Тема 4: Культура как исторический процесс. Типы и факторы культурной динамики

Историческая динамика культуры.

Цивилизационная система мирового культурного пространства.

Тема 4: Культура как исторический процесс. Типы и факторы культурной динамики.

Вопросы: 1. Культура и время. Культурогенез и антропогенез. Культурный процесс.

2. Динамика культуры. Типы и факторы культурных изменений.

3. Отечественная культурно-историческая динамика. Периодизация истории русской культуры.

Культура живет и развивается во времени, проходит сложный, драматический путь взросления (совершенствования) вместе с человеком. В процессе этого развития возникают свои особо значимые вехи (особые рубежи в истории), оформляются эпохи со своими проблемами и задачами. Знать историю культуры – означает понять логику, законы и противоречия (парадоксы) становления феномена Человека.

Исчезали и возникали государства, рушились империи, а культура существует и во времени и над ним, как «духовный Гольфстрим» несет в себе опыт прошлого, актуальные задачи настоящего и мечты о будущем. Культура – неуничтожима, как неуничтожимы образы, идеалы, мечты, открытия, хотя невежественные люди не однажды вымещали на материальных памятниках прошлого культуры свою неудовлетворенность реальной жизнью, свою озлобленность настоящим (преследовали гениев, сжигали книги, разрушали храмы и памятники и т.п.). «Все течет, все изменяется»: со временем сменяются поколения людей, их образ жизни, социальные отношения, общий культурный ландшафт, природная и техническая среда обитания. Культура - «память человечества», где многогранно отражены все этапы долгого и сложного развития.

Время и культура: как они соотносятся между собой?

Как известно, философия определяет время как – «систему отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов в мире», где существует лишь направление от прошлого к настоящему и будущему. Время, как и пространство, существуют абсолютно, объективно, независимо от нашего сознания. Мы не можем ни остановить его, ни задержать, ни вернуть. Мы бессильны перед ним, как щепка перед речным потоком. Но это – время физическое. Появление культуры стало преобразовывать и мир временного восприятия (еще с первобытных мифов): оказалось, что высшие плоды человеческого духа, творчества - победа над временем и смертью. «Человек разумный», творя мир культуры, начал невольную «борьбу со временем» (стремясь «остановить время», «убить время», повернуть время», «опередить время» и т.п.).

Линейности и необратимости физического времени человек через культуру противопоставил время циклическое, как бы «обратимое» (календари, повторяющиеся праздники и ритуалы). Первобытный человек уже качественно структурировал время на обыденное (житейское), или «профанное» и особое, «сакральное» (священное), символически значимое, связанное преимущественно с мифорелигиозным, мистическим духовным опытом. В социокультурном пространстве время всегда окрашено человеческими переживаниями, эмоциями. Один и тот временной отрезок в разных жизненных ситуациях длится «по-разному». В многоликом мире культуры вообще нет единственного «сейчас», разделяющего все прошлые и будущие события. В культуре – три временных сегмента: прошлое, настоящее и будущее активно сосуществуют, взаимодействуют.

В каждую эпоху свое восприятие течения времени. Типическим рассуждением стало утверждение об убыстряющемся от века к веку «темпе жизни» и «ускорении времени». Современный социально активный человек, не успевая переработать колоссальные объемы информации, хронически задыхается от нехватки времени.

Единицей исторического времени называют смену одного поколения другим, примерно равной столетию.

Что же такое Время в культуре?

* Время есть последовательность действий, предписанных традицией и передаваемых через имя (в архаической формации) или через смены технологий (в позднейших формациях)

* Вторая роль времени связана с передачей опыта через поколения.

* Третья роль времени обусловлена ритмической природой социальной жизни. Изменения способов человеческой жизнедеятельности на протяжении истории влияли на характер протекания социального времени.

* Четвертая роль времени определяется тем, что представление о времени является ключевым в категориальной сетке мышления и в модели мира, выстраиваемой каждой этнической культурой. «Каждый народ и всякая эпоха обладают своим типом души, т.е. сетью с определенными по размеру и конфигурации ячейками, которые задают близость одним истинам и неискоренимую неспособность к достижению другим» (Х.Ортега-и-Гассет). Это в полной мере относится к категории времени, роль которой в категориальной сети того или иного типа мышления весьма значительна. Историки культуры предоставляют богатый материал, свидетельствующий о том, что в рамках каждой культуры создается свое «космовидение», под которым понимают представления о пространстве и времени, составляющие структурное и систематическое целое (так, по словам Г.Гачева, в каждой культуре «свой Шаг Времени и свой Шаг Пространства»).

При постижении истории культуры у человека происходит углубление самоосмысления: его духовный мир, приобщаясь к истории культуры – своей, национальной и мировой как бы поднимается на высокую вершину, с которой ему становится виднее не только и настоящее, но в какой-то мере и будущее. История культуры ставит перед нами зеркало, в котором мы, видя свое прошлое, лучше понимаем свою собственную природу, находя и гениальные духовные открытия и пошлые, модные однодневки; примеры для подражания, и укоры нашей совести; призывы к покаянию, к подвигу. История учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться.

Существует ли культурно-исторический прогресс? Совершенствуемся ли мы в своем духовном развитии от Древности к современности? Более ли нравственны современные люди, чем прежние (именно 20 век придумал оружие массового поражения,, концлагеря и душегубки). В науке и технике внешний прогресс очевиден. А в искусстве? Новая эпоха не делает художественные творения великих предшественников устарелыми. Наоборот, время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого.

Главными критериями культурно-исторического прогресса являются:

  • Мера развития сущностных сил человека; уровень и место человеческой личности в обществе; утверждение морали высокого уважения к себе и другим;
  • Возрастание свободы в ее разумном употреблении;
  • Совершенствование средств практического и духовного освоения действительности, совершенствование умений, навыков;
  • Обогащение человеческих знаний;
  • Свобода выбора во всех сферах общественной деятельности человека: экономической, политической, духовной

В истории культуры, как и в целом в истории есть свои объективные законы (зависимость от существующих социальных обстоятельств бытия), притом, что творят их люди – разумные существа, обладающие свободой воли. Но каждый по собственному опыту знает, что его свобода всегда относительна, и есть объективные обстоятельства, с которыми приходится соизмерять свои субъективные намерения. Поэтому, законы истории культуры – лишь вероятностны (возникает «веер возможностей», которые могут реализоваться или нет). Законы истории культуры допускают историческое творчество: намечают лишь общую тенденцию.

Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры. Культурному процессу свойственны следующие характеристики:

ü Культурный процесс – составная часть общесоциального процесса. Содержание КП определяется типом обществ, в которых они проистекают;

ü Культурный процесс не однолинеен; развитие одних явлений происходит на фоне угасания других; культурный процесс неизбежно сопровождается культурными потерями;

ü Культурный процесс складывается из исторически преходящих фаз, именуемых культурными эпохами.

Культурная эпоха – исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля. Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов (ситуации, угрожающие существованию общества). Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 года (микромасштабные изменения). Крупномасштабными изменениями в культуре считают интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизационные сдвиги).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: