“Словообразование в клинической терминологии.”
Задание 4. Составьте конспект темы “Структура клинического термина” по учебному пособию “Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии” стр. 79-81 (в тетради по словообразованию). Проработайте занятие 1, 2 стр.86-93 по учебному пособию “Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии”.
Задание 5. Составьте таблицу №1 “Латинские и греческие приставки” по образцу из § 1 (Приложение 2):
Латинская приставка | Греческая приставка | Значение | Пример |
contra- | anti- | против, противоположный | contralateralis antidotum |
Задание 6. Составьте таблицу №2 “Суффиксы” по образцу из § 2, 3 (Приложение 2):
Суффикс | Значение | Пример |
-ur- | результат действия | fractura |
ЗАНЯТИЕ № 11
Тема: Cтруктура анатомических терминов. Введение в клиническую терминологию.
Задание 1. Выпишите в словарь слова в словарной форме с указанием склонения и выучите их (лексический минимум):
I склонение существительных | |
capsula, ae, f - капсула (оболочка) cellula, ae, f - ячейка, клетка junctura, ae, f - соединение | trachea, ae, f - трахея (дыхательное горло) vagina, ae, f - влагалище valvula, ae, f - заслонка |
II склонение существительных | |
bronchus, i, m - бронх cerebellum, i, n - мозжечок lobus, i, m - доля lumbus, i, m - поясница | oculus, i, m - глаз nodulus, i, m - узелок thalamus, i, m - зрительный бугор thymus, i, m - вилочковая железа |
IV склонение существительных | |
abscessus, us, m - абсцесс, гнойник recessus, us, m - углубление, карман | sensus, us, m - чувство tractus, us, m - путь, тракт |
Прилагательные I группы | |
fibrosus, a, um - фиброзный lacteus, a, um - молочный liber, era, erum - свободный membranaceus, a, um - перепончатый nervosus, a, um - нервный oblongatus, a, um - продолговатый | opticus, a, um - зрительный rotundus, a, um - круглый ruber, bra, brum - красный sanguineus, a, um - кровеносный spurius, a, um - ложный sympathicus, a, um - симпатический |
Прилагательные II группы | |
cerebellaris, e - мозжечковый cerebrospinalis, e - спинномозговой fibularis, e - малоберцовый intermuscularis, e - межмышечный labialis, e - губной | pulmonalis, e - легочный renalis, e - почечный sacralis, e - крестцовый superficialis, e - поверхностный synovialis, e - синовиальный |
Выполните следующие тренировочные задания:
Задание 2. Постройте следующие термины по схеме:
межмышечные сумки ягодичных мышц, спайки губ, красный костный мозг, латеральное ядро таламуса, поперечные височные извилины, широкие связки матки
Задание 3. Проанализируйте и переведите следующие термины:
nuclei mediales thalami, nodi lymphatici occipitales, venae cordis anteriores, venae labiales inferiores, sectiones medullae oblongatae, rami renales, organa oculi accessoria, vagina fibrosa digitorum manus, arteriae ciliares posteriores
Задание 4. Приступате к построению контрольных терминов к III ЦКР.
Задание 5. Проработайте занятие 3 стр. 93-94 по учебному пособию“Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии”. Составьте таблицу №3 “Греко-латинские дублеты” по образцуиз § 4 (Приложение 2):
Греческие ТЭ | Латинские слова | Значение | Пример |
cardiо-, -cardium | cor, cordis, n | сердце | cardiologia, myocardium |
Задание 6. Составьте таблицу № 4 “Конечные терминоэлементы” по образцуиз
§ 5 (Приложение 2):
Греческие ТЭ | Значение | Пример |
-gramma | запись, рентгеновский снимок | encephalogramma |
ЗАНЯТИЕ № 12