Лекция Коммерческие риски в сфере товарного обращения

Риск в сфере товарного обращения представляет собой характеристику деятельности, осуществляемой предприятием торговли в ситуации неизбежного выбора, отображающую неопределенность будущих результатов его деятельности и вероятность благоприятных и негативных последствий его действий.

 

Существование риска в сфере товарного обращения непосредственно связано с наличием неопределенности, которая неоднородна по форме проявления и по содержанию. Источники возникновения неопределенности многообразны. Основными источниками возникновения неопределенности и риска в социально-экономических процессах являются:

· факторы, присущие обществу: многовариантный, вероятностный характер, противоречивость общественных явлений, элементы стихийности, случайности;

· факторы, порождаемые спонтанностью природных явлений и процессов, стихийными бедствиями;

· факторы, связанные с неполнотой, недостатком информации, сведений об объекте, явлении, процессе, с ограниченностью человека в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью информации о многих объектах;

· факторы, связанные с влиянием научно-технического прогресса на социальную, экономическую, политическую и духовную жизнь;

· факторы, обусловленные воздействием субъектов на экономическую жизнь, их взаимодействием между собой в целях реализации своих потребностей, интересов, целей;

· факторы, связанные с ограниченностью, недостаточностью материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов при принятии и реализации решений;

· факторы, связанные с относительностью процесса познания человеком окружающей действительности (каждый новый этап познания открывает новые нерешенные проблемы);

· факторы, связанные с невозможностью однозначного понимания объекта при сложившихся в данных условиях уровне и методах научного познания;

· факторы, связанные с существующими различиями в социально-психологических установках, намерениях, оценках, стереотипах поведения субъектов

 

Основные элементы, взаимосвязь которых определяет сущность риска:

· вероятность получения желаемого результата;

· вероятность наступления нежелательных результатов;

· вероятность отклонения от выбранной цели;

· отсутствие уверенности в достижении поставленной цели;

· материальные, экономические, финансовые, нравственные и другие потери, связанные с осуществлением выбранной альтернативы;

· возможные благоприятные и негативные последствия при осуществлении тех или иных действий в условиях неопределенности для субъекта, идущего на риск.

 

В условиях неопределенности, в которых предприятия торговли осуществляют свою деятельность, риск выполняет ряд функций:

· регулирующую;

· стимулирующую;

· защитную;

· предупредительную;

· компенсационную;

· управления рисковыми вложениями и социально-рисковыми отношениями;

· контрольную;

· социальную.

Три возможные ситуации, связанные с возникновением риска:

1) риск предпринимателя как заемщика средств;

2) риск кредитора этих средств;

3) риск возможности снижения ценности денежных средств.

Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.

Классификация коммерческих рисков:

1. По причине возникновения:

- снижение объемов реализации в результате падения спроса или потребности на товар, реализуемый предпринимательской фирмой, вытеснение его конкурирующими товарами, введение ограничений на продажу;

- повышение закупочной цены товара в процессе осуществления предпринимательского проекта;

- непредвиденное снижение объемов закупок в сравнении с намеченными, что уменьшает масштаб всей операции и увеличивает расходы на единицу объема реализуемого товара (за счет условно постоянных расходов);

- потери товара;

- потери качества товара в процессе обращения (транспортировки, хранения), что приводит к снижению его цены;

- повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин и отчислений, что приводит к снижению прибыли предпринимательской фирмы.

2. По этапу товародвижения:

- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;

- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);

- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;

- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;

- риск форс-мажорных обстоятельств.

3. Транспортные риски (по степени и по ответственности в четырех группах: E, F, C, D):

Группа E включает одну ситуацию - когда поставщик (продавец) держит товар на своих собственных складах. Риск принимает на себя поставщик до момента принятия товара покупателем. Риск транспортировки от помещения продавца до конечного пункта уже принимается покупателем.

Группа F содержит ситуации передачи ответственности за товар и риска от продавца к покупателю в промежуточных пунктах на пути движения товара.

Группа С включает ситуации, когда экспортер, продавец заключают с покупателем договор на транспортировку, но не принимают на себя никакого риска.

Последняя группа терминов D означает, что все транспортные риски ложатся на продавца.

4. По степени допустимости:

- допустимый - угроза ограниченной потери прибыли от коммерческой деятельности торгового предприятия в целом, т.е. потери возможны, но они меньше ожидаемой прибыли;

- критический - характеризуется потерей прибыли и недополучением предполагаемой выручки. Такой риск обладает опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль;

- катастрофический - приводит к банкротству торгового предприятия, т.е. к потере всех средств.

5. По сфере возникновения:

- внутренние - источником является само торговое предприятие (его менеджмент, некомпетентность);

- внешние - источником является внешняя среда, на которую участники коммерческой деятельности не могут оказать влияние, но могут предвидеть и учитывать в своей работе.

6. По длительности воздействия:

- временные - те, которые угрожают участникам коммерческой деятельности в течение определенного отрезка времени (транспортный риск);

- постоянные - те, которые непрерывно угрожают коммерческой деятельности в данном географическом регионе (районы Северного завоза).

7. По степени обоснованности (наиболее важный признак):

- правомерный - риск, возникающий на законных действиях, соответствующих нормативным положениям и руководящим документам. Такой риск всегда оправдан и такие действия не связаны с тем, каким оказался результат, даже если он отрицательный.

- неправомерный.

 

Методы снижения риска:

- политика избежания риска;

- политика принятия риска;

- политика снижения степени риска.

Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.

Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.

Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь.

 

Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

- страхование (внутреннее и внешнее);

- диверсификация;

- лимитирование.

Страхование - Прибегая к страхованию, коммерческая организация должна четко определить те виды рисков, по которым необходимо обеспечить страховую защиту. Внешнее страхованиезаключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Их источником служит прибыль. Страхование распространяется лишь на часть имущества торгового предприятия.

Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.

Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: