Лабораторная работа № 2.
«Особенности учебной деятельности: мотивация учебной деятельности. Психологическая готовность к школе»
Задание:
1. Дать полную характеристику определениям: «мотив», «мотивация», «мотивы учебной деятельности».
2. Изучить методику для диагностики учебной мотивации школьников (методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой).
3. Провести исследование одного учащегося любого школьного возраста.
4. Оформить результаты исследования в рабочей тетради и подготовиться к их защите: проанализировать ответы учащихся и определить, какие мотивы влияют на отношение детей к учебе (например, ребенок заявляет, что учится для того, чтобы приносить пользу стране; проверить, влияет ли этот мотив на его успеваемость, есть ли у школьника чувство долга и т.д.). Сделать выводы о возможных педагогических воздействиях на учеников для развития положительных мотивов учения.
5. Изучить понятие «Психологическая готовность к школе» для студентов обучающися по профилям «Начальное образование», «Дошкольное образование».
|
|
6. Провести диагностику готовности дошкольника к школе с применением методик А.Л. Венгер и Керна Йирасека
Литература:
- Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С.149-150.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002
- Основы психологии: Практикум / Ред.- сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 704 с. – С. 369-376.
Приложение к лабораторной работе № 2.
Диагностика учебной мотивации школьников
Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации).
Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность.
Инструкция к тесту
Проводится три серии испытаний.
Первая серия
Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.
Вторая серия
Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.
Третья серия
Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.
Тестовый материал
|
|
- Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
- Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
- Хочу окончить школу и учиться дальше.
- Хочу быть культурным и развитым человеком.
- Хочу получать хорошие отметки.
- Хочу получать одобрение учителей и родителей.
- Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
- Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
- Хочу быть лучшим учеником в классе.
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
- Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
- Не хочу получать плохие отметки.
- Люблю узнавать новое.
- Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
- Люблю думать, рассуждать на уроке.
- Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.
- Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.
- Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
- Люблю решать задачи разными способами.
- Люблю все новое и необычное.
- Хочу учиться только на «4» и «5».
- Хочу добиться в будущем больших успехов.
Ключ к тесту
Мотивы:
- долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
- самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
- благополучия: 5 - 6;
- аффилиации: 7 -8;
- престижа: 9 - 10;
- избегания неудачи: 11 - 12;
- учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
- учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
- коммуникативные: 17 - 18;
- творческой самореализации: 19 - 20;
- достижения успеха: 21 - 22.
Обработка результатов теста
При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.
Методика изучения мотивационной готовности к школе
(А.Л. Венгер)