Тема 3. Ощущение и восприятие как психические процессы

1. Понятие ощущения. Ощущение является одним из простейших познавательных психических процессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия — раздражением.

Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение – продукт развития в филогенезе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения.

Раздражение вызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности.

Ощущение – простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства) предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую часть анализатора.

Главной особенностью ощущения является то, что отражается лишь одно какое-либо качество предмета обособленно.

На этом уровне еще нет синтеза ощущений в более качественное отражение. Это уровень наиболее элементарного отражения. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета. Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека.

 

2. Физиологическая основа ощущений. Физиологическая основа ощущений — сложная деятельность органов чувств. И. П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений, — анализаторами. Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецептор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздействия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в коре полушарий головного мозга. Каждый рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составляют все органы чувств — глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. Рецепторы могут находиться на поверхности тела (экстерорецепторы) и во внутренних органах и тканях (интерорецепторы). Рецепторы, находящиеся на поверхности тела, реагируют на внешние раздражители. Такими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вкусовой, обонятельный анализаторы. Рецепторы, расположенные на поверхности внутренних органов тела, реагируют на изменения, происходящие внутри организма. С деятельностью интерорецепторов связаны органические ощущения. Промежуточное положение занимают проприо-рецепторы, находящиеся в мышцах и связках, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль специализированного, воспринимающего аппарата. В зависимости от месторасположения рецептора различают внешние анализаторы (у которых рецепторы находятся на поверхности тела) и внутренние (у которых рецепторы расположены во внутренних органах и тканях). Промежуточное положение занимает двигательный анализатор, рецепторы которого находятся в мышцах и связках. Для всех анализаторов общими являются болевые ощущения, благодаря которым организм получает информацию о разрушительных для него свойствах раздражителя.

3. Условия возникновения ощущений. Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями. Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. В нервной ткани процесс раздражения вызывает возбуждение. Возбуждение систем нервных клеток, наиболее совершенных по своей организации, при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

4. Классификация ощущений. В качестве основных видов ощущений различают кожные ощущения — прикосновения и давления, осязание, температурные ощущения и болевые, вкусовые и обонятельные ощущения, зрительные, слуховые, ощущения положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т. д.). Различные модальности ощущений, так резко друг от друга отдифференцированные, сложились в процессе эволюции. И по настоящее время существуют еще далеко не достаточно изученные интермодальные виды чувствительности.По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.

Охарактеризуем кратко каждый из названных видов ощущений.

1. Зрительные ощущения. Они возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза — сетчатку, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов — палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму.

2. Слуховые ощущения. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны —■ продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Орган слуха человека реагирует на звуки в пределах от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука — формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам — речевые, музыкальные, шумы.

3. Вибрационные ощущения. К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

4. Обонятельные ощущения. Они относятся к дистантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих нас предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. В группу контактных ощущений, как уже отмечалось, входят вкусовые, кожные (болевые, тактильные, температурные) ощущения.

5. Вкусовые ощущения. Вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы — вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки, нёба, — различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная (ощущения холода и тепла), болевая. Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшее скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому руки могут отражать форму и пространственное положение предметов. Тактильные ощущения вместе с температурными представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т. п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.

Если прикоснуться к поверхности тела, затем надавить на него, то давление может вызвать болевое ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность дает знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеет ярко выраженный эмоциональный тон.

Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения — связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.

Особое место и роль в жизни и деятельности человека занимают интерорецептивные (органические) ощущения, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

К органическим ощущениям относят, в первую очередь, чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее. то есть к гибели от истощения.

5. Основные свойства ощущений. Под свойствами ощущений понимают их качественные и количественные характеристики. Одно из первых системных исследований свойств ощущений связано с американским психологом Э. Б. Титченером. Он выделил такие свойства ощущений, как качество (модальность), интенсивность, длительность и отчетливость (ясность).

КАЧЕСТВО (модальность) ощущений — специфические особенности данного вида ощущения, определяющие способность воспринимать и обрабатывать информацию внешней среды только определенного вида (например, при слуховых ощущениях речь идет о высоте, тембре, громкости; при зрительных ощущениях — цветовые тона, яркость; при вкусовых ощущениях качественными характеристиками являются сладкий — кислый; горький — соленый и др.).

