Вопрос 12. Кризис трех лет

Переход от эпохи раннего детства к эпохе детства ознаменован кризисом трех лет. Его характеризуют признаки, которые Л. С. Выготский назвал «семизвездием симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеобразие, протест-бунт, обесценивание, двойственный симптом: деспотизм-ревность. Ребенок до трех лет еще не отделен от окружающих и в кризисе трех лет проявляется новая стадия эмансипации.

Негативизмом Л. С. Выготский называет такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию. В негативизме на первый план выступает соц. отношение к другому человеку, это акт соц. характера. И второе – в негативизме проявляется новое отношение ребенка к своему аффекту: он не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции.

Упрямство отличается от настойчивости. Упрямство – такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется,а потому, что он этого потребовал. В упрямстве проявляется новое отношение к мотивировке.

Строптивость от негативизма отличается тем, что она, по выражению Л. С. Выготского, безлична. В ней оказывается отношение ребенка ко всему образу жизни, который сложился до трех лет. От упрямства строптивость отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собственном желании.

Своеволие выражается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, он хочет всё делать сам без помощи взрослых, не случайно возраст трех лет еще называют возрастом «Я сам!».

Протест-бунт против окружающих выражается в том, что все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии постоянного конфликта со взрослым. В связи с чем в этот период часто наблюдаются ссоры между ребенком и родителями. С этим связан симптом обесценивания. Обесцениваться могут нормы, принятые в семье: ребенок начинает ругаться.

Ряд психол. наблюдений показывает, что не всегда трехлетние дети обнаруживают столь острые негатив. Формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие проходит нормально. Следует различать объективный и субъективный кризис. Объектив.кризис – обязательный и закономерный этап развития личности ребенка, на котором появляются личностные новообразования. Внешне, по своей субъективн. картине, он не всегда сопровождается негатив.поведением.

У детей 3-х летнего возраста проявляется своеобразный комплекс поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но и ищут способ решения. Неудача не приводит к отказу от задуманного. Во-вторых, достигнув желаемого, ребенок стремится продемонстрировать свои успехи взрослому, для того, чтобы получить его одобрение. В-третьих, у детей проявляется обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости, чувствительности к признанию достижений.

Этот поведенческий комплекс называется «гордость за собственные достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка – к предметному миру, к другим людям и к самому себе. Суть этого новообразования состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми. Возрастает субъектив. ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценить свои неудачи. Возрастает активность детей в поиске оценки взрослого.

Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

Т. о., новые черты связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: