Они:
1) регулируют общий ход социализации
2) объединяют индивидов в группы, а группы в общество
3) контролируют отклоняющееся поведение
4) служат эталонами или образцами поведения
Нормы – стражники ценности.
Различие между нормой и ценностями выражаются так:
1) Нормы – правила поведения
2) Ценности – абстрактное понятие, что такое добро и зло.
Социальные санкции – разветвленная система вознаграждения за выполнение норм, т.е. за конформизм (за согласие с ними) и наказание за девиантность (за не согласие с ними).
Конформизм – представляет внешнее согласие с общепринятыми нормами.
Конформизм – цель социального контроля.
Типы санкций:
1) позитивные
2) негативные
3) формальные
4) неформальные
Нормы и санкции соединены в единое целое.
Если у какой-то нормы отсутствуют сопровождающие ее санкции, то она перестает регулировать социальное поведение.
Санкции никогда не применяются по отношению к себе.
Если применение санкции совершается самим человеком и направлено на себя и происходит внутри, то это самоконтроль (= внутренний контроль).
|
|
Индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди нарушая их испытывают чувство вины или неловкости.
Совесть - проявление внутреннего контроля.
Сознание – самая дешевая и самая эффективная форма социального контроля. Она является результатом социализации.
Приблизительно на 70%социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.
Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к социальному контролю.
Чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля – армии, полиции, суду, государству.
Однако жестокий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия.
Следует отметить, что при развитом самоконтроле велика вероятность установления демократии при неразвитой диктатуре.
Внешний контроль – совокупность институтов и механизмов, генерирующих соблюдение общепринятых норм и законов.
Он разделяется на формальный и неформальный контроль.
Неформальный – основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, коллег, соседей, а так же со стороны общественного мнения. Которое внедряется через традиции, обычаи, СМИ.
Формальный – основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и или администрации.
В современном обществе значении формального контроля сильно возросло. Оказывается, в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее стало поддерживать порядок и стабильность.
|
|
Формальный подход действует на территории всей страны, глобален, его осуществляют специальные люди – агенты форм – судьи, полицейские, врачи-психиатры, социальные работники, должностные лица церкви.
Если в традиционном обществе социальный контроль держался на неписанных правилах, то в современном – основой являются писанные правила. (инструкции, указы, постановления, законы).
Школа контролирует экзамены.
Методы контроля зависят от применяемых санкций и подразделяются на:
1) жесткие
2) мягкие
3) прямые
4) косвенные
Они могут пересекаться:
СМИ – косвенен, мягок
Рекет – жесток, прям
Социальный контроль может осуществляться через общественное мнение.
Общественное мнение – совокупность представлений, оценок, суждений, здравого смысла, разделяемого большинством населения страны, либо его частью.