ассистента для человека, принимающего решение. Тот, кто принимает решение, может быть экспертом со своими собственными правами, в этом случае программа может повысить эффективность его работы. Или человек, работающий в сотрудничестве с такой программой, может добиться с ее помощью результатов более высокого качества. Правильное распределение функций между человеком и машиной является одним из ключевых условий высокой эффективности внедрения экспертных систем.

Экспертная система должна обладать способностью объяснить, почему предложено именно такое решение, и доказать его обоснованность. Пользователь должен получить всю информацию, необходимую ему для того, чтобы быть уверенным в правильности решения. В отличие от этого, исследовательские программы взаимодействуют только со своим создателем, который и так знает, на чем основывается ее результат. Экспертная система проектируется в расчете на взаимодействие с разными пользователями, для которых ее работа должна быть, по возможности, прозрачной, т.е. не требующей специальных знаний.

Из вышесказанного следует, что экспертная система содержит знания в определенной предметной области, накопленных в результате деятельности человека, и использует их для решения проблем, специфичных для этой области. Этим экспертные системы отличаются от традиционных систем, в которых предпочтение отдается более общим и менее связанным с предметной областью теоретическим методам, чаще всего математическим. Процесс создания экспертных систем называют инженерией знаний, и он рассматривается в качестве применения методов искусственного интеллекта.

Традиционно считается, что любая экспертная система содержит следующие основные компоненты: базу знаний, интеллектуальный интерфейс с пользователем, программу формирования логических выводов (решатель), подсистему объяснений, интеллектуальный редактор базы знаний.

База знаний - совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на языке, приближенном к естественному). База знаний является ядром экспертной системы.

Интеллектуальный интерфейс пользователя - комплекс программ, реализующих диалог пользователя с экспертной системой как на стадии ввода информации, так и получения результатов.

Программа формирования логических выводов (решатель) - программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в базе знаний.

Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы: "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?". Ответ на вопрос "как" - пошаговый процесс всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов базы знаний. Ответ на вопрос "почему" - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад.

Интеллектуальный редактор базы знаний - программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать базу знаний в диалоговом режиме. Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок (Help) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: