На тему: «мир взрослых как источник социализации детей»

Конспект ЛЕКЦИОННОГО занятия

По дисциплине

«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

НА ТЕМУ: «МИР ВЗРОСЛЫХ КАК ИСТОЧНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

 

Тольятти, 2015

Тема: Мир взрослых как источник социализации детей

 

Время проведения: 90 минут

Задачи:

1) образовательные:

· сформировать у студентов представление о мире взрослых как источнике социализации детей;

· обеспечить понимание студентами функций взрослых в социализации детей, их характеристик, а также понимание «уровней приближенности взрослых»;

· познакомить студентов с формами, методами ознакомления детей с миром взрослых.

2) воспитательные:

· способствовать осознанию студентами высокой социальной значимости взрослых, необходимости осуществления знакомства детей с миром взрослых.

Вид урока: текущая лекция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

- словесные методы: монологический (лекция);

- метод совместной коллективной деятельности (совместный анализ получаемого материала);

- инструктивный рассказ (при выдаче домашнего материала).

 

I. Вводная часть 5 мин. II. Основная часть 80 мин. ? Вывод ! Вывод Заключи тельная часть 5 мин Добрый день уважаемые студенты! Рада вас видеть! Сегодня у нас лекция по предмету: «Теории и технологии социализации детей». Тема лекции: «Мир взрослых как источник социализации детей». Но, прежде, староста отметит отсутствующих. Переходим к плану. План: 1. Многофункциональность взаимодействия взрослого и ребенка. 2. Содержание, формы и методы ознакомления детей с миром взрослых. Первый вопрос, который сегодня мы с вами рассмотрим, звучит так: «Многофункциональность взаимодействия взрослого и ребенка». Но вначале, попробуйте немного поразмыслить и высказать свое мнение о функциях, которые может выполнять взрослый в процессе социализации детей. Взрослый человек является посредником между ребенком и окружающим его социальным миром. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель соц. опыта, норм и правил взаимодействия, т.е. взрослый – носитель ценностей, ценностных ориентаций, личностных и деловых качеств, а также знаний о мире, и вторая функция организатора процесса передачи соц. опыта (воспитания и обучения ребенка). И первая и вторая функции реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно. Каждый взрослый к моменту взаимодействия с ребенком уже имеет опыт жизни в обществе. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, моральных ценностей и было осознанно и принято взрослым. Общаясь с взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. И хотя все это может быть не направлено на ребенка, он «впитывает» в себя этот опыт. Особенно если ребенок не безразличен к взрослому, если он его любит, привязан к нему. Причем даже если ребенок наблюдает за незнакомым взрослым, привлекшим его внимание своими действиями, словами и др., он также что – то заимствуетстихийно, неосознанно. Взрослый в этот момент не осознает, что в процессе наблюдения за ним происходит процесс накопления ребенком соц. опыта. Но эта же функция – взрослый – носитель ценностей – может реализовываться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания. В основе механизма воздействия на ребенка лежат такие особенности дошкольного возраста, как подражательность и потребность приобщиться к миру взрослых людей. А. Бандура и его коллеги провели ряд экспериментов, в результате которых установили, что дети начинают подвергаться «соц. заражению» уже в дошкольном возрасте. Ребенок ищет у взрослого содержимое своего багажа. Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, отсутствие образцов – ориентиров для ребенка чревато образованием эмоционального и морального вакуума. Исследования Лебединского показывают, что этот вакуум заполняется моделями поведения и деятельности сверстников, причем отрицательными. Эта картина ярко наблюдается в детских домах (Мещерикова, Лисина, Авдеева). Отсутствие ориентиров, ограниченность круга взрослых негативно отражается на развитии детей – сирот. В целенаправленной форме первая функция реализуется с помощью методов: для ребенка – это наблюдение, для взрослого – организация совместной деятельности, пед. ситуации, показ. При стихийной форме передачи соц. опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого – иллюстрация своего внутреннего социально – нравственного мира. Взрослый обязан помнить, что ребенок постоянно наблюдает за ним и всегда готов к подражанию. Поэтому велика ответственность взрослого перед детьми за то, что они могут наблюдать и перенимать. Вторая функция взрослого в социализации личности ребенка – функция организатора процесса передачи соц. опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно. Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, обогащая и совершенствуя тем самым их соц. опыт. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого – педагогическую литературу, консультируются со специалистами. Однако, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких – либо отклонений в развитии ребенка. Если же процесс развития ребенка протекает ровно, спокойно, родители считают его естественным и больше склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации. Ученые считают, что нельзя полагаться на стихийную силу воздействия взрослого на ребенка, необходимо целенаправленно знакомить ребенка с миром взрослого (Запорожец, Кошелева и др.). Они рассматривают ориентацию на взрослого как необходимое условие овладения детьми любым содержанием, любой деятельностью, а также как показатель освоения ребенком соц. окружения. Всех взрослых, которые так или иначе общаются с ребенком, можно условно распределить по разным «уровням приближенности». Каждый уровень характеризуется тремя показателями: частотой контактов взрослых и детей, эмоциональной насыщенностью контактов, информативностью. К первому уровню относят родителей. Здесь имеют место все три показателя при ведущей роли эмоциональной насыщенности. Второй уровень близок первому. Сюда можно отнести воспитателей ДУ. Ведущую роль в данном случае играет информативность, но очень важна и эмоциональная насыщенность. По определению А.Н. Леонтьева, первый и второй уровни приближенности можно отнести к «интимному кругу общения» детей и взрослых. Для третьего уровня приближенности характерны ситуативные, единичные контакты, разная степень информативной и эмоциональной насыщенности. Это люди, которых дети наблюдают на улице, в транспорте, а также тех, которых они видят редко и наблюдают их в какой – то определенной деятельности (врачи, продавцы и т.п.). К четвертому уровню приближенности можно отнести тех взрослых, о существовании которых дети знают, но никогда не встречали их непосредственно, и не могут встретить (герои литературных произведений, кинофильмов и т.д.). Воздействие взрослых этого уровня может быть эмоционально насыщенным и богатым информацией. В этой форме общения отсутствуют отвлекающие моменты повседневной жизни, и ребенок наиболее глубоко чувствует образы этих людей. Таким образом, мы можем отметить, что взрослые играют большую роль для развития и социализации ребенка. Естественно, у ребенка складываются различные отношения с каждой категорией взрослых. Но все они оказывают свое влияние на социализацию личности. Итак, теперь мы с вами рассмотрим содержание, формы и методы ознакомления детей с миром взрослых. На основании научных исследований и достижений практики можно выделить ведущие методы ознакомления детей со взрослыми разного уровня приближенности. Первый и второй уровни. Так как для этих уровней характерна эмоциональная близость ребенка и взрослого, ведущим методом являются организация совместной деятельности различных форм и различного содержания, а также индивидуальное общение взрослых с детьми. Это могут быть совместный труд (хозяйственно-бытовой, труд в природе, оформление помещения к празднику как в образовательной организации, так и дома, «мастерская по ремонту игрушек, книг»); совместная художественная деятельность (подготовка совместного концерта, подарков-сюрпризов, рисование единой картины), праздники (дни рождения детей, родителей, воспитателя, учителя, спортивные и другие праздники); совместные игры («сюжетно-ролевые игры с участием взрослых, шуточные шарады, игры-драматизации, где часть ролей берут на себя взрослые). Индивидуальное общение происходит и в процессе совместной деятельности, и как самостоятельная форма, имеющая собственную ценность. Это разговоры на «секретные» темы, сочинение сказок, чтение и др. В педагогическом процессе названные выше методы работы с детьми логично сочетаются и дополняются другими. Здесь имеются в виду следующие методы: рассказы детей о своих близких (в форме воспоминаний о приятных минутах, загадок), рисование (мамы, папы, воспитателя, учителя); чтение детям художественных произведений о родителях («Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Благининой, нанайская сказка «Кукушка» и др.); этические беседы на разные темы, обогащающие и уточняющие представления детей об отношении к родителям и воспитателю («Кто как любит свою маму», «Как ты можешь помогать родителям», «Что может обрадовать твою воспитательницу» и др.); упражнение ребенка в проявлении заботы и внимания, обучение способам их проявления. Когда взрослый организует работу по воспитанию отношения к взрослым третьего уровня приближенности, ведущим становится метод организации наблюдений. Наблюдение может осуществляться в процессе экскурсий, в специально созданных ситуациях, когда дети знакомятся с деятельностью взрослых. Важно, чтобы дети знали, что наблюдать. Эффективны и подключение ребенка к деятельности взрослых, этические беседы, чтение художественных произведений, рисование на темы наблюдений, игры, труд по аналогии с наблюдаемым и др. Рассмотренные выше связи «ребенок—взрослый» свидетельствуют о том, что не может быть единой технологии формирования отношения детей к взрослым, находящимся на разных уровнях приближенности. Формирование у ребенка обобщенного образа взрослого человека зависит от той роли, которую этот человек играет в его жизни, но важной педагогической задачей является сделать так, чтобы взрослые люди были эмоционально близки ребенку, чтобы ребенок хотел им подражать, у них учиться. Обобщенный образ многогранен. Ребенок может воспринимать взрослого с личностной и с деловой, деятельностной стороны. Такое разделение очень условно, и в реальной жизни невозможно изолировать одну сторону от другой. Тем не менее, когда, например, речь идет о маме, этот образ связан для ребенка с личностными характеристиками («хорошая, добрая, красивая»). Если же ребенок наблюдает за работой строителя, то прежде всего он видит процесс труда, трудовые действия, а вот личностная сторона может и не раскрыться. И в первом, и во втором случае образ взрослого неполон. Для компенсации «недостающего» в первом случае нужно показать ребенку деловую сторону мамы, а во втором — дать личностную характеристику строителю. Следовательно, как уже отмечалось выше, технология ознакомления детей со взрослым человеком, воспитания отношения к нему различна в зависимости от уровня приближенности. Определенное место занимает работа по уточнению и формированию представлений ребенка о взрослом как таковом. Как о человеке, на которого и он, ребенок, похож, и от которого он пока еще существенно отличается. С этой целью в технологию включается блок под названием «Кто такие взрослые люди». Назначение данного раздела — поддерживать и развивать у детей интерес к миру взрослых, знакомить с их разнообразной деятельностью, личностными качествами; вызывать у ребенка желание следовать тому, что достойно подражания, и объективно оценивать недостойное в поведении и деятельности взрослых Мир взрослых людей привлекает ребенка. Он, даже еще не осознавая этого, видит во взрослом человеке перспективу собственного развития, ищет свой идеал, выбирает для подражания из многообразия наблюдаемой деятельности вполне определенную и присущую конкретному человеку. Малыш подражает не всем и всему, а тем, кто ближе к его «подсознательному идеалу», который и служит своеобразной призмой восприятия окружающего. Например, дети наблюдают за работой водителя газели. Если взрослый не направляет их внимание, то каждый наблюдает как бы по собственной программе: один увидит, «как водитель крутит большой руль», другой — что «в автобусе много педалей и рычагов», а третий — что «дядя все время пел и нам улыбался». И в последующих играх, рисовании, рассказах об увиденном дети отразят то, что их больше всего поразило, оказалось личностно значимым. Изучение представлений детей об окружающем, о взрослых людях показывает, что дети очень рано начинают дифференцировать свое отношение к людям. Ребенок ценит во взрослых людях доброту, умение общаться с ним, отношение к животным, внешнее обаяние, красоту. Дети понимают, что не все взрослые одинаковы, что и они могут совершать отрицательные поступки и действия. При этом желание быть взрослым не пропадает, но образец для подражания становится конкретным, связанным с определенной личностью. Задача педагога — сделать для ребенка привлекательными лучшие черты взрослого человека; не закрывая глаза на недостатки, показать то, что делает человека Человеком, и вселить веру в то, что и он, ребенок, может стать таким же. И для ребенка это должен быть по возможности реальный, конкретный человек. Содержание знаний о взрослом человеке, помогающее воспитывать отношение к нему, можно распределить на несколько блоков-разделов. Раздел «Кто такие взрослые люди» включает в себя три подраздела: «Дети и взрослые», «Зачем и как работают взрослые люди», «Как и зачем люди отдыхают». Раскроем содержание и технологию работы по первому подразделу «Дети и взрослые». Уже в младшей группе дети без особого труда выполняют задания типа «Разложи картинки». Например: «Сюда положи те картинки, на которых изображены дети, а сюда — картинки, на которых изображены взрослые люди». Или: «Покажи на этой картинке маму, папу и их сына. Почему ты думаешь, что правильно определил, — это сын, а это папа, это мама, а не папа?» и т. п. Такие вопросы и простые задания помогают обратить внимание детей на различия между людьми по полу и возрасту. Значительно труднее для ребенка объяснить свое решение, выразить в слове отличительные признаки и различия между людьми. Здесь требуются помощь воспитателя, его наводящие вопросы, обобщения. Обобщения требуют определенного уровня развития мышления и речи, но ситуативно-эмпирически задание выполняется верно. На это и следует опираться и постепенно усложнять задания. Дети среднего, старшего дошкольного и младшего школьного возраста замечают и более глубинные различия между взрослыми и детьми: взрослые больше знают, больше умеют. Уточнение и закрепление таких представлений происходит в процессе решения детьми логических задач типа «Поломался стул, кто лучше справится с его починкой — ребенок или взрослый? Почему ты так считаешь, объясни». Или: «Что делают для тебя взрослые люди?» «Расскажи о каком-нибудь взрослом человеке, который тебе нравится». Важно, чтобы представления о различиях между детьми и взрослыми дополнялись у ребенка видением перспективы его собственного развития. Поэтому вслед за разговором, чем существенно отличаются взрослые от детей, следует сказать, что все взрослые когда-то были детьми и многого из того, что сейчас умеют и знают, они не знали и не умели. Но всему можно научиться, если очень захотеть. Не менее важно обратить внимание детей на сходство между взрослыми и детьми: взрослые, как и дети, могут огорчаться и радоваться, плакать и смеяться, болеть и выздоравливать. Можно предложить детям вспомнить случаи из их жизни, когда им приходилось видеть разное эмоциональное состояние взрослых — мамы, папы, бабушки, дедушки, посторонних взрослых, соотнести это состояние с собственным и сделать вывод о том, что мы все похожи потому, что мы люди. Логическим завершением работы по этому подразделу программы может быть сочинение с детьми сказок «Страна взрослых», «Страна детей», составление рассказов на тему «За что меня любят взрослые». Очень важно, чтобы дети сами сделали вывод о том, что мы друг другу нужны — взрослые нужны детям, а дети нужны взрослым. Такой моральный вывод будет способствовать сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком взрослых. Следует отметить, что все названные выше виды работы с детьми по данному подразделу проводятся в повседневной жизни индивидуально или с подгруппами детей и служат для накопления и уточнения представлений, формирования отношений, которые в последующем помогут понимать и более сложные знания, отношения, зависимости. Подраздел «Зачем и как работают взрослые люди» по своему содержанию и задачам несколько отличается от традиционной работы по ознакомлению детей с трудом взрослых. Прежде согласно программе и методическим рекомендациям детей знакомили с разными профессиями — промышленными, сельскохозяйственными, с некоторыми видами умственного труда. Рассказывали о содержании, процессе труда, его общественном значении и направленности. Дети знали (могли назвать) большое количество профессий, однако не могли объяснить, почему, сколько и каких профессий существует, зачем люди работают и что такое работа. Можно поставить другую задачу. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, а гораздо важнее, чтобы он понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребности людей в них. Так усиливается и нравственный аспект — трудиться, относиться к труду можно по-разному, и от этого зависят и результат труда, и отношение людей к конкретному человеку. Поэтому прежде всего воспитатель должен убедиться, что дети дошкольного возраста правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Затем можно провести фронтальное занятие в виде эвристической (побуждающей к поиску) беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель предлагает детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение. На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда. В повседневной жизни внимание детей обращается на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского сада, школы, родителей, знакомых. Проводить специальные занятия на эту тему нет необходимости. Достаточно отдельных замечаний, даже просто реплик по поводу чего-то сделанного взрослыми для других людей («Почему так красиво у нас в группе, классе? Кто это сделал для нас? Какой вкусный суп сегодня приготовила для нас Антонина Петровна! Если бы не плотник, мы не смогли бы сегодня сидеть за нашими столами — он нам их отремонтировал» и т. д.). Несколько бесед посвящается теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было; какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые профессии и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др. Можно с подгруппой детей провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры — формировать представления о соответствии профессии потребности в