Содержание разделов дисциплины

Лекции

№ раздела дисциплины   Тема лекции
  Общее понятие о фольклоре. Жанровая система русского фольклора. Фольклор и литература.
  Возникновение и развитие древнерусской литературы. Литературно-эстетическая регламентация. Периодизация истории древнерусской литературы.
  Литература периода Киевской Руси. Ораторская проза. «Поучение» Владимира Мономаха. Летописание как жанр. «Повесть временных лет». Житийная литература. «Житие Феодосия Печерского»
  Древнерусская литература VVII века. Появление новых жанров. Бытовые и сатирические повести. Барокко в русской литературе XVII века.
  Специфика русской литературы XVIII века, ее отличие от древнерусской литературы. Личное начало. Светский характер. Периодизация. Литературный процесс Петровской эпохи. Ф.Прокопович.
  Классицизм как художественный метод. Нормативность. Проблема характера. А.Кантемир и его сатиры. В.К.Тредиаковский.
  М.В.Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Просветительская концепция ломоносовских од. А.П.Сумароков – поэт, драматург и теоретик русского классицизма.
  Сентиментализм как литературное направление. Творчество Н.М.Карамзина. Поэтика русского предромантизма. Художественные открытия русской поэзии XVIII века. Творчество Г.Р.Державина. Новаторский характер поэзии Державина.
  ИТОГО в 1 семестре: 16 часов  
  Общая характеристика литературного процесса в России XIX века. Периодизация русской литературы XIX века. Литературное движение первой четверти XIX века. Романтизм в России
  В.А.Жуковский. Лирика Жуковского как роман души. Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Эволюция балладного жанра в творчестве Жуковского. Достижения Жуковского в области стиха и их значение для развития русской поэзии. Жуковский – переводчик
  К.Н.Батюшков. Жизнеутверждающий пафос ранних стихов, прославление земных благ и наслаждений. Кризис мировоззрения Батюшкова. Нарастание трагических противоречий. Элегии Батюшкова. Своеобразие романтизма. Своеобразие художественной формы поэзии Батюшкова, его роль в развитии русской поэзии.
  Литературная деятельность декабристов: Ф.Н.Глинка, В.Ф.Раевский, В.К.Кюхельбекер, К.Ф.Рылеев, А.А.Бестужев, А.И.Одоевский
  А.С.Пушкин – родоначальник новой русской литературы. Периодизация творчества Пушкина. Поэтическое наследие Пушкина. Жизнеутверждающий пафос лицейской лирики. Петербургский период в творчестве (стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Поэма «Руслан и Людмила». Период южной ссылки. Южные поэмы, их самобытность, особенности романтизма. Михайловский период в творчестве. Утверждение реализма Пушкина. Петербургский период (1826-1830 гг.). Любовная лирика. Роман в стихах «Евгений Онегин». Творчество Пушкина 30-х годов. Развитие реалистического метода. Усиление социально-философских обобщений. Проза А.С.Пушкина. «Повести Белкина» как цикл. Отношение к романтической традиции. Образ рассказчика. Повесть «Пиковая дама»: тема карт и карточной игры. Роман «Капитанская дочка». Своеобразие историзма. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о крестьянском восстании. Образ Пугачева. Петр Гринев – нравственный идеал писателя. Роман как духовное завещание художника
  Поэты пушкинской плеяды: Е.А.Баратынский, Д.И.Давыдов, Н.М.Языков, А.А.Дельвиг, Д.В.Веневитинов, П.А.Вяземский.
  М.Ю.Лермонтов. Жизненный и творческий путь. Лирика. Своеобразие лирического героя Лермонтова.
  Литературно-общественное движение 1830-х годов. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Развитие идей реализма в русской эстетике и критике 1830-х гг. Реализм как литературное направление и художественный метод. Главные черты реалистического искусства. Своеобразие и типология русского реализма
  Эпоха 1840-х в литературе. Переход ведущей роли в организации литературного движения и формировании общественного сознания от салонов (1810-20-е годы) и кружков (1830-е годы) к журналам («Отечественные записки», «Современник» и др.). Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. Проблемы исторических судеб России в споре славянофилов и западников
  Эпоха 1860-х в литературе. Дальнейшее развитие реализма. Расцвет романного жанра. Богатство тематики и мастерство психологического анализа романов И.С.Тургенева
  Эпоха 1860-х в литературе. Романы И.А.Гончарова как разновидность жанра реалистического социально-психологического романа. Творческие достижения А.Н. Островского в области драматургии
  Ф.М.Достоевский. Своеобразие творческого метода Достоевского. Психологический и сюжетный гиперболизм в образной системе романов Достоевского. Особенности типизации. Романы Достоевского как романы идей
  Л.Н.Толстой. Художественный метод Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Развитие толстовского реализма. Особенности стиля Толстого. Значение его творчества для истории русской и мировой литературы
  А.П.Чехов. Проблема положительного идеала Чехова, его представление о путях достижения человеческого счастья. Изображение бытовой стороны жизни. Единство чеховского художественного мира. Связь чеховской прозы и драматургии
  ИТОГО во 2 семестре: 26 часов
  «Серебряный век» в русском историко-литературном процессе. Модернизм в России. Русский символизм. Декадентский период. Д.Мережковский. З.Гиппиус. Ф.Сологуб.
  Старший символизм. В Брюсов. К.Бальмонт. Младшие символисты. А.Блок. А.Белый.
  Акмеизм. Н.Гумилев. А.Ахматова. О.Мандельштам. Творчество Н.С.Гумилева.
  Футуризм в России. Эгофутуристы. И.Северянин. Кубофутуризм. В.Хлебников. В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Романтико-футуристический характер, лиризм и трагизм поэзии В.Маяковского
  Реалистическое движение в России начала ХХ века. Творчество А.И.Куприна. Творчество Л.Андреева
  Октябрьская революция 1917 года и литература. Русская советская литература. Литература, не признанная официально. Литература русского зарубежья. Литературный процесс 1917-1921 годов. Развитие поэзии. Массовый революционный театр. М.Горький. Жизнь, творчество, судьба. С.А.Есенин. Творческий путь. Лирика. Образ Руси в раннем творчестве и в стихах 1920-х годов. Поэма «Анна Снегина». Поэма «Черный человек».
  Литературный процесс 1920-х годов. Жанрово-стилевое многообразие литературы. Литературные группировки 1920-х годов. Проза, поэзия, драматургия. М.А.Булгаков. Жизненный и творческий путь. Творчество 1920-х годов. Повесть «Собачье сердце». Роман «Белая гвардия». Судьба Булгакова-драматурга. Роман «Мастер и Маргарита». А.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Дооктябрьское творчество. Роман «Хождение по мукам». Исторический роман «Петр Первый».
  Общественно-литературная ситуация 1930-х годов. Производственная тема в прозе и поэзии. Развитие жанра массовой песни. О. Мандельштам. Творческая судьба А.Платонова.
  Литературный процесс первого послевоенного десятилетия. Усиление идеологического надзора и его влияние на развитие литературы. М.А.Шолохов. Жизненный и творческий путь
  Период «хрущевской оттепели» и его отражение в литературе. Оживление литературной жизни. Расцвет поэтических жанров. Мир прозы В.Шукшина. Деятельность А.Т.Твардовского. Творчество А.В.Вампилова. Литература 1970-90-х годов.
  Современный литературный процесс. Переосмысление функции литературы в обществе. Основные черты современной прозы, поэзии и драматургии. Массовая литература.
  ИТОГО в 3 семестре: 26 часов

 

Содержание разделов дисциплины

 

1. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

Общее понятие о фольклоре. Фольклор как специфический феномен культуры. Основные признаки фольклорного текста: устность, синкретичность, вариативность. Особенности фольклорного творчества: традиционность, коллективное и индивидуальное начала в фольклоре. Фольклор и литература.

Фольклористика – наука о фольклоре. Ее связи и взаимоотношения с этнологией, культурной антропологией, лингвистикой, литературоведением, эстетикой и т.д. Предмет изучения фольклористики.

Фольклорный жанр. Жанровый состав русского фольклора. Историческое развитие русского фольклора.

Обрядовый фольклор. Основные виды обрядовых действ: календарные и семейные обряды. Календарная обрядность и календарный фольклор. Семейная обрядность и семейно-обрядовый фольклор.

Героический эпос. Былины. Эпические песни. Духовные стихи и церковная книжность. Баллады, их отличие от исторических песен и былин.

Сказка. Жанр русской сказки. Анекдот как один из сказочных жанров традиционного фольклора. Несказочная проза. Определение легенды, ее источники, разновидности и функции. Основные виды преданий. История и вымысел в преданиях. Сказы, былички и бывальщины.

Лирические песни. Внеобрядовая лирика. Частушки. Поэтика фольклорной лирики.

Малые жанры фольклора (паремии). Пословицы и поговорки. Загадки, задачи и скороговорки. Заговоры, клятвы, тосты. Приметы, «вещие» сны, гадательные изречения. Шуточные загадки, «покупки», прибаутки..

Театрально-игровые формы фольклора. Виды народного театра: раек, театр Петрушки, вертеп, театр марионеток, балаган. Репертуар и сюжеты народных драм.

Современный фольклор.

 

2. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Возникновение древнерусской литературы и ее жанровая система. Роль Византии и южных славян в распространении христианства и развитии письменной культуры и литературы Киевской Руси.

Особенности древнерусской литературы, ее метода, стиля, жанров. Историзм и публицистичность. Религиозный характер древнерусской литературы. Связь с фольклором.

Принципы изображения человека в древнерусской литературе. Типы героев. Идея патриотизма и народности.

Периодизация древнерусской литературы. Основные этапы развития древнерусской литературы, ее образовательное и воспитательное значение, ее место в перспективе дальнейшего историко-литературного развития.

Текстология древнерусской литературы. Понятие редакции, списка, рукописи. Типы почерков.

Литература раннефеодального древнерусского государства (XI – XII вв.)

Летописание как один из видов литературного творчества. Летописные списки и своды. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет», ее источники. История создания и редакции. Жанровые особенности. Стиль монументального историзма и эпический стиль. Типы летописного повествования. Композиция и язык летописи. Литературный этикет в летописи. «Повесть временных лет» как памятник общественной мысли. Политические идеи, оценка современной действительности, публицистичность.

Житийная литература Киевской Руси XI – XII вв.

Понятие агиографии. Анонимное «Сказание о Борисе и Глебе». «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба», написанное Нестором. Время их создания, идеи и художественное своеобразие. Мастерство Нестора-агиографа.

«Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором, как образец ранней отечественной агиографии. Ее художественные особенности. Литературная традиция изображения подвижника.

Значение житийного жанра для развития повествовательного искусства и изображения человеческих характеров.

Ораторская проза Киевской Руси.

Происхождение и особенности жанра ораторской прозы. Связь с античной риторикой, византийские литературные традиции. Красноречие учительное и торжественное. Особенности композиции и стиля поучений и слов.

«Слово о законе и благодати» Иллариона – не только богословский, но и публицистический памятник эпохи Ярослава Мудрого. Утверждение политической независимости Киевской Руси. Сложность художественной структуры «Слова».

«Слова» Кирилла Туровского – высокохудожественные памятники торжественного церковного красноречия второй половины XII века. Единство композиции и стиля.

«Поучение» Владимира Мономаха. Личность Владимира Мономаха, его политические и нравственные идеалы. Композиция текста и проблема жанра. Элементы автобиографии. Соотнесенность церковных и светских элементов в языке и стиле.

Хождение как литературный жанр.

«Хождение игумена Даниила в «святую землю»». Широта интересов Даниила. Чувство Родины. Идея единства Руси.

«Слово о полку Игореве»

История открытия, опубликования и изучения. «Слово» и летописные повести о походе Игоря на половцев. Идейное содержание «Слова» на фоне исторической действительности XII века; осуждение княжеских междоусобиц и призыв русских князей к единству и защите Руси. Место и роль исторических, публицистических и лирических отступлений в раскрытии основной идеи «Слова». Художественные особенности «Слова»; композиция и стилистический строй; ритмическая организация речи. Образная система памятника. Проблема жанра «Слова». Проблема автора. Проблема подлинности.

Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-Восточной Руси (XIII – XV вв.)

Развитие областных литератур. Возникновение новых политических и культурных центров во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском княжествах, Новгородской земле. Их связь с традициями Киева.

«Моление Даниила Заточника» – памятник литературы Владимиро-Суздальской Руси. Апология князя и сильной княжеской власти в «Молении»; антибоярская направленность, обличение монашества. Гуманистический пафос «Моления», похвала разуму. Особенности стиля: соединение элементов торжественного «слова» и народного балагурства, книжных афоризмов и народных пословиц

«Киево-Печерский патерик». История создания. Обработка Симоном и Поликарпом в начале XIII века устных преданий, связанных с основанием и политической ролью Киево-Печерского монастыря. Особенности проблематики, отражение социальных конфликтов эпохи. Художественное своеобразие рассказов патерика. Широкая картина древнерусской жизни.

