Вопрос 11. Овладение речью в раннем детстве

Для того чтобы речь ребенка успешно развивалась, необходимо:

1) Вычленение определенных слов из целого речевого потока, который дети постоянно слышат;

2) Тонкий фонематический анализ каждого слова, т. е. различение сходных звукосочетаний (фонем) и слов, например: «па-па», «мальчик-мячик»;

3) Отнесение выделенного слова к определенному объекту (признаку, действию, связи), т. е. понимание слова;

4) Обобщение однородных предметов (действий, признаков, отношений) и обозначение их одним и тем же определенным словом;

5) Понимание целого предложения, т. е. группы слов, объединенных определенными грамм. Связями; в предложении всегда выражена законченная мысль;

6) Освоение механизма речепроизношения (артикуляции);

7) Освоение умения отбирать в каждом отдельном случае нужные слова и, организуя их в определенные грамм. Структуры, выражать свои мысли в понятных другим людям предложениях.

Освоение языка идет двумя путями: в повседневном, естественном общении ребенка с окружающими взрослыми и в процессе специально организуемого педагогами и родителями обучения. От содержания, характера и методов такого естественного и специального обучения зависит развитие речи ребенка в каждый период его жизни (А. А. Люблинская).

Раннее детство является сенситивным периодом для развитии речи. В течение раннего детства ребенок проделывает значит.работу по усвоению родного языка, овладевая его основными синтаксическими конструкциями, грамм. Формами и звуками. Ребенок раньше научается понимать речь, чем обобщать.

Л. С. Выготский указывал, что речь, нельзя рассматривать вне ее соц. функции.

Развитие детской речи находится в тесной зависимости от идеальных форм (от развитой речи взрослых). По его мнению – источник речевого развития ребенка – идеал.форма. Всякое самое примитивное детское слово является частью целого, внутри которого оно взаимодействует с идеал.формой. Следовательно, при рассмотрении процесса усвоения речи вопрос идет не об изобретении ребенком слова, а об искаженных, деформированных словах из речи взрослых, т. е. о деформированном понимании ребенком речи взрослого. Это значит, что ребенок развивается как социальное целое, как соц. существо. Т. о. источник развития речи – взаимодействие ребенка и взрослого.

Как отмечает Д. Б. Эльконин развитие связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамм. Строя невозможно вне овладения звуковой структурой родного языка.

Овладение звук.стороной языка включает два взаимосвязанных процесса:

- формирование у ребенка восприятия звуков языка (фонематич. слуха);

- формирование произнесения звуков речи.

Н. Х. Швачкин выделяет две стадии в восприятии звук. Стороны речи:

Первая стадия названа дофонемной. Ребенок на этой стадии улавливает общую ритмико-мелодическую структуру слова и фразы. Слово на этой стадии воспринимается ребенком как единый нерасчлененный звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой.

Вторая стадия – фонемная. Здесь возникает понимание речи на основе собственно языковых средств, т. е. значений, связанных с определенными звук. Формами. Внешне она характеризуется быстрым ростом понимания речи взрослых и появлением первых слов.

Усвоение звук. Состава языка происходит вместе с расширением запаса слов; количество правильно произносимых ребенком звуков тесно связано с запасом активно используемых ребенком слов. Не все звуки языка появляются в активном словаре ребенка одновременно. Отсутствующие у него звуки, как правило, в процессе речи замещаются другими звуками. Чаще всего на месте отсутствующего звука из языка взрослых появляется звук из числа уже имеющихся и наиболее близких по артикуляции. Система замещений базируется главным образом на артикуляционном родстве.

Важное значение для усвоения артикуляции звуков языка имеет развитие речедвигательной сферы ребенка. На основе взаимодействия фонематического восприятия звуков речи и речедвигат. сферы, в конце концов, у ребенка возникает правильное произношение, как отдельных слов, так и отдельных составляющих их звуков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: