Система административного права состоит из отдельных административных норм права, институтов, и подотраслей права, тесно взаимодействующих между собой.
Система административного права делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деятельности исполнительной власти.
Общая часть включает в себя институты:
1. Устанавливающие административно-правовой статус граждан и негосударственных организаций.
2. Регулирующие основы организации и деятельности исполнительной власти.
3. Обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти.
4. Регламентирующие принуждение по административному праву.
Особенная часть включает институты, регулирующие:
1. Обеспечение безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность.
2. Организационно-хозяйственную деятельность.
3. Социально-культурную деятельность.
|
|
4. Деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.
Цели административного права:
1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти.
2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти.
3. Защита граждан и общества от административного произвола.
Тема № 3. Административно правовые нормы.
Вопросы по теме:
1. Понятие и особенности административно-правовых норм.
Структура административно-правовой нормы.
2. Виды административно-правовых норм.
3. Реализация административно-правовых норм.
4. Источники административного права.
Понятие и особенности административно-правовых норм.
Административно-правовая норма – это установленное государством правило поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти или государственного управления.
В административно-правовых нормах выражается регулятивная роль административного права, которая выражается в следующем:
1. С помощью административно-правовых норм обеспечивается эффективная реализация в сфере государственного управления конституционных прав и свобод граждан, их объединений, а также их правовую защиту.
2. Целью административно-правовых норм является обеспечение организации и упорядочение функционирования всей системы исполнительной власти.
|
|
3. Административно-правовые нормы определяют должное поведение всех субъектов права, действующих в сфере государственного управления.
4. Административно-правовые нормы предназначены для обеспечения эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. проведения в жизнь законов РФ.
5. Административно-правовые нормы, определяя границы должного поведения в сфере государственного управления, устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих в процессе государственно-управленческой деятельности.
6. Административно-правовые нормы имеют свои собственные юридические средства защиты от посягательств на них (административная, дисциплинарная ответственность).
7. С помощью административно-правовых норм обеспечивается урегулированность таких общественных отношений, как финансовые, трудовые, земельные и другие.
8. Административно-правовые нормы часто устанавливаются непосредственно в процессе реализации исполнительной власти и непосредственно субъектами.
9. Административно-правовая норма – это правило поведения, гарантированное государством.
Структура административно-правовой нормы. Любая норма, в том числе и административная, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза (предположение) – условия действия административно-правовой нормы; часть правовой нормы, содержащая указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Она не всегда выражается в самой норме права, а может содержаться в иных нормах данного акта, в иных нормативных актах. Гипотеза нередко обнаруживает себя в виде юридического факта (достижение определённого возраста, заключение контракта о службе, совершение административного правонарушения и т.д.).
Гипотеза бывает простой и сложной.Простая – одно условие. Сложная – два и более условий. Разновидностью сложной гипотезы является альтернативная – предусматривающая два или более условий, но для вступления её в действие достаточно одного. По форме выражения гипотеза бывает абстрактной и казустической.Абстрактная – акцентирует внимание на общих и родовых признаках (оскорбление). Казустическая – отдельные, строго определённые случаи.
Диспозиция (распоряжение) – это предписания, запреты, дозволения; часть правовой нормы, представляющая собой правило поведения, предписываемое нормой, в соответствии с которым действуют участники правоотношения. Диспозиция в административно-правовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволения или в виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.
По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной.
Прямая диспозиция – правило поведения, содержащееся в самой норме, которому должны следовать участники административно-правового отношения.
Альтернативная диспозиция даёт возможность участникам административно-правового отношения варьировать своё поведение в пределах, установленных нормой.
Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.
По форме выражения диспозиция бывает:
1) управомочивающей;
2) обязывающей;
3) запрещающей.
Санкция (мера воздействия) – указывает на неблагоприятные воздействия, возникающие в результате нарушения правил, установленных в диспозиции правовой нормы и, как правило, предусматривает меру ответственности. Однако, санкция в административно-правовой норме может и отсутствовать.