Антропогенез и культурогенез

Культурогенез – процесс появления и становления культуры в целом и культуры как таковой в первобытном обществе. Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Культурогенез – процесс постоянного самообновления культуры. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. Культурогенез предполагает изучение фундаментальных качеств культуры человека, которые содержались не в готовом виде, но были плодами качественного преобразования культурой натуры предков человека.

Среди научных теорий культурогенеза (возникновения и развития культуры): космологическая, натуралистическая (Ч.Дарвин, Г.Спенсер), игровая (Й.Хейзинга), психоаналитическая (З.Фрейд: «Тотем и табу»), орудийно-трудовая (Ф.Энгельс), социалистическая (Б.Малиновский) и др.

В процессе антропогенеза и, в последующем, культурогенеза особенно большое значение имели 2 обстоятельства:

· Ухудшение условий существования гоминид (изменение климата);

· Генетические механизмы эволюции, которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать более совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые способы поиска пищи и защиты от врагов.

· Труд стал силой, которая сформировала человеческое сознание, обусловив изготовлений орудий труда, коллективный характер деятельности (развитие коммуникации), общественное разделение деятельности

Именно «биологическая ущербность» человека стала причиной его возвышения над животными и выделения из царства природы. Биологически человек «не специализирован», не имеет своей экологической ниши, не адаптирован к существованию в естественных, природных условиях. Все это делало его существом пластическим, вынужденным развивать способность к изменению форм своего поведения и соответственно силу своего интеллекта. Общественные отношения, культура, техника – все это средства «компенсации» биологического несовершенства человека.

Эволюция человека пошла по линии выживаемости за счет интеллекта. Преимущество получали не столько самые сильные, сколько самые умные. В то же время условием выживания рода было сохранение генетического разнообразия, обеспечивающего возможность вариаций уровня интеллектуальности, агрессивности, альтруизма, смелости, осторожности. Например, род, в котором все члены обладали бы сильным властолюбием, был обречен на конфликты, распад и гибель. А если бы в нем не было бы властолюбивых, то он погиб бы из-за слабости вождя. Выживанию рода способствовали высокое властолюбие у немногих и способность большинства к подчинению.

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Понятием «динамика» определяется любое изменение культуры, порядок взаимодействия составляющих ее компонентов, ту или иную периодичность, стадиальность, направленность к какому-то состоянию.

В целом, основу в понимании сущности культурно-исторической динамики составляют а) эволюционный процесс (последовательно необратимое повышение уровня сложности и организованности культурных систем), б) временной круг (цикл) – повторяющаяся последовательность определенных фаз или состояний, в) варианты их синтеза.

Культурная динамика характеризуется 3 основными типами: фазовым (или этапным, линеарным), циклическим и инверсионным.

ФАЗОВЫЙ ТИП

Фазовый тип предполагает наиболее простую концепцию культурно-исторического развития в виде линейного прогресса, целенаправленного поступательного движения-эволюции культурных форм, совершенствования материальных и духовных основ культуры (хозяйственных, социальных, политических, научных и т.п.). Фазовый тип культурной динамики опирается на метод исторической периодизации, основным критерием которого выступает господствующий на данный момент тип социальных отношений.

Так, с одной стороны, выделяют 3 исторических типа общества: доиндустриальное, индустриальное, и современное: постиндустриальное. Используемая в истории периодизация выстраивается по схеме преобразования общественно-экономических формаций, предложенной К.Марксом и Ф.Энгельсом: патриархальная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.

Фазовый, стадиальный критерий рассматривает культурную динамику человечества как общемировой процесс смены исторических эпох. Возникает линеарная модель культурно-исторической динамики с представлением о единстве человеческого рода, единой сущности человека, и, как итог, конечном единообразии развития культуры. Так, с эпохи Просвещения появляется идея прогресса, осуществляемого:

· постепенно (путем реформирования культурных систем), или

· скачкообразно ( в результате революций)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: