Структура административно-правового отношения.
Административно-правовое отношение имеет свой состав(структуру), куда входят субъект, объект и содержание правоотношения.
Субъект – это участник административно-правового отношения, имеющий субъективные права и юридические обязанности.
Чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или организация должны обладать правосубъектностью (правоспособность и дееспособность вместе взятые).
Субъектами административно-правовых отношений являются:
- граждане РФ;
- иностранные граждане и лица без гражданства;
- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;
- общественные объединения;
- служащие государственных органов и организаций;
- представители общественных формирований, наделённые административными обязанностями и правами.
При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т.е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:
|
|
- у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;
- у юридических лиц – с момента образования их в установленном порядке;
- у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.
Объект – это то, по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Объектом административного правоотношения не могут бытьпредметы материального мира, в его качестве выступает поведение людей.
Содержание административно-правового отношения имеет двойственный характер. Юридическое содержание правоотношения – это права и обязанности участников отношений в сфере управления. Фактическим содержанием выступают сами действия, в которых реализуются эти права и обязанности.
3. Юридические факты в административном праве.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В качестве юридических фактоввыступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.
Действия – это юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей.
Действия могут быть правомерными и неправомерными.
Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Они делятся на юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершившего, - создание художественного произведения) и юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия.
|
|
Основным видом правомерных действийслужат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. конкретный адрес и характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.
Неправомерные действия – не соответствуют требованиям правовых норм. Это прежде всего правонарушения.
Неправомерным юридическим фактом также выступает бездействие – невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.
События – это явления, не зависящие от воли и сознания субъектов правоотношения (смерть, рождение человека, землетрясение и т.д.).