ВОПРОС 1.Понятие о структуре возраста.
Возраст и возрастная периодизация
1. Понятие возраста в психологии
2. Структура психического возраста
3. Характеристика подходов, раскрывающих понятие «возрастная периодизация»
Понятие возраста в психологии
Возраст в психологии имеет следующие значения:
1) конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Она характеризуется совокупностью закономерных физических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющимися общими для всех людей.
2) понятие общественно-историческое. Данный подход в понимании возраста внесли работы П.П. Блонского, Л.С. Выготского, которые показали, что детство меняется на каждой стадии развития человечества.
3) относительно заданный цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.
Возраст - понятие неоднородное. Выделяются возраст абсолютный и возраст условный.
Возраст абсолютный (календарный, паспортный, хронологический) - это длительность существования объекта, его локализация во времени, выражается количеством временных единиц.
|
|
Возраст условный, или возраст развития, включает:
· возраст биологический определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистическим средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.
· возраст социальный измеряется путем соотнесения уровня социального развития ребенка (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников
· возраст психический определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующими среднестатистическими нормами для данного возрастного периода.
Структура психического возраста
Структуру возраста составляют:
1. характеристика социальной ситуации развития,
2. нормативные кризисы,
3. ведущий тип деятельности,
4. психические новообразования.
Состояние каждого из названных компонентов отличает один возраст от другого, поэтому их одновременно можно рассматривать и как критерии возрастного развития.
ВОПРОС 2. Раскрыть понятия: «сензитивный период», «зона актуального развития», «зона ближайшего развития».
Сензитивные периоды развития - Возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.
|
|
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.
Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.
Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.
С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.
Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.