ИНТЕНСИВНОСТЬ ощущений — количественное свойство, указывающее на силу действующего раздражителя и зависимое от функционального состояния органа чувства (т.е. при нормальной работе органа чувств рецептор в состоянии обрабатывать информацию определенного рода, при различных «сбоях» (например, в случае болезни) при той же силе (интенсивности) раздражителя ощущение может быть другим.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ощущения — свойство, связанное со временем действий раздражителя на орган чувства, и соответственно, также зависимое от функционального состояния последнего. С момента начала воздействия раздражителя до возникновения ощущения как психического процесса существует так называемый латентный («скрытый») период — время, необходимое до поступления импульса от рецептора до соответствующих участков головного мозга. В то же время после окончания воздействия раздражителя ощущения часто не исчезает. Это явление связывают с т.н. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМИ ОБРАЗАМИ.

ОТЧЕТЛИВОСТЬ (ясность) — свойство ощущений, указывающее насколько возникающее в психике отражение внешнего воздействия является субъективно ярко воспринимаемым. Одно ощущение может нами осознаваться очень ясно, другое наоборот — как нечто смутное, диффузное.

Рассмотренные свойства не позволяют в достаточной мере полно описать ощущения. Поэтому исследователями в качестве других свойств ощущений также выделяются пространственная локализация, адаптация, пороги ощущений, сенсибилизация, контраст и другие. Кратко приведет их описание.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ РАЗДРАЖИТЕЛЯ — свойство ощущения, основанное на анализе рецептором месторасположения воздействующего раздражителя. Соответственно, данное свойство позволяет человеку ориентироваться во внешней среде, адекватно адаптируясь к ее воздействиям.

АДАПТАЦИЯ — приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. Каждый орган чувства может в определенных пределах изменять свое функциональное состояние, благодаря чему и обеспечивается адаптация. Частным случаем проявления адаптации можно считать такое свойство ощущений, как контраст.

КОНТРАСТ — свойство ощущения, проявляющееся в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ — свойства ощущений, связанные с количественными характеристиками раздражителей, влияющие на появление и изменение ощущений. В частности, выделяют НИЖНИЙ и ВЕРХНИЙ ПОРОГ ОЩУЩЕНИЙ. Существует минимальная интенсивность раздражителя, при действии которого появляется минимальное, едва заметное ощущение. Эту минимальную интенсивность раздражителя Г.Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (или нижний порог ощущений). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Наличие ощущение наблюдается до определенной максимальной величины раздражителя, называемой верхним порогом ощущений. Если же воздействие раздражителя продолжается и сверх верхнего порога, наблюдается нарушения в функционировании органа чувств, сопровождаемой болью и другими негативными последствиями.

Благодаря органам чувств человек может не только констатировать наличие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их качеству и силе. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое субъектом различие интенсивности ощущения, называется порогом различения или разностным порогом чувствительности.

Иногда в качестве свойства ощущений называют сенсибилизацию. СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ — повышение чувствительности анализаторов в связи с повышением возбудимости коры головного мозга под влиянием одновременной деятельности других анализаторов.

6. Понятие о порогах чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию — способность ощущать слабые различия между раздражителями. Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Человеку не дано слышать тиканья часов, находя­щихся в другой комнате, видеть звезды шестой величины. Для того чтобы ощущение возникло, сила раздражения должна иметь определенную величину. Минимальная величина раздражителя, при котором впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, сила действия которых, лежит ниже абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не зна­чит, что они не оказывают никакого воздействия на организм. Так, исследования отечественного физиолога Г. В. Гершуни и его сотрудников показали, что звуко­вые раздражения, лежащие ниже порога ощущения, могут вызывать изменение электрической активности мозга и расширение зрачка. Раздра­жители, не вызывающих ощущений, называются подпороговыми.

Начало изучению порогов ощущений было положено немецким физиком, пси­хологом и философом Г. Т. Фехнером, который считал, что материальное и идеальное — это две стороны единого целого. По его мнению, процесс создания психического образа может быть представлен следующей схемой:

Раздражение --> Возбуждение --> Ощущение --> Суждение
(физика) (физиология) (психология) (логика)

Самым главным в идее Фехнера было то, что он впервые включил элементарные ощущения в круг интересов психологии. Величину стимула, при которой на­чинается ощущение, Фехнер назвал нижним абсолютным порогом. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевые ощущения. Верхний абсолютный порог иногда называют болевым порогом. Абсолютные пороги – верхний и нижний – определяют границы доступного нашему восприятию окружающего мира.