ней. Детям предлагаются карта Земли (глобус) и картинки с изображениями людей разных профессий. Дошкольники должны помочь людям на картинках выбрать такое место жительства на Земле, где их профессия была бы необходима. Профессии людей могут быть такими: хлопкороб, погонщик слонов, моряк, оленевод, змеелов, добытчик жемчуга, пограничник и др. Наряду с названными выше уникальными профессиями, требующими от ребенка определенных знаний, например о среде обитания животных («Почему погонщику слонов нельзя предложить поехать работать на Северный полюс?»), можно использовать картинки с универсальными профессиями — учителя, врача и др. У этой игры может быть и другой вариант. Так, взрослый говорит: «Давайте помечтаем, будто мы с вами строим новый город. Людей каких профессий мы пригласим с собой?» Ребенок должен выбрать картинку и объяснить, для чего человек этой профессии будет нужен в новом городе. Аналогичным целям служит и сюжетно-ролевая игра на тему «Строим новый город». Развитие сюжета зависит от фантазии и интереса к ней детей. Игра может проходить как в помещении детского сада, школы, так и на улице. На определенное время она может стать смысловым центром воспитательно-образовательной работы, так как позволяет решать многие задачи воспитания и обучения дошкольников и младших школьников. При этом важно не потерять ведущую доминирующую идею — формирование у детей представлений о том, что труд важен, а та или иная профессия служит для удовлетворения потребностей в ней. Современные дети, отвечая на вопросы о том, кем и какими они хотят быть, когда станут взрослыми, часто отвечают: «Хочу быть богатым, чтобы у меня было много денег». Хорошо или плохо, что так изменилась ориентация? Не будем судить, это реальная действительность. Наверное, важнее, чтобы ребенок приобретал правильные представления о способах воплощения мечты. Быть богатым — хорошо, но для этого нужно научиться не грабить, а зарабатывать деньги, принося пользу себе и людям. В сегодняшней ситуации такие представления у отдельных детей формируются трудно, так как вокруг много отрицательных примеров, а дети, как известно, не изолированы от социальной жизни. Задача педагога — поддержать мечту ребенка, связать его стремление с желанием трудиться; рассказать о богатых людях, которые помогают инвалидам, детям, вкладывают деньги в благоустройство города и т. п. Наряду с этим можно дать оценку отрицательному поведению некоторых богатых людей по отношению к окружающим. В работе с детьми по данному разделу важно обратить их внимание на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. Но порой люди работают плохо, лениво, и тогда бывает плохо всем. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в квартире. Конечно, не стоит специально выискивать результаты недобросовестного отношения взрослых к своему труду. К сожалению, жизнь и без того частенько подбрасывает такие примеры. Но если они непосредственно касаются ребенка, можно указать ему, например, что человек, который делал игрушку, не очень добросовестно отнесся к своей работе, поэтому она так быстро поломалась. Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, обращая внимание на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка и др. В оценке трудовой, изобразительной и другой деятельности детей взрослый прибегает к подобным оценкам: «Я вижу, что ты очень старался», «Сразу видно, что ты с любовью выполнял работу», «Я сейчас по вашим работам постараюсь угадать, у кого какое было настроение». Вслушиваясь в эти оценки, ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста. Обратимся к третьему подразделу — «Как и зачем люди отдыхают». Формировать у детей представление о том, что люди не только работают, но и отдыхают, — значит учить их ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями, видеть красоту жизни, понимать огромное значение отдыха для здоровья и жизнедеятельности человека. В работе по этому подразделу можно выделить несколько направлений: знакомство детей с самим понятием «отдых», формирование представления о необходимости отдыха, ознакомление с возможным содержанием активного отдыха; обучение способам организации самостоятельной деятельности. Прежде всего важно дать детям возможность на себе почувствовать значение отдыха. На прогулках, на занятиях и уроках физической культурой, на музыкальных занятиях взрослый предлагает детям побольше двигаться — прыгать, бегать, танцевать и т. д. — и делать это до тех пор, пока они сами не скажут, что устали и хотят посидеть. Он использует этот момент, чтобы обсудить с детьми, что же произошло — ведь они так любят бегать, прыгать, резвиться. («Почему вы сидите? Прыгайте, бегайте. Вы хотите отдохнуть? Правильно, человек обязательно должен отдыхать, так устроен наш организм. