Воспитание как формирование целостной структуры личности

Воспитание - специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

Личность формируется на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения. Моральное сознание это отражение в сознании человека принципов и норм поведения, регулирующих отношения людей, их отношение к общественной дела, к обществу. Психологи выделяют в развитии нравственного сознания три главных этапа: доморальный уровень, когда ребенок выполняет установленные правила, исходя из эгоистических представлений; конвенциональную мораль, ориентируется на внешние нормы поведения; автономную мораль, то есть ориентацию на внутреннюю, автономную систему принципов.

Однако переход от одной стадии к другой сложный и противоречивый. Сила нравственного сознания - в категоричности и универсальности основных постулатов. Чтобы овладеть азами нравственности, ребенок должен мыслить альтернативно: добро, или зло, хорошо, или плохо. Ребенок, не усвоил элементарных норм нравственности как безусловных, категорических императивов не может стать нравственным человеком. Но нравственность не сводима к системе запретов и указаний. Каковы бы ни были источники моральных норм и правил, моральное решение и связанный с ним риск и ответственность могут быть только индивидуальными. Морально зрелый человек никогда не может ответить однозначно на вопрос ребенка: "хорошо это или плохо?", Потому что одна и та же действие по-разному оценивается в зависимости от ее контекста, последствий, мотивов и тому подобное. С этим связан нравственный выбор, оценки, самооценки. При отсутствии развитой нравственной рефлексии жестокая система моральных принципов легко переходит в примитивное морализаторство, обращение с моралью к другим, но не к себе.

Механизм формирования целостной личности также основывается на взаимодействии, взаимопревращении процессов развития общества и личности. Сущностной основой понимания этого взаимодействия и социального механизма формирования индивида как личности в целом является закономерность взаимозависимости отношений и общества и личности следующего вида: человек - микрокосм истории общества. Понятно, что в самом общем случае человек является микрокосмом Вселенной, частью которой выступает общество в его динамике. Данная закономерность четко выявляется в так называемом фрактальном осмыслении явлений окружающего нас мира.

Социальный механизм формирования целостной личности имеет свои особенности в сфере духовного производства, неразрывно связанной с непроизводственной духовной областью. Духовные потребности личности являются способом существования духовного богатства, которое означает широкую образованность человека, знание им достижений науки и культуры. Следует учитывать тот существенный момент, что ядром духовного богатства является мировоззрение. В него входит: понимание мироздания, социума и человеческого мышления; осознание индивидом своего места в обществе и смысла собственной жизни; ориентация на определенный идеал; интерпретация моральных норм и ценностей, утвердившихся и утверждающихся в обществе. В гуманистическом обществе, совершенствующемся на путях развития демократии, господствует мировоззренческий плюрализм, т.е. широкий спектр мировоззрений, что позволяет личности выбрать и освоить подходящее ему мировоззрение.

Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией.

При комплексном подходе к формированию целостной личности должна быть учтена совокупность всех этих условий. Благоприятные для личности и общества изменения в результатах воспитания достигаются не только благодаря прямому воздействию на ту или иную сферу психики формирующейся личности, но и при изменении внешних условий, которые препятствуют развитию нежелательных отклонений от нормы и сводят к минимуму отрицательные влияния.

Благодаря мощному воздействию средств массовой коммуникации ныне все большую роль в формировании целостной личности приобретает искусство. Оно помогает человеку преодолеть исконное одиночество (по Шопенгауэру), так как является глубинным аналогом мира.

Современное образование не обеспечивает в полной мере формирования интеллектуально-нравственной целостной личности, способной творчески преобразовать окружающую среду.

Проблема воспитания цельной личности хорошо известна в общей педагогике. Важный вклад в понимание ее внес А. С. Макаренко, ратовавший за такое воспитание, которое ориентируется не на элементы и частности, а на формирование целостной личности.

 

ВОПРОС 38. Социальная психология, её предмет, объект, задачи…

Социальная психология — это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования общественно-психологических явлений, которые выступают ре­зультатом взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.

Предмет – социально – психологические явления и процессы, выступающие результатом взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей.

Объект – конкретные социальные общности(группы) или отдельные их представители(люди).

Задачи социальной психологии как науки. Социальная психо­логия как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

· изучение: а) специфики и своеобразия феноменов, составляю­щих общественное сознание людей; б) соотношения между его ком­понентами; в) влияния последних на развитие и жизнь общества;

всестороннее осмысление и обобщение данных об: а) источниках и условиях возникновения, формирования, развития и функциони­рования социально-психологических явлений и процессов: б) воздействии этих факторов на поведение и поступки людей в составе многочисленных общностей;

· исследование наиболее значимых особенностей и отличий со­циально-психологических явлений и процессов от других психоло­гических и социальных феноменов, возникающих как результат взаимодействия, общения и взаимоотношений людей в различных общностях;

· выявление закономерностей функционирования социально-психологических явлений и процессов в различных социальных ус­ловиях;

· социально-психологический анализ взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, а также факторов, обусловливающих специфику и эффективность их влияния на совместную деятель­ность;

· всеобъемлющее изучение социально-психологических харак­теристик личности и своеобразия ее социализации в различных об­щественных условиях;

· осмысление специфики функционирования социально-психо­логических явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение, общение и взаимодействие людей в ней;

· исследование своеобразия психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-пове­денческих особенностей людей, являющихся их членами;

· выявление роли и значения религиозной психологии в жизни и деятельности людей, ее социально-психологического содержания и форм проявления, а также специфики ее влияния на общение и взаимодействие индивидов;

· всестороннее изучение социально-психологических особенно­стей политической жизни и политической деятельности людей, свое­образия трансформации психики человека и групп людей, оказав­шихся под непосредственным влиянием политических процессов, происходящих в обществе;

· исследование массовидных социально-психологических явле­ний и процессов, их роли и значения в общественной жизни, влия­ния на поступки и поведение людей в экстремальных ситуациях;

· прогнозирование политических, национальных и других про­цессов в развитии государства (общества) на основе учета социаль­но-психологических законов и механизмов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: