Тока: а) схема генератора; б) график э.д.с тока
Щетки на коллекторе устанавливают так, чтобы они переходили с одного полукольца на другое в тот момент, когда индуктируемая в витке э. д. с. равна нулю.
Щетка А соприкасается всегда с тем полукольцом, провод от которого проходит под северным полюсом, а щетка Б — с полукольцом, провод от которого проходит под южным полюсом. Поэтому во внешней цепи ток проходит водном направлении: от положительной (+) щетки Б котрицательной (-) щетке А. График выпрямленной э. д. с. изображен на рисунке 6, б.
Выпрямленный ток имеет пульсирующий характер. При одном витке значения э. д. с. и тока изменяютсяот нуля до максимума. Увеличение числа витков, намотанных на барабан, и коллекторных пластин снижает пульсацию выпрямленных тока и э. д. с. Так,в двухполюсной машине с коллектором из 16 пластин пульсацияэ. д. с. составит менее 1%.
Существуют и бесколлекторные машины постоянного тока, например униполярные. Если в магнитном поле при помощи внешней силы вращать металлический диск, то в нем будет индуктироваться э. д. с. (рис. 7). Применив правило правой руки, можно убедиться, что вращению диска по часовой стрелке соответствует направление э. д.с. от оси диска к его периферии. Если к щеткам, установленным на оси и по окружности диска, присоединить нагрузку, то в цепи появится постоянный ток.
|
|
Для современных униполярных машин, используемых в специальных установках, характерны сравнительно небольшие напряжения (3 - 7 В), но весьма значительные токи (до 150 000 А).
Устройство машин постоянного тока
Машина постоянного тока состоит из следующих основных частей: станины, полюсов, якоря с коллектором, подшипниковых щитов с подшипниками, щеткодержателей со щетками.
Станина — это замкнутый магнитопровод, обычно выполненный из стали. К внутренней части станины прикрепляют главные и дополнительные полюса. В нижней наружной части станины имеются лапы, служащие для крепления машины к фундаменту. К бокам станины присоединены подшипниковые щиты, в которых установлены подшипники (обычно подшипники качения — роликовые или шариковые).
Главные полюса,прикрепляемые болтами к внутренней части станины, предназначены для создания магнитного потока.
Рис. 8. Главный полюс: 1- станина;2- катушка возбуждения; 3- полюсный наконечник; 4 - сердечник полюса
Сердечник главных полюсов набирают из отдельных изолированных друг от друга листов электротехнической стали. Со стороны якоря сердечник полюса имеет уширение, называемое полюсным наконечником или башмаком, посредством которого создается требуемое распределение магнитной индукции в воздушном зазоре. На сердечник полюса надета катушка возбуждения, выполненная на стальном или картонном каркасе из изолированного медного провода. В машинах небольшой мощности сердечники полюсов изготовляют из литой стали, а обмотку возбуждения — без каркаса.
|
|
Между главными располагают добавочные полюса (рис.9).
Рис. 9. Добавочный полюс
Якорь (рис. 10) — вращающуюся часть машины постоянного тока, в которой индуктируется э. д. с, — набирают из отдельных листов электротехнической стали, изолированных друг от друга для уменьшения потерь от вихревых токов.
В состав листовой электротехнической стали, применяемой для изготовления электрических машин и трансформаторов, входит кремний (силиций). Присадка кремния увеличивает удельное электрическое сопротивление стали, что способствует уменьшению потерь на вихревые токи, но одновременно кремний ухудшает механические свойства стали, делает ее хрупкой.
Рис. 10. Якорь без обмотки: 1 – нажимная шайба; 2 – место для бандажа; 3 – место для коллектора
В круглых стальных листах выштампованы отверстия, которые, когда якорь собран, образуют пазы и центральное цилиндрическое отверстие для вала. В пазы укладывают обмотку из изолированного медного провода. Обмотка отделена от поверхности паза специальной пазовой изоляцией из прессшпана, лакоткани и т. п. Пазы закрывают деревянными клиньями и поверх якоря наматывают проволочные бандажи.
Коллектор, предназначенный для преобразования переменного тока в постоянный, напрессован па вал якоря, а к его пластинкам припаяны провода обмотки якоря.
Рис.11. Коллектор: 1 – корпус коллектора; 2 – стяжной болт; 3 – нажимное кольцо;