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. Люди — и взрослые, и дети — отдыхают несколько раз в день и обязательно спят ночью. Отдыхом также может служить смена деятельности: чередование подвижности и покоя». Полезно предлагать ребенку понаблюдать за людьми: дома (за близкими), во время прогулки, в транспорте; спросить, кто выглядит усталым, чем он отличается от других людей, как ему можно помочь отдохнуть. Следует формировать у детей представления о том, что отдыхают люди по-разному, что отдых бывает коротким и длительным (отпуск). Если есть возможность, полезно пригласить в детский сад или школу кого-то из родителей, чтобы он рассказал, как вместе с ребенком отдыхал, куда ездил, что видел (может быть, даже посмотреть видеофильм). Правда, воспитатель должен проявить такт по отношению к остальным детям и сказать, что отдых может быть очень интересным и разнообразным, даже если человек никуда не уезжает. «Зачем человеку свободное время?» — беседу на такую тему полезно организовать с целью обобщения наблюдений, сделанных детьми, или же с целью ввести их в содержание данного подраздела. Не только дети, но и взрослые часто не знают, чем себя занять в свободное время, как сделать интересным общение в семье, как весело провести день рождения кого-то из ее членов и др. Взрослый помогает родителям, обучая их играм, изготовлению поделок, составляя с ними сценарии семейных праздников или давая советы, как провести выходной день. Данная работа может осуществляться параллельно с обучением тому же (чему-то подобному) детей. Затем дети и взрослые станут обучать друг друга, и их общение будет взаимно полезным. Большое положительное значение имеют совместные со взрослыми спортивные праздники, развлечения, игры, викторины — все то, что можно назвать активными формами отдыха. Необходимо подчеркнуть, что отдыхом могут быть и занятия спортом или каким-то другим делом. Хорошо, когда у человека есть свое любимое занятие — рисование, вышивание, игра в шахматы и др. — занимаясь им, человек отдыхает. Важным аспектом работы является ознакомление детей с Декларацией прав человека, в которой записано право на отдых. Поймут ли дети целесообразность такого права, зависит от того, насколько конкретна и понятна была для них вся работа по данному подразделу. Своеобразным итогом может стать и выставка работ на тему отдыха детей и взрослых, запись рассказов детей. Описанное выше содержание реализуется в повседневной жизни, а также на групповых и фронтальных занятиях. На основе понимания роли взрослого в процессе социализации личности ребенка и на потребности детей в подражании взрослым выделен специальный раздел — «Человек-творец». Задача педагогической работы по данному разделу — показать детям эту замечательную черту взрослого человека и значение ее в развитии социального мира, а тем самым внести дополнительные краски в привлекающую ребенка перспективу стать взрослым. Отличительная черта человека — творческое начало, способность мыслить, создавать новое, преобразовывать мир. Каждый человек в какой-то ситуации обязательно проявляет себя как творческая личность. Дело лишь в том, что у одного акт творчества — единичный случай, а у другого это — категория постоянная. Важно, чтобы с первых лет жизни ребенок не только не утрачивал данную ему особенность, а развивался как личность творческая, умелая, мыслящая. Можно выбрать разные стороны жизни взрослого человека, где он проявляет себя как творческая личность: литературу, искусство, науку, изобретательскую деятельность. Главная цель, определяющая направление технологии, — пополнять представления детей о богатейших возможностях для проявления себя как творческой личности, привлекать их внимание к огромному значению творческого начала в личности человека, воспитывать познавательные интересы и стремление к преобразующей деятельности. Показать творческое начало в личности взрослого человека можно при ознакомлении детей с предметами рукотворного мира, при изучении темы «Предметный мир и его роль в социализации личности ребенка». В особый содержательный блок можно выделить информацию о том, как человек создал технику. Детей привлекают гаджеты. Многие дети легко управляют ими. Опираясь на этот интерес, можно познакомить детей с изобретателями и их изобретениями, показать значение этого вида деятельности человека не только для кого-то конкретно, но и для человечества в целом. Таким образом, на первом этапе ознакомления детей с человеком как с творцом необходимо активизировать их внимание на результатах изобретательской деятельности, создать условия для развития детского творчества. На этом этапе ведущими методами являются эвристические познавательные беседы, наблюдения, экспериментирование и опыты. Содержанием наблюдений может быть наблюдение за транспортными средствами, за работой механизмов, например, по уборке помещения, снега на улице и др. Предметом наблюдений может быть работа бытовой техники в домашних условиях и в дошкольном учреждении, школе: стиральной машины, кофемолки, кофеварки, миксера и др. Наблюдения проводят в быту, а также на специальных экскурсиях. Рассматривание предмета должно сопровождаться репликами взрослого, выражающими восхищение «умными» машинами. В последующей беседе взрослый уточняет, что дети поняли, запомнили; побуждает их задавать вопросы и предлагает самим попробовать использовать технику. Например, ребенок может вместе со взрослым перемолоть (нажать кнопку) кофе в кофемолке, почистить пылесосом ковер, поставить в микроволновую печь молоко и посмотреть, как оно подогревается, и т. д. Цель такого рода дел — вызвать интерес к технике и не боязнь ее. Уже на этом этапе важно обращать внимание детей на принцип работы прибора. Так, посмотрев (послушав), как работает кофемолка, и увидев результат — мелко перемолотый кофе, взрослые предлагают ребенку подумать и рассмотреть, с помощью чего достигается результат. Конечно, взрослые должны помнить о правилах безопасности и предупреждать о них детей. Чтобы проверить, поняли ли дети принцип работы кофемолки, можно предложить им для решения такую проблему: нужна сахарная пудра, чтобы посыпать пирог. Где взять сахарную пудру, можно ли ее сделать самим? Из чего и с помощью чего? Если дети предложат использовать кофемолку, можно уточнить, как она выполнит такую задачу. Аргументы ребенка и будут свидетельством понимания им принципа работы данного бытового прибора. По аналогии с этим примером можно рассмотреть с детьми и другие принципы, заложенные в основу этого технического устройства, или найти тот же принцип в других приборах. Описанная выше работа организуется в форме опытов и экспериментирования в дошкольном учреждении, школе или дома у каждого ребенка по просьбе взрослого. Таким образом, результатом первого этапа ознакомления с техникой и с понятием «человек-изобретатель» должно быть появление у ребенка устойчивого познавательного интереса к технике, к устройству технических приборов, желание пользоваться ими самому. На втором этапе работы взрослый, опираясь на полученные результаты, начинает разговор о тех, кто создал такую «умную» технику, и о том, когда техника появилась на Земле. Для настоящего этапа можно выделить два взаимосвязанных направления: формирование представлений о том, как, в связи с чем появилась у людей потребность в технике; ознакомление с конкретными личностями — изобретателями, учеными. Воспитатель подчеркивает величие человеческой мысли и значение ее для людей планеты. Подбирая конкретный материал об ученых, изобретателях, старается рассказать детям о великих людях не только России, но и других стран мира. Поскольку мы стремимся формировать у ребенка всесторонние представления о человеке, важно не только рассказать об изобретателе как ученом, но и раскрыть его «человеческие», личностные черты, такие, например, как преданность, самоотверженность, готовность пожертвовать собой ради жизни изобретения, доброта, веселый нрав и др. Конкретное содержание для такой работы взрослый может почерпнуть из детских энциклопедий и познавательной художественной литературы для дошкольников и младших школьников. Основные методы на втором этапе — рассказ взрослого, эвристическая беседа, рассматривание иллюстраций к книгам, макетов, составление творческих рассказов и др. Главный акцент делается на методах, повышающих познавательную активность. На третьем этапе работы взрослый снова пытается вызвать у детей желание самим стать изобретателями. Но это происходит уже на более высоком уровне, на который дети поднялись в результате ознакомления с образом человека-творца. Дети вместе со взрослым могут строить мост Кулибина, вертолет Леонардо да Винчи и др. Результатом третьего этапа должны стать новые знания и представления ребенка о творческом начале в личности человека и желание самому «преобразовывать мир». Это направление можно реализовывать и на другом содержании, например при ознакомлении с представителями творческих художественных профессий, с материалами, созданными человеком. Главное, чтобы вследствие такой работы произошли изменения в когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребенка.     Таким образом, мир взрослых содержит в себе большие возможности для социализации личности ребенка, процесс влияния взрослых на ребенка может происходить как стихийно, так и целенаправленно. Кроме того. Важную роль играет место, которое взрослый занимает в жизни ребенка.. Спасибо вам за работу на занятии. Все свободны.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: