Психопрофилактическая работа – вид деятельности практического психолога, разновидность психологической помощи, направленная на предупреждение возникновения различных отклонений в развитии людей, сохранение, улучшение, укрепление психического здоровья.
Психопрофилактика – это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья людей на всех этапах жизни.
Выделяют три уровня психопрофилактики.
I уровень – первичная профилактика. Психолог работает с людьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах.
II уровень – вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех людей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у людей трудностей в поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как люди станут социально или эмоционально неуправляемыми.
|
|
III уровень – третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на людях с ярко выраженными поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем.
Психологическая профилактика предполагает:
1) ответственность за соблюдение психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в развитии, в поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом на следующую возрастную ступень.
ПСИХОДИАГНОСТИКА - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека.
Переход от поверхностных, наблюдаемых симптомов и признаков к диагностическому выводу в научной психодиагностике требует применения особых методик и процедур. Таким образом, к основным понятиям психодиагностики следует прежде всего отнести: диагностические признаки и диагностические категории.
Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и регистрировать. Категории скрыты от непосредственного наблюдения (латентные переменные). Особая трудность психологической диагностики заключается в том, что между признаками и категориями не существует строгих взаимнооднозначных связей. Для однозначного вывода одного симптома недостаточно. Нужно проанализировать комплекс симптомов с помощью тестов.
|
|
Тест в психодиагностике - это серия однотипных стандартизированных кратких испытаний, которым подвергается испытуемый. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.
Стандартизованные количественные тесты эффективнее в тех случаях, когда нужно получить хотя бы приближенные данные о целой группе людей в кратчайшие сроки и при этом принять строгоальтернативное решение, требующее количественного обоснования своей надежности.
Экспертные методы более эффективны в руках опытных, профессионально - подготовленных психодиагностов - психологов. Они позволяют глубже и точнее проникнуть в уникальную жизненную ситуацию отдельного конкретного человека, но требует гораздо больше времени на индивидуальную работу с ним.
Особое значение для психодиагностики имеет понятие - норма. В психодиагностике следует различать как минимум два различных вида норм: статистические и социокультурные. Первый вид чаще применяется для оценки стилевых и мотивационных черт. Второй вид - для оценки способностей и достижений.
Статистическая норма - это средний диапазон на шкале измеряемого свойства. Нормой здесь считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует статистически среднего индивида.
Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно считается в обществе необходимым.
Для психолога, занимающегося диагностикой как теоретической дисциплиной, возникают такие вопросы:
• Как выглядят на уровне фактов поведения человека защитные механизмы личности;
• Каким способом зафиксировать их наличие.
Можно говорить, что психодиагностика опирается на основные методы психологии:
• принцип отражения (адекватное отражение окружающего мира обеспечивает человеку эффективную регуляцию его деятельности);
• принцип развития (ориентация на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений);
• принцип диалектической связи сущности и явления (взаимное обусловливание этих философских категорий на материале психической реальности при условии их нетождественности);
• принцип единства сознания и деятельности (сознание и психика формируются в деятельности человека, действительность одновременно регулируется сознанием, психикой).
Результат работы психолога в области теоретической психодиагнностики - методика или метод получения психологической информации, который может быть передан для использования коллегами.