7. Понятие о сенсорной адаптации. Как показывают исследования, абсолютная и относительная чувствительность могут меняться в очень больших пределах. Например, в темноте зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать при переходе из темной комнаты на свет или из ярко освещенного помещения в темноту: сначала ничего не видно, но через несколько минут глаза привыкают, и становится возможным различить находящиеся там предметы. В обоих случаях человек временно “слепнет”, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению или темноте. Данный пример изменения чувствительности связан с явлением сенсорной адаптации.

Сенсорная адаптация – изменение чувствительности, происходящее вследствие приспособления органа чувств к действующим на него раздражителям. Как правило, адаптация выражается в том, что при действии на органы чувств достаточно сильных (или длительно действующих) раздражителей чувствительность уменьшается (пример с перчаткой на руке), а при действии слабых раздражителей или при отсутствии раздражителя чувствительность увеличивается.

Особенно быстро и легко человек адаптируется к запаху. Хуже всего человек адаптируется к боли, потому что болевые ощущения защищают организм от разрушения. Представьте, что было бы, если бы мы не ощущали боли при прикосновении к горячему или колющему, режущему предмету.

Таким образом, можно выделить следующие виды адаптации:

·Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя.

·Притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.

· Повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и тренировки (упражнений) называется сенсибилизацией. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам, а в дальнейшем постепенно снижается.

8. Понятие о сенсорной депривации. Сенсорная депривация наблюдается, когда индивид находится в ситуации отсутствия воздействия каких-либо раздражителей на его организм. В 1956 году в Университете Мак-Гилла группой психологов был произведен следующий эксперимент. Исследователи предлагали добровольцам пробыть как можно дольше в специальной камере, где они были максимально ограждены от внешних раздражителей мира. Выявилось, что большинство испытуемых оказались неспособными выдержать такие условия дольше 2-3 дней. Был сделан вывод о том, организм нуждается в постоянном поступлении стимулов от изменяющегося окружающего мира. У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют. Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела. И только после нескольких лет исследований (1977г.) он прокомментировал свои эксперименты. По мнению Лилли, условия изоляции в камере увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия внешних раздражителей. Лилли отмечал, что после периода внутреннего напряжения, которое он чувствовал сам, и чувствовало большинство испытуемых в Университете Мак-Гилла, и которое становится почти невыносимым, постепенно наступает новое состояние сознания, сопровождающееся множеством зрительных образов – всевозможных галлюцинаций и иллюзий. Когда человек воспринимает эти явления спокойно и не рассматривает их как патологические, они позволяют ему испытывать своеобразное ощущение “океанской волны”, которое достигает такой интенсивности, что несколькими часами позже, в момент выхода из изолированной камеры, он чувствует себя вновь рожденным. В отличие от опыта восточных мастеров медитации, при опыте в изолированной камере происходит резкий разрыв с постоянно действующей на организм реальностью. И тогда организм сталкивается со своим внутренним миром и со всеми видениями, которые развиваются и проявляются вне реальности.9. Понятие и репрезентативных системах.

10. Общая характеристика процесса восприятия. Восприятие — это психический процесс, отражающий целостный образ предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. Суть этого процесса так же, как и процесса ощущения, состоит в отражении реально существующего мира. Понятия “ощущение” и “восприятие” тесно взаимосвязаны между собой, четкой границы между этими процессами нет – они взаимопереходят друг в друга. Однако между ними существуют коренные различия. Содержание ощущений не выходит за пределы элементарных форм отражения и заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изоли­рованных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. Но оно не сводится к простой сумме ощущений. Это нечто целое, куда входит и воспроизведенный прошлый опыт, и процессы осмысления того, что воспринимается, и др. психические процессы. Другими словами, восприятие отличается от ощущения тем, что это активный процесс, в результате которого формируется образ объекта.Основным отличием восприятия от ощущения является целостное отображение предмета через отражение всей совокупности его свойств. Восприятие часто называют перцептивной системой человека.

11. Фазы восприятия. Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Известно, что мозг человека обладает механизмами, которые упорядочивают процессы восприятия. С первых минут жизни новорожденный оказывается под воздействием колоссального количества раздражителей, которые, достигнув мозга, сортируются по категориям, прежде чем отложиться в памяти.

