Обработка результатов теста

Лабораторная работа № 2.

«Особенности учебной деятельности: мотивация учебной деятельности. Психологическая готовность к школе»

Задание:

1. Дать полную характеристику определениям: «мотив», «мотивация», «мотивы учебной деятельности».

2. Изучить методику для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).

3. Провести исследование одного учащегося любого школьного возраста.

4. Оформить результаты исследования в рабочей тетради и подготовиться к их защите: проанализировать ответы учащихся и определить, какие мотивы влияют на отношение детей к учебе (например, ребенок заявляет, что учится для того, чтобы приносить пользу стране; проверить, влияет ли этот мотив на его успеваемость, есть ли у школьника чувство долга и т.д.). Сделать выводы о возможных педагогических воздействиях на учеников для развития положительных мотивов учения.

5. Изучить понятие «Психологическая готовность к школе» для студентов обучающися по профилям «Начальное образование», «Дошкольное образование».

6. Провести диагностику готовности дошкольника к школе с применением методик А.Л. Венгер и Керна Йирасека

 

Литература:

  1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
  3. Основы психологии: Практикум / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 704 с. – С. 369-376.

 

Приложение к лабораторной работе № 2.

 

Диагностика учебной мотивации школьников

Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).

Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

  1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
  2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
  3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
  4. Хочу быть культурным и развитым человеком.
  5. Хочу получать хорошие отметки.
  6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
  7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
  8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
  9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
  10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
  11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
  12. Не хочу получать плохие отметки.
  13. Люблю узнавать новое.
  14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
  15. Люблю думать, рассуждать на уроке.
  16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
  17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
  18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
  19. Люблю решать задачи разными способами.
  20. Люблю все новое и необычное.
  21. Хочу учиться только на «4» и «5».
  22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • аффилиации: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • коммуникативные: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Методика изучения мотивационной готовности к школе

(А.Л. Венгер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: