Психика– это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Суждения о природе и механизмах проявления психики:
1 – это свойство только живой материи.
2– способнасть отражать объективный мир.
3 – живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.
4 основных уровня развития психики живых организмов:
1 – Раздражимость
Реагирование реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.
2 – Чувствительность (ощущения)
Характеризует общую способность к ощущениям. Реагирование происходит на биологичсеки нейтральные факторы внешней среды.
3 – Поведение высших животных (внешне обусловленное поведение)
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Разные существа, в зависимости от уровня психичсекого развития обладают поведением различной сложности.
4 – Сознание человека (самодетерминированное поведение)
Высший уровень психичсекого отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.
С практической точки зрения: сознание – непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, неопсредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность.
Человека отличает от животных не сама деятельность, а механизмы ее протекания. В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свю «Я-концепцию».
Адекватность поведение определяется его критичностью – механизм контроля за своим поведением.
Наличие у человека способности к сознательной деятельности проявляется в труде.
Функции психики в сфере взаимодействия живых организмов и окружающей среды:
1 – отражение окружающей действительности
2 – сохранение целостности организма
3 – регуляция поведения
Являются элементами интегративной функции психики – обеспечение адаптации живого организма к условиям окружающей среды.
Адаптация имеет внутреннюю направленность (обеспечение постоянства внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма) и внешнюю направленность (обеспечение адекватного контакта живого существа с внешней средой).
Культурно-историческая теория происхождения психики человека – Вгодский.
Человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных – высшие психические функции (сознание). Они имеют социальную природу.
К ним относятся: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышлениеи др.
3 составные части концепции:
1 – Человек и природа. При переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекто со средой. Существую механизмы изменения природы со стороны человека – создание орудий труда, развитие материального производства.
2 – Человек и его собственная психика. Человек, овладев природой, научился овладевать сбственной психикой, у него появились высшие психичсекие функции, выражающиеся в формах произвольного поведения. Человек овладел своим поведением с помощью психологичсеких орудий – знаков.
Знаки – искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психичсекими процессами.
3 – Генетические аспекты. Из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Процесс превращения интерпсихичсеких отношений (межличностных) в интрапсихические – интериоризация (превращение внешних средств-знаков во внутренние).
В онтогенезе наблюдается тот же самы принцип.
В концепции Выгодского можно выделить два фундаментальных положения. 1 – высшие психические функции имеют опопсредованную структуру. 2- для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков. Человек принципиально отличается от животного, тем что он овладел природой с помощью орудий.