В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как активную перцептивную деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

Результат восприятия – психический образ объекта

В формировании перцептивного образа принимает участие мышление. Процесс восприятия требует объедине­ния группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприя­тия участвует память. Иными словами, способ классификации воспринимаемых явлений тесно связан с предыдущим жизненным опытом.

Таким образом, восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности. Оно состоит из следующих перцептивных фаз:

1. Обнаружение (исходная фаза, на которой происходит выделение объекта из общего фона раздражителей).

2. Различение (выделение в объекте наиболее характерных признаков, по которым его можно опознать).

3. Идентификация (отождествление объекта с образцами, находящимися в памяти).

4.Опознание объекта (совпадение его с имеющимся в памяти образцом, отнесение его к определенной категории объектов, “называние объекта”).

На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощуще­ний комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной катего­рии с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.

Важную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, а также волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую он при этом проявляет. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность личности.12. Виды восприятия.

12. Виды восприятия. Опираясь на современную психологическую литературу, выделяют несколько вариантов классификации восприятия (рис. 4). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.

Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

Восприятие пространства и времени. Восприятие пространства и времени занимает особое место среди всего того, что человек воспринимает. Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление су­ществует во времени. Восприятие человеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обу­словлено тем, что пространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необхо­димо задействовать целый ряд совместно работающих анализаторов. При этом восприятие пространства может протекать на разных уровнях. К пространственным свойствам предмета относятся: величина, форма, положе­ние в пространстве. В восприятии трехмерного пространства, прежде всего, задействованы функ­ции специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе, а также аппарат бинокулярного зрения.

Восприятие времени, несмотря на важность данной проблемы, изучено гораз­до меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Сложность изучения данного вопроса заключается в том, что время не воспринимается как явление мате­риального мира. О его течении можно судить лишь по определенным признакам.

Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием “биологических часов”. В целом, при исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной последовательности.

Оценка длительности временного отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если событий было много, и они были интересны, то время идет быстрее. И наоборот, если событий было мало или они были не интересны, то время тянется медленно. Временной отрезок, заполненный разнообразными событиями, кажется более продолжительным, и наоборот.

Оценка длительности времени зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное отношение к себе, то время кажется быст­ро идущим. И наоборот, негативные переживания удлиняют временной отрезок.

Кроме внутренних механизмов восприятия времени человек также пользуется определенными величинами временных интервалов. Такими интервалами могут быть день, неделя, месяц, год, столетие и т. п. Существование этих интервалов возможно потому, что в них чере­дуется определенная смена событий, например заход и восход солнца. Так, по ко­личеству восходов мы можем судить, сколько прошло дней, недель, месяцев, лет.

Таким образом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта: субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с на­шей личной оценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от запол­ненности данного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности. Объективно-условный аспект связан с объективным течением со­бытий и чередой условно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспект отражает внутреннее ощущение времени, то второй аспект помога­ет человеку ориентироваться во времени.13. Основные свойства восприятия.

 

Свойства восприятия.

К основным свойствам восприятия следует отнести следующие:

·предметность,

·целостность,

·структурность,

·константность,

·осмысленность,

·избирательность.

Предметность восприятия — это способность отражать объекты и явления ре­ального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожден­ным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. И. М. Се­ченов полагал, что предметность формируется на основе движений, обеспечиваю­щих контакт ребенка с предметом. Без участия движения образы восприятия не обладали бы качеством предметности, т. е. отнесенности к объектам внешнего мира. Иначе говоря, предметность – это соотнесенность образа с предметом. Таким образом, возможность предметного вос­приятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента (движения руки, микро- и макродвижения глаз).

Другим свойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Компонен­ты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями. Другими словами, целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкрет­ного предмета.

С целостностью восприятия связана и его структурность (свойство, противоположное целостности) – способность различать части в образе предмета или явления, вследствие чего человеку доступно установление отношений между частями. Например, если человек слу­шает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают зву­чать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом. Очевидно, что последняя из услышанных нот сама по себе не может быть основой для такого понимания — в сознании слушающего продолжает звучать вся мело­дия с разнообразными взаимосвязями входящих в нее элементов. Таким образом, восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с кото­рым мы столкнулись в реальном мире.

Следующим свойством восприятия является константность. Константностью называется относительное постоянство отражения некоторых свойств предметов при изме­нении физических условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомо­биль будет восприниматься как большой объект, хотя его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше его изо­бражения, как если бы он находился рядом.

Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцеп­тивной системы компенсировать изменения условий восприятия, человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные. Константность, таким образом, уменьшает разнообразие внешнего мира, экономит объем памяти, уменьшая описание образов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

Таким образом, свойство константности объясняет­ся тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особен­ностям воспринимаемого объекта и условиям его существования. Без констант­ности восприятия человек не смог бы ориентироваться в бесконечно многообраз­ном и изменчивом мире.

Следующим свойством восприятия является его осмысленность. Перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как уже говорилось выше, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательно воспринимать предмет — это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к опреде­ленной группе, классу, связать его с определенным словом.

Еще одно свойство восприятия — избирательность. Оно заключается в том, что в любой момент времени человек может воспринимать только один предмет или конкрет­ную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являют­ся фоном восприятия, т. е. не отражаются в сознании. Например, студент, слушая лекцию или читая книгу, совсем не обращает внимания на то, что происходит у него за спиной.

Содержание восприятия определяется и личностными особенностями человека, а именно: мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей. Контролер ОТК на производ­стве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него вырабо­талась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски вос­принимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.

14. Феномены восприятия. Феномены восприятия лучше всего были описаны и проанализированы школой гештальтпсихологии.

1. Закон фигуры и фона.

Самый важный из принципов гештальпсихологии состоит в том, что любой образ или предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне. В соответствии с эти различают предмет, или объект, восприятия, т. е. то, на чем сосредоточено в данный момент восприятие, и фон, который образуют все другие предметы, действующие на индивида в это же время, но отступаю­щие, по сравнению с объектом восприятия, “на задний план”. Мозг человека имеет тенденцию (по-видимому, врожденную) структурировать сигналы таким образом, что все, что меньше по размеру или имеет более правильную конфигурацию, а главное то, что имеет какой-то смысл, воспринимается как фигура: она выступает на некотором фоне, а сам фон воспринимается гораздо менее структурированным.

Фигурой принято называть замкнутую, выступающую вперед, привлекающую внимание часть феноменологического поля, а все, что окружает фигуру, представляет собой фон.

Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Выделение предмета из фона облегчает знание того, что надо най­ти, в особенности, если это конкретный образ предмета, а также выделение предмета из фона, что дает возможность обвести контуры предмета или пере­брать предметы руками, т. е. возможность манипуляции предметами.

Следует отметить, что соотношение предмета и фона — это соотношение дина­мическое. То, что в данный момент относится к фону, может через некоторое вре­мя стать предметом, и наоборот, то, что было предметом, может стать фоном. Под­тверждением этого является следующий пример. На рис 5. изображена белая ваза на фоне черного круга, но если внимательно присмотреться к данному рисун­ку, то можно заметить, что фон также несет определенное смысловое значение. В этом случае можно увидеть, что изображена не ваза, а профили человеческих лиц.

2. Закон заполнения пробелов.

Вторым важным принципом гештальтпсихологии является принцип заполнения пробелов. Он проявляется в том, что наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром. Поэтому, когда предмет, образ, мелодия, слово или фраза представлены лишь разрозненными элементами, мозг будет автоматически пытаться собрать их воедино и добавить недостающие части. Например, когда по радио вдруг прерывается исполнение известной песни или рекламное объявление, слышанное тысячу раз, мозг человека машинально восстанавливает недостающее.

3. Парадоксы восприятия

Организация перцептивных процессов и черты постоянства (константности) обеспечивают непротиворечивое и связное восприятие окружающего. Однако существуют случаи, когда восприятие искажено:

-когда от самих предметов поступают противоречивые сигналы - в этом случае речь идет о двусмысленных картинках, которые на первый взгляд кажутся "нормальными", но вскоре делаются непонятными, поскольку вызывают два противоречивых восприятия, причем нет никакого признака глубины, который позволил бы определить, что является фигурой, а что фоном.

-когда индивидом неправильно интерпретируются монокулярные сигналы, получаемые от предметов: некоторые признаки перспективы, глубины, формы или величины, вступая в противоречие между собой, порождают зрительные иллюзии.

Одно из объяснений ряда иллюзий основано на склонности воспринимать как более крупное то, что находится дальше, с учетом эффекта перспективы. Это заставляет мозг человека ошибочно преувеличивать размеры того из двух равных предметов, который больше удален (это, например, происходит в случае с иллюзией Мюллера – Лайера).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: