Часть I. Культура Киевской Руси

Отечественный культурный ландшафт: историко-теоретические измерения

Тема 7:

Становление отечественной цивилизации: от Киевской Руси к Московской.

ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ.

План: 1.1. Общие черты древнерусской субцивилизации.

1.2.Православные основы отечественной культуры.

1.3. Древнерусское искусство.

1.4. Образование в Древней Руси.

 

Период Киевской Руси – корневище отечественной культуры. Характерна своеобразная мифопоэтизация этого времени: восприятие в особом, идеализированном ракурсе («Русская Античность», «Высокая Старина» и т.п.) и потребность периодического обращения и осмысления новыми поколениями его культурного опыта (как к чистому роднику).

В период Киевской Руси шло активное собирание образа Родины, Родной культуры («Русь-Матушка», «Богородичная Русь», Народ – «Светер», русский космос – «Путь-Дорога» с ее вечной открытостью и незавершенностью…), образ перекрестка – символ постоянного мучительного выбора пути. Русь-Тройка. В русской культуре будут доминировать 2 начала: София (вера) и Георгий Победоносец (защита). Символы России: ЦАРЬ, РОДИНА, ВЕРА.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ (СУБЦИВИЛИЗАЦИИ)

Древнерусскую субцивилизацию по ценностно-ориентационным признакам рассматривают как «дочернюю» зону византийской культуры. Вместе с тем, по формам социально-политического устройства и жизнедеятельности она была родственна европейской цивилизации: городской характер «титульной» культуры; преобладание земледельческого производства; высокий уровень милитаризованности политической идеологии и практики.

При этом, культура древнерусской субцивилизации, помимо византийских и европейских влияний, испытала воздействие культурных потоков, идущих со стороны половецкой степи, а также из мусульманской Волжской Булгарии и Средней Азии. Среди общих с Востоком черт: отсутствие частной собственности и экономических классов; господство принципа централизованной редистрибуции (обложения населения податью), при которой власть рождает собственность; автономность общин по отношению к государству, эволюционный характер общественного развития. Плюс к этому – сходство военно-бытовой культуры и символики дружинного этикета.

Древнерусская субцивилизация включала в себя 3 ареала:

ü южную (киевскую), во многом ориентированную на азиатскую «степь» и ликвидированную в период татаро-монгольского нашествия;

ü северо-западную (новгородскую), ориентированную на партнеров по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Деградировала после присоединения к Москве в 15 веке (при Иване III).

ü северо-восточную, специфика которой была обусловлена начавшейся в середине 12 века крестьянско-княжеской колонизацией центра и севера Русской равнины.

Крестьянская колонизация захватывала в основном лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, основу которого составляли экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Население здесь росло быстрее, вдали от княжеского гнета и карательных нашествий татарских отрядов, ханских поборов и даже от церковного влияния.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню (интенсивная технология земледелия). Население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный контроль населения.

В результате складывались как бы две Руси: Русь городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь земледельческая, крестьянская, православно-языческая.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: