double arrow

Понятие социального поведения. Просоциальное и асоциальное поведение. Агрессия


О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.

Просоциальное поведение (от лат. рrо – приставка, обозначающая действующего в интересах кого–то и socialis – общественный) — поведение индивида, которое ориентировано на благо социальных групп и отдельных личностей. Противоположно антисоциальному поведению.

В целом просоциальное поведение характеризует поступки, совершаемые одним человеком для другого и ради его пользы. Это определение верно и в том случае, когда помогающий тоже получает пользу. Необходимо осознать важную истину о просоциальном поведении: люди редко помогают по какой-то одной причине. Мы помогаем, чтобы: 1) улучшить наше собственное благополучие; 2) повысить социальный статус и заслужить одобрение других; 3) поддержать наш образ «я»; 4) справиться с собственным настроением и эмоциями.

Асоциальное поведение – тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.




Асоциальное поведение и антисоциальное поведение – не одно и то же. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Чаще в психологической литературе антисоциальное поведение именуют агрессивным.

Агрессия – поведение, рассчитанное на причинение вреда другому человеку.

Выделяют следующие виды агрессии:

непрямая и прямая агрессия (непрямая агрессия: причинение вреда другому без конфликта лицом к лицу, например, злобные сплетни; прямая агрессия: причинение кому-нибудь вреда «в лицо», например, физическая агрессия – удары руками, ногами, или вербальная агрессия – оскорбление, угрозы);

эмоциональная и инструментальная агрессия (эмоциональная агрессия: поведение, причиняющее вред другому человеку, дающее выход гневным чувствам, например, кто-то в ярости бросает в сослуживца стул; инструментальная агрессия: причинение кому-либо вреда с целью достижения какой-либо другой (неагрессивной) цели, например, наемный киллер убивает ради денег).

Если рассматривать социальное поведение с точки зрения продуктивности, то в социальной психологии известные исследования, показывающие, что в определенных обстоятельствах другие могут способствовать улучшению результатов, а в других случаях – ухудшению. В первом случае речь идет о социальной фасилитации, а во втором – социальной ингибиции.



Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

Еще в 1897 году Норманн Триплет провел эксперимент по тестированию велогонщиков в гонке на 25 миль в индивидуальном и групповом вариантах. Участники групповой гонки показали результаты на 5 секунд в милю лучше, чем участники индивидуальной группы. В. Меде нашел, что при коллективной работе выигрывают слабые члены группы, а сильные проигрывают. Установлено, что возникновение феномена социальной фасилитации зависит от характера выполняемых человеком задач: сложные, творческие задачи в большинстве случаев лучше выполнять в одиночестве, а простые – в группе. Присутствие наблюдателя положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.

Руководители различных уровней осознанно или неосознанно часто учитывают процесс социальной фасилитации, организуя рабочие места таким образом, чтобы каждый сотрудник постоянно находится на виду у коллег и у начальства.

Однако, по мнению ряда ученых, не всегда другие люди способствуют повышению эффективности деятельности. Ф. Олпорт писал: «Работа в обществе других, хотя бы между ними и не было прямого контакта и общения, создает, тем не менее, воздействия тормозящего характера». Действительно, в ряде случаев реальное или воображаемое присутствие других людей ведет к ухудшению результатов деятельности. Данное явление получило название социальной ингибиции



Социальная ингибиция – ухудшение показателей деятельности в присутствии других людей.

Окружающие вольно или невольно отвлекают и даже раздражают. Особенно когда дело не ладится – тут чужое присутствие не только не помогает, но даже мешает сосредоточиться на задаче. Соответственно и эффективность работы падает. Т.е. присутствие окружающих не только подстегивает, но и одновременно отвлекает внимание.

Явление социальной фасилитации и ингибиции хорошо объясняется с помощью понятия «доминантная реакция». Доминантная реакция – это временно господствующая рефлекторная система, т.е. система привычных действий, которая придает поведению целенаправленный характер. Так вот, возбуждение, которое обусловлено присутствием других, всегда усиливает доминантную реакцию. Повышенное возбуждение улучшает решение простых задач. Но это же возбуждение мешает выполнению неосвоенных и сложных операций.

Большое влияние на поведение человека оказывает научение. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, т.е. научение – процесс преимущественно неосознаваемый для субъекта. Поэтому социальное научение осуществляется посредством механизмов заражения, подражания, внушения, подкрепления. Наше собственное научение и, соответственно, развитие возможно исключительно благодаря другим людям. Т.е. научение является социальным процессом.

Чему учиться и как учиться – все это обусловлено ценностями социальной среды и способами передачи общественного опыта. В психологической практике распространенным является метод социального научения, осуществляемый в тренинговой работе. Группы тренинга умений предназначены для обучения приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложными жизненными ситуациями. Основными процедурами социального научения в таких группах выступают моделирование (предъявление образцов адаптивного поведения), репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание), инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цель), подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителем группы).

Регуляция поведения конкретного человека зависит от того, как осуществляется контроль со стороны различных социальных групп.

Социальный контроль – система воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения.

Социальный контроль в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т.е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что в корпоративной группировке негативное санкционирование (наказание, принуждение и т.д.) существенно превалирует над позитивным (поощрение, одобрение и т.д.). Любое нарушение групповых норм воспринимается общностью как угроза самому ее существованию и приводит к немедленному наказанию. Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью и дифференцированностью, что способствует формированию самоконтроля у членов коллектива.

В основе регуляции социального поведения человека, по мнению В.А. Ядова, лежит система личностных диспозиций.

Личностная диспозиция – внутренняя готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать и действовать в отношении какого-либо объекта.

Ученым предложено выделять 4 уровня личностных диспозиций, каждый из которыхвлияет на различные уровни активности.

Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки, они формируются на основе витальных (пояснить термин)потребностей и в простейших ситуациях, в условиях семейного окружения и в самых низших «предметных ситуациях». Этот уровень диспозиций можно обозначить как элементарная фиксированная установка. Аффективный компонент играет значительную роль при формировании диспозиций.

Второй уровень это более сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека в общении, осуществляемом в малой группе, и соответственно в тех ситуациях, которые заданы деятельностью в этой группе. Здесь регулятивная роль диспозиции заключается в том, что личность уже вырабатывает какие-то определенные отношения к тем социальным объектам, которые включены в деятельность на данном ее уровне. Диспозиция такого уровня соответствует социальной фиксированной установке, или аттитюду, которые по сравнению с элементарной фиксированной установкой имеет сложную трехкомпонентную структуру и содержит когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Третий уровень определяет общую направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности, или базовые социальные установки. Диспозиции такого рода формируются в тех сферах деятельности, где личность удовлетворяет свою потребность в активности, проявляемой как конкретная «работа», конкретная область досуга и пр. Так же как и аттитюды, базовые социальные установки имеют трехкомпонентную структуру, т.е. это не столько выражение отношения к отд. социальному объекту, сколько к каким-то более значимым социальным областям.

Четвертый, высший уровень диспозиций образует система ценностных ориентаций личности, которые регулируют поведение и деятельность личности в наиболее значимых ситуациях ее социальной активности. В системе ценностных ориентаций выражается отношение личности к целям жизнедеятельности, к средствам удовлетворения этих целей, т.е. к таким «обстоятельствам» жизни личности, кот. могут быть детерминированы только общими социальными условиями, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов. Преобладающее выражение получает когнитивный компонент диспозиций.

Предложенная иерархия диспозиционных образований выступает как регулятивная система по отношению к поведению личности. Более или менее точно можно соотнести каждый из уровней диспозиций с регуляцией конкретных типов проявления деятельности.







Сейчас читают про: