Тема 4. Психологические воззрения в Новое время (XVII-XVIII вв.)
Общая характеристика психологических воззрений в Новое время на фоне общей картины развития европейской культуры. Рационализм как принцип познания. Ценность индивидуальности в западноевропейской традиции. Психологические и методологические идеи Ф. Бэкона. Р. Декарт как психолог и методолог. Психофизическая проблема; проблема врожденных идей; представление о рефлекторной дуге; принципы познания. Психологические воззрения Б. Спинозы. Монистический подход. Принцип уподобления. Монадология В. Лейбница и ее влияние на будущую психологию. Проблема бессознательного. Д. Локк и проблема опыта. Психолого-педагогические идеи Д. Локка. Представление об ассоциации.
Универсализация принципа ассоциации в представлениях Д.Юма.. Д. Гартли; становление психологического ассоцианизма. Общая характеристика психологического ассоцианизма и его основных принципов. Основные особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии.. Психолого-педагогические приложения ассоцианизма.
Эмпиризм как принцип новой психологии. Представления о строении души. Х.Вольф и идеи эмпирической психологии.
Психологические воззрения французских материалистов. Проблема двойной детерминации.
Ж.-Ж.Руссо и истоки гуманистической психологии. Проблемы возрастной и педагогической психологии в трудах Ж.-Ж.Руссо.
Ф. Месмер, его роль в становлении психотерапии и будущей практической психологии личности.
Психологические идеи в русской философии и науке ХVIII в.
Философско-психологические взгляды Г.С.Сковороды: проблема сущности человека и способа ее постижения через самосозерцание. Психологические идеи М.В.Ломоносова. Теория ощущений. Прикладные психологические проблемы в трудах М.В.Ломоносова. Психологические проблемы в работах Н.И.Новикова. Психологические идеи А.Н.Радищева: психофизическая проблема; проблема смертности души; проблема роли культуры в психической жизни; идея человека как существа соучаствующего и сочувствующего.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 4.
1. Проблема врожденного и приобретенного в воззрениях Р.Декарта и Д.Локка.
2. Психологические идеи в ранней русской философии и науке.
Основная литература: 2, 5
Дополнительная литература: 6
Западноевропейский ассоцианизм в 1-й половине XIX в., влияние на него новых физиологических идей и открытий. Трактовка ассоциации как имманентного свойства ума. Соединение идей ассоцианизма и «Шотландской школы» в работах Т.Брауна. «Жесткий ассоцианизм» Д.Милля; воплощение его идей в педагогической практике. Сближение логики и психологии в учении Д.С.Милля. А.Бэн как последний представитель классической ассоцианистической психологии. Правило «проб и ошибок», его влияние на последующее развитие психологических идей. Г.Спенсер: эволюционные идеи в ассоцианистической психологии. И.Ф.Гербарт и особенности немецкого ассоцианизма. Идея конфликта представлений; роль бессознательного; возможности применения математики к психологическому материалу.
Распространение френологии, ее влияние на развитие психологии и психофизиологии.
Психологические представления в России в 1-й половине XIX в. Особенности становления русской философии в данный период. А.И.Галич; его труд «Картина человека» как первое собственно психологическое произведение русской научной литературы. Психологические проблемы в русской художественной литературе начала века. Психологические идеи ранних славянофилов. Противостояние ценности индивидуализма; психологический аспект принципов соборности и общинности. Психолого-педагогические аспекты идей славянофилов.
Психологические идеи мыслителей революционно-демократического направления.
Вопросы для самостоятельной работы по теме 5
1. Основные принципы классического ассоцианизма.
2. Особенности развития ассоцианизма в Англии, Франции и Германии в ХIХ в.
Основная литература: 2, 3, 5