В административно-правовых отношениях ответственность наступает не перед другой стороной, а перед государством

Структура административно-правового отношения.

Административно-правовое отношение имеет свой состав(структуру), куда входят субъект, объект и содержание правоотношения.

Субъект – это участник административно-правового отношения, имеющий субъективные права и юридические обязанности.

Чтобы быть субъектом правоотношения, индивид или организация должны обладать правосубъектностью (правоспособность и дееспособность вместе взятые).

Субъектами административно-правовых отношений являются:

- граждане РФ;

- иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации;

- общественные объединения;

- служащие государственных органов и организаций;

- представители общественных формирований, наделённые административными обязанностями и правами.

При этом необходимо различать момент наступления административной правосубъектности, т.е. момент, с которого субъекты становятся элементами административно-правовых отношений:

- у граждан России правосубъектность возникает с момента рождения;

- у юридических лиц – с момента образования их в установленном порядке;

- у государственных и общественных (негосударственных) служащих наступает с момента зачисления их на должность.

Объект – это то, по поводу чего возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. Объектом административного правоотношения не могут бытьпредметы материального мира, в его качестве выступает поведение людей.

Содержание административно-правового отношения имеет двойственный характер. Юридическое содержание правоотношения – это права и обязанности участников отношений в сфере управления. Фактическим содержанием выступают сами действия, в которых реализуются эти права и обязанности.

 

3. Юридические факты в административном праве.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты являются предпосылками возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. В качестве юридических фактоввыступают, как правило, действия, а в некоторых случаях – события.

Действия – это юридические факты, являющиеся результатом активного волеизъявления людей.

Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. Они делятся на юридические поступки (действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица, их совершившего, - создание художественного произведения) и юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия.

Основным видом правомерных действийслужат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. конкретный адрес и характер. Прямое их юридическое последствие – возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Неправомерные действия – не соответствуют требованиям правовых норм. Это прежде всего правонарушения.

Неправомерным юридическим фактом также выступает бездействие – невыполнение должностным лицом своих служебных обязанностей.

События – это явления, не зависящие от воли и сознания субъектов правоотношения (смерть, рождение человека, землетрясение и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: