Концепция научно-исследовательских программ

 

Имре Лакатос (1922-1974) - британский философ и историк науки. Родился в Венгрии. Во время второй мировой войны участвовал в антифашистском движении сопротивления. В Московском университете под руководством профессора С.А. Яновской работал над кандидатской диссертацией по философии математики. В конце 1940-х гг. был обвинён в «ревизионизме» и более трёх лет провел в заключении. После восстания 1956 эмигрировал из Венгрии в Австрию, затем уехал в Великобританию (1958). С 1960 г. преподавал в Лондонской школе экономики, стал учеником и последователем К. Поппера. Основные работы: «Доказательства и опровержения» (1964), «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ» (1970), «История науки и её рациональные реконструкции» (1972), «Изменяющаяся логика научного открытия» (1973).

В 50-60-е гг. XX в. критический рационализм Поппера уже вытеснил неопозитивистов с ведущих позиций и сам стал объектом критики. Эта критика потребовала выдвижения качественно новых идей. Именно таким новатором и стал достойный ученик Поппера, развивающий идеи учителя, - Лакатос.

В отличие от Поппера, который основной акцент делал на негативных процедурах опровержения ложных теорий, Лакатос делает акцент на позитивных моментах ассимиляции новых идей, на возрастании объяснительного и прогностического потенциала новых теорий.

Необходимость опровержения и отбрасывания теории на основании одних лишь отрицательных результатов эмпирических проверок Лакатосом отрицалась. Простое соотнесение теории и опыта признавалось недостаточным для «отбрасывания» теории. Достаточным основанием для «отбрасывания» становится наличие лучшей теории, способной не только объяснить, но и предсказать новые факты.

Философия науки без истории науки, по мнению Лакатоса, пуста. «Философия науки вырабатывает нормативную методологию, на основе которой историк реконструирует «внутреннюю историю» и тем самым даёт рациональное объяснение роста объективного знания».

Лакатос формулирует идею, согласно которой для научного роста необходимо сопоставление различных конкурирующих теорий, оценка их эвристического потенциала и перспектив развития. Главной причиной механизма развития научно знания выступает конкуренция различных теорий. Концепция Лакатоса является в значительной мере продолжением и модернизацией доктрины Поппера.

Научно-исследовательская программа - это совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определённой общностью базисных идей и принципов. Исходная теория тянет за собой вереницу последующих. Каждая из последующих теорий развивается на основе добавления дополнительной гипотезы к предыдущей.

Конкуренция научно-исследовательских программ может происходить в рамах «зрелой науки». «Зрелая наука» от «незрелой» отличается тем, что предсказывает ранее не известные факты, предвосхищает новые вспомогательные теории, обладает эвристической силой, располагает теоретической автономией.

Структура научно-исследовательской программы. Она включает в себя: «жёсткое ядро», «фундаментальные допущения» или «защитный (предохранительный) пояс», методологические правила («эвристики»).

«Жёсткое ядро» - это совокупность конкретно-научных и онтологических утверждений, которые в рамках данной исследовательской программы принимаются (в результате конвенции) как неопровержимые, сохраняющиеся без изменения во всех теориях научной программы (онтологический каркас программы). Правила «отрицательной» эвристики запрещают переосмысливать жёсткое ядро исследовательской программы. Например, в ядро ньютоновской научно-исследовательской программы входят три закона динамики и закон тяготения вместе с онтологическими допущениями, лежащими в их основе.

«Защитный пояс» - совокупность вспомогательных теорий и гипотез, которые могут видоизменяться, адаптируясь к аномалиям. Этим Лакатос стремился избежать крайностей фальсификационизма при оценке теорий, которые попадают в аномальные ситуации или сталкиваются с контрпримерами.

Цель науки - защита «жёсткого ядра», поэтому и изменение теорий в значительной степени зависит от взаимоотношений «жёсткого ядра» и «защитного пояса» и не очень зависит от эмпирической действительности. «Защитный пояс должен выдержать главный удар со стороны проверок, защищая таким образом окостеневшее ядро, он должен приспосабливаться, переделываться или даже полностью заменяться, если того требуют интересы обороны», - такова роль «защитного пояса».

«Эвристики».В развитии науки Лакатос выделял положительную, прогрессивную и отрицательную, регрессивную эвристику. Положительная эвристика указывает методологические правила, способствующие теоретическому росту, открытию новых эмпирических фактов. Отрицательная эвристика - это правила запрета, указывающие на то, каких путей исследования следует избегать.

Положительная эвристика способствует позитивному развитию программ, является движущей силой развития этих программ, стимулирует выдвижение вспомогательных гипотез, расширяющих эмпирическое и энергетическое содержание программы. Положительная эвристика есть прогрессивное развитие научного знания.

Достигнув «пункта насыщения», развитие научно-исследовательской программы замедляется, возрастает число несовместимых фактов, появляются внутренние противоречия, парадоксы.

Отказ от данной программы происходит только в связи с появлением новой программы, которая продолжила бы положительную эвристическую мощь. В результате происходит «прогрессивный сдвиг».

Процесс вытеснения прогрессирующими научно-исследовательских программ своих предшественников, исчерпавших внутренние ресурсы развития, Лакатос называет научной революцией.

Конкуренция исследовательских программ происходит следующим образом: программа, объясняющая бОльшее число аномалий, чем её соперница, имеющая бОльшее добавочное эмпирическое содержание, получившее к тому же хотя бы частичное подкрепление, вытесняет свою конкурентку. Вытесненная программа удаляется вместе со своим «ядром».

По мнению Лакатоса, исследовательская программа должна считаться прогрессивной до тех пор, пока она предсказывает новые факты, когда её теоретический рост предвосхищает эмпирический рост, она останавливается в росте, если эмпирические факты обгоняют теорию, то есть задним числом.

Концепция научно-исследовательских программ Лакатоса объясняет процесс развития научного знания с точки зрения внутренних интеллектуальных критериев, не прибегая к внешним социальным или психологическим аргументам. Социально-экономические, социально-психологические факторы имеют случайный характер и создают лишь фон, сопутствующий логическому развёртыванию научных исследований.

Полная картина исторического развития науки естественно далека от рациональности, она складывается под воздействием как «внутренних», так и «внешних» факторов. Однако Лакатос призывает к фильтрации историко-научных фактов, отдаёт предпочтение внутренним детерминантам роста научного знания, делает акцент на выяснении научных изменений, которые отражают суть науки.

Концепция Лакатоса вносит существенный вклад в развитие методологии научного познания, решая вопрос о его преемственности. Однако она решает его только в рамках эволюционных периодов развития науки, а вопрос же о преемственности в ходе смены программ остается открытым. Как продуктивное средство развития научного знания, методология научно-исследовательских программ оказалась применимой лишь к некоторым периодам развития науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: