Лекция 6
Тема: Основы обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте
Безопасность движения автомобилей и ее основные понятия.
Обеспечение безопасности движения в автотранспортных предприятиях
Автомобильный транспорт прочно вошел в современную жизнь, обеспечивая большой объем перевозок во всех сферах человеческой деятельности. Промышленность, строительная индустрия, сельское хозяйство, торговля не могут нормально функционировать без широкого использования автомобилей. Автомобильные перевозки стали неотъемлемым звеном транспортного процесса практически на всех видах транспорта, так как подвоз грузов и пассажиров к железнодорожным станциям, водным и воздушным портам обеспечивается главным образом на автомобилях.
Автомобильный транспорт сегодня является наиболее мощной энергетической базой. Суммарная мощность двигателей автомобилей составляет 20—25 млрд кВт, а ежегодно вырабатываемая ими энергия — примерно 30 тыс. млрд кВт-ч.
Постоянно растет мировой парк автомобилей. Впервые появившись на дорогах планеты в 1886 г., автомобиль стал самым массовым транспортным средством. Если в 1900 г. мировой парк автомобилей насчитывал около 11 тыс. ед., то в 1950 г. он составил 70,4 млн ед. В 1970 г. во всем мире было 230 млн автомобилей, в 1990 г. численность парка составила 550 млн ед., а в 2000 г. достигла 700 млн ед. Ежегодно мировая автомобильная промышленность выпускает более 50 млн автомобилей.
Показателем автомобилизации является степень насыщения страны автомобилями, определяемая числом всех видов автомобилей, приходящихся на 1000 чел. Однако чаще используют показатель автомобилизации, определяемый числом легковых автомобилей, приходящихся на 1000 чел. Если в 1937 г. этот показатель в мире был 15,8 авт./ 1000 чел., а в 1967 г. — 46,2, то в 2000 г. он превысил 100 авт./1000 чел.
В отдельных странах уровень автомобилизации значительно выше и поданным на 1995 г. он составил в Люксембурге — 785 авт./ЮОО чел., США —739,. Италии —666, Японии —665, Швейцарии— 635, Канаде — 612, России — 135 авт./ЮОО чел.
Как показывает отечественный и зарубежный опыт, автомобилизация наряду с безусловно положительным влиянием на экономику и социальное развитие государств несет в себе и отрицательные последствия, связанные с большим числом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), погибших и раненых, огромным материальным ущербом, негативным влиянием на экологическое состояние городской среды, загромождением улиц стоящими автомобилями.
По данным Всемирной организации здравоохранения в результате ДТП во всем мире ежегодно погибают 1171 тыс. и получают ранения около 10 млн чел.
Жертвами ДТП становятся чаще всего молодые люди. По данным Всемирной организации здравоохранения, показатель смертности в результате ДТП для наиболее молодой части населения занимает ведущее место наряду с такими причинами смерти, как сердечно-сосудистые заболевания, рак, туберкулез и инфекционные болезни.
Среди пострадавших в результате ДТП в последние годы пешеходы составляют 35-40 %, водители — около 30 %, пассажиры — 26—32 %, иные участники движения — до 3 %.
В расчете на 1 млн жителей каждой возрастной группы больше всего пострадавших среди лиц в возрасте 21—24 года (рис. 1.2). В 2000 г. среди причин ДТП 74,3 % связано с нарушениями Правил дорожного движения водителями, 30,8 % — с нарушениями Правил пешеходами, 22,7 % — с неудовлетворительным состоянием улиц и дорог, 2,5 % — с техническими неисправностями транспортных средств (сумма превышает 100 %, так как каждое ДТП обусловлено влиянием нескольких причин или сопутствующих факторов).
Огромен материальный ущерб от аварий на дорогах. Так, по оценкам Всемирной организации здравоохранения ущерб от ДТП во всех
странах мира составляет около 500 млрд долл. США или 1—3 % внутреннего валового продукта.
В отработавших газах автомобилей содержатся канцерогенные компоненты — окислы углерода и азота, углеводороды, альдегиды, сернистый газ, свинец, хлор, бром, фосфор. Эти вещества оказывают вредное воздействие на здоровье людей, отрицательно влияют на животный и растительный мир. По данным ряда зарубежных стран на автомобильный транспорт приходится около 50 % общего объема выбрасываемых в атмосферу вредных веществ (в городах — до 70 %).
Отрицательно воздействует на организм человека шум, который является причиной более 70 % нервных расстройств жителей городов, вызывает развитие усталости, раздражительности, бессонницы, сердечно-сосудистых заболеваний. В общем шумовом фоне города удельный вес транспортного шума составляет до 80 %. Уровень транспортного шума в городах недопустимо велик и часто в жилых помещениях, больницах, местах отдыха, расположенных вблизи городских магистралей, достигает 70—75 дБА (при норме для жилых помещений 40—50 дБА днем и 30—40 дБА ночью). Непосредственно на магистральных улицах крупных городов транспортный шум достигает 80—85 дБА.
Установлено, что уровень шума зависит от интенсивности движения и повышается примерно на 10 дБА при возрастании интенсивности на 1000 авт/ч. Уровень шума в значительной степени зависит также от скорости движения. В среднем можно считать, что увеличение скорости транспортного потока на 10 км/ч приводит к возрастанию уровня шума примерно на 6 дБА.
Автомобиль обладает преимуществами перед другими видами транспортных средств: высокой мобильностью, способностью доставлять пассажиров и грузы "от двери до двери", относительной простотой управления. Именно с этими преимуществами автомобиля связаны названные отрицательные явления, сопровождающие автомобилизацию, и в первую очередь недостаточный уровень безопасности движения. Можно назвать три важнейших характерных черты современных автомобильных перевозок, определяющих низкий уровень безопасности:
-недостаточная обеспеченность автомобильного транспорта соответствующими по своим параметрам дорогами;
-недостаточная изоляция транспортных потоков от других участников дорожного движения;
-невысокий средний уровень квалификации водителей.
Анализ влияния уровня развития УДС на состояние аварийности убедительно свидетельствует о наличии определенной зависимости между этими показателями. Там, где плотность дорожной сети меньше 0,3 км дорог на 1 км2 территории, резко возрастает основной показатель аварийности — число погибших людей на 10 тыс. транспортных средств (рис. 1.3). Поскольку развитие дорожной сети должно быть связано с развитием автомобилизации, можно утверждать, что строительство дорог является важнейшей предпосылкой повышения безопасности движения.
Вместе с тем постоянно снижаются объемы дорожно-мостового строительства: с 30 км в год магистралей общегородского значения в 1971—1975 гг. до 10 км в 1986—1990 гг. Естественно, такое положение не может не сказаться на уровне безопасности движения. В Москве в 2000 г. было совершено 7032 ДТП, в которых погибло 978 и ранено 7382 чел.
Существенные проблемы в плане безопасности движения возникают также в связи с желанием огромного числа людей стать водителями. В США практически все взрослое население имеет водительские удостоверения. В нашей стране ежегодно получают водительские удостоверения около 3 млн чел. Однако из-за отсутствия развитой материально-технической базы, нехватки квалифицированных преподавателей процесс подготовки новых водителей не обеспечивает формирования у них требуемых навыков и знаний.
Вместе с этим при современном уровне развития автомобильной техники надежность водителя является решающим фактором безопасности движения. Направление автомобиля по заданной траектории, соблюдение соответствующих дистанций и интервалов между движущимися транспортными средствами, разрешение возникающих на дороге конфликтных ситуаций зависят в основном от водителя.
На дорогах функционирует сложная социально-техническая система, представляющая собой совокупность участвующих в движении пешеходов и различных типов транспортных средств, управляемых людьми, и называемая дорожным движением.
Термин дорожное движение (RoadTraffic, Strassenverkehr) впервые был широко введен в обращение международной Конвенцией о дорожном движении, принятой в рамках ООН в 1949 г., которая в 1968 г. была переработана, а в 1993 г. дополнена.