Борьба Северной Руси со шведскими феодалами и ливонскими рыцарями. «Житие Александра Невского». Образ Александра Невского как воина-героя и государственного деятеля. Элементы стиля воинской повести и жития.

Повести о монголо-татарском нашествии.

Тема общенародного единства и героизма. «Повесть о битве на реке Калке» (1223 г.) Фольклорные мотивы повести. «Повесть о разорении Рязани Батыем» (1237 г.) Апофеоз мужества и героизма русского народа в борьбе с поработителями. «Слово о погибели русской Земли». Лиро-эпический характер произведения. Гражданский и патриотический пафос «Слова».

Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV-XV вв.

Отражение в литературных памятниках роли Москвы – политического центра, объединяющего русские земли.

Повести о Куликовской битве. Летописные повести. «Задонщина» - поэтическая повесть о Куликовской битве. Прославление победы, одержанной над полчищами Мамая в результате единения всех русских земель вокруг Москвы. «Сказание о Мамаевом побоище» как произведение исторической беллетристики XV века (сюжетность повествования, сложность композиции, стремление к драматизации описаний, использование фрагментов других сочинений).

Творчество Епифания Премудрого: «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского». Тип святого в житиях Епифания Премудрого. Литературное творчество Епифания Премудрого как наиболее полное выражение панегирически-торжественного стиля в русской литературе начала XV века.

Литература периода укрепления централизованного государства (XVI в.)

Расцвет древнерусской публицистики. Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Автобиографические элементы в письмах Грозного, ирония и сарказм как способы их выражения.

«Повесть о Петре и Февронии», написанная Ермолаем-Еразмом, как памятник литературы и общественной мысли XVI в. Мифологическая основа повести, ее гуманистические и христианские идеи. Фольклоризм. Прославление красоты и силы женской любви. «Повесть» как притча.

Русская литература XVII века – новый и заключительный этап развития древнерусской литературы. Развитие жанра повести в XVII веке.

Общие особенности литературы XVII века, ее переходный характер. Начало процесса «обмирщения» и демократизации литературы, усиление бытовых повествовательных элементов. Историческая повесть - «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков».

Значительное усиление светских элементов в литературе второй половины XVII века. Появление новых жанров: бытовой повести, сатиры, виршевой поэзии, «комедии».

Сатирическая литература, отразившая классовые противоречия: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о куре и лисице», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная». Социальная направленность этих повестей. Обличение несправедливости и взяточничества судей, обличение неравенства и протест против власти богатых, обличение пьянства. Приемы и средства сатиры.

Бытовые повести. «Повесть о Горе-Злочастии», отражение в ней основного конфликта эпохи. Появление вымышленного героя. Связь с устным народным творчеством. Элементы реализма. «Повесть о Савве Грудцыне» как опыт создания романа. Широта охвата действительности. Проблема воспитания молодого поколения. Слияние исторического повествования, любовно-авантюрной новеллы, церковно-назидательной легенды и семейной хроники. «Повесть о Карпе Сутулове». Образ купеческой жены Татьяны. «Повесть о Фроле Скобееве» как «плутовская новелла».

Раскол в русской церкви, его социальная сущность и значение.

Протопоп Аввакум и его сочинения. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», как образец раннего автобиографического жанра. Отражение в нем социальных явлений эпохи. Личность Аввакума и противоречия его мировоззрения. Литературные приемы «Жития» на фоне традиционной житийной литературы: внесение бытовых представлений и образов в традиционные библейские и агиографические сюжеты. Сатира и юмор. Новаторство Аввакума в области языка и стиля.

Барокко в русской литературе.

Барокко как литературное направление эпохи перехода к светской литературе нового времени (формы, идеи, жанровые рамки).

Возникновение стихотворства в XVII в. Появление силлабической поэзии. Творчество Симеона Полоцкого (стихотворные сборники «Вертоград многоцветный», «Рифмологион»). Симеон Полоцкий – драматург («Притчи о блудном сыне»). Элементы барокко в творчестве Полоцкого и его последователей (Сильвестр Медведев, Карион Истомин).

Начало русского театра. Придворный театр царя Алексея Михайловича, его организация и репертуар. Особенности начальной русской драматургии.

 

 

3. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Идейно-художественное своеобразие и основные этапы развития русской литературы XVIII века.

Художественное значение литературы XVIII века – литературы формирующейся русской нации. Специфика русской литературы XVIII века и ее место в отечественном литературном процессе. Своеобразие русской литературы XVIII века. Ее принципиальные отличия от древнерусской литературы (светский характер, личное начало, появление нового типа писателя-профессионала и нового типа читателя). Формирование литературных жанров. Ускоренный характер развития русской литературы XVIII века. Подражательность. Литературные направления и стили.

Принципы периодизации русской литературы XVIII века.

Литература первой трети XVIII века (1700-20-е гг.). Литература петровского времени.

Общая характеристика петровской эпохи. Петровские реформы как сознательная и планомерная перестройка всех форм русской жизни. Тип человека Петровского времени. Роль петровских реформ в развитии просвещения и культуры. Первая русская газета. Создание при Петре I публичного русского театра.

Рукописные анонимные повести. «История о российском матросе Василии Кориотском».

Лирика и публицистика Петровского времени. Книжное стихотворство. Ораторское искусство начала века. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Стилистическое своеобразие текстов петровской эпохи.

Литература второй трети XVIII века (30-50-е гг.). Становление русского классицизма.

Формирование русского классицизма как ведущего литературного направления XVIII века в России; его общественно-исторические корни и национальное своеобразие. Философская основа классицизма. Связь классицизма с идеями Просвещения. Этический и эстетический идеалы классицизма. Проблема характера в классицизме. Нормативность мышления классицистов. Классицистическое понимание жанра. Жанровая система классицизма. Закон механического соответствия формы содержанию. Поэтика классицизма. Классицизм и барокко в русской литературе XVIII века.

А.Д.Кантемир – родоначальник сатирического направления в русской литературе 18 века.

В.К.Тредиаковский. Переход к силлабо-тоническому стихосложению. Жанровое своеобразие лирики Тредиаковского. Стиль и язык его произведений.

М.В.Ломоносов как выразитель духовной мощи русского народа. Героико-патриотический характер его поэзии. Своеобразие жанра оды. Поэтика оды. Ода как ораторский жанр. Политическая концепция од Ломоносова. Их просветительский характер. Связь ломоносовской оды с идеями и принципами классицизма.

А.П.Сумароков – теоретик русского классицизма. Теория драмы у классицистов. Стиль сумароковской трагедии («Димитрий Самозванец»). Своеобразие жанра классицистической комедии. Эволюция комедийного жанра в творчестве Сумарокова («Тресотиниус», «Опекун», «Рогоносец по воображению»). Многообразие лирических жанров в творчестве писателя. Оды, сатиры, басенный стих. Любовная лирика.

Литература последней трети XVIII века (60-90-е гг.). Развитие русского классицизма и начало его коренных изменений. Русский сентиментализм.

Стремительное развитие русского национального государства. Подъем национального самосознания, резкое обострение классовых противоречий.

Сентиментализм. Исторические предпосылки возникновения сентиментализма в России. Масонство и его роль в развитии русского сентиментализма. Философская основа сентиментализма. Эстетика сентиментализма. Чувствительность как основная категория сентиментального искусства. Поэтика сентиментализма.

Сатира.

Расцвет журналистики. Первые сатирические журналы. Литературная, просветительская деятельность Н.И.Новикова.

И.А.Крылов. Ранние сатирические произведения. «Каиб». «Триумф, или Подщипа».

Драматургия.

Литературная деятельность В.И.Лукина. Первый образец русской «слезной комедии» - «Мот, любовию исправленный».

Д.И.Фонвизин. Путь Фонвизина – драматурга. Философская острота сатиры. Первая оригинальная комедия «Бригадир». «Недоросль» как вершина драматургии Фонвизина и одно из значительнейших произведений русской литературы XVIII века. Своеобразие конфликта. Проблема художественного метода. «Недоросль» как социально-политическая реалистическая комедия.

Творчество Я.Б.Княжнина. Трагедия «Вадим Новгородский». Комедия «Хвастун». Комическая опера «Несчастье от кареты».

Львовский кружок, его роль в развитии русской литературы и искусства. Н.А.Львов.

В.В.Капнист. Его поэзия. Комедия-сатира «Ябеда» как «зеркало» русской жизни.

Басни И.И.Хемницера. Драматургия П.А.Плавильщикова.

Поэзия.

Творчество В.И.Майкова. «Иронические» поэмы. «Елисей, или Раздраженный Вакх». Литературная деятельность И.Ф.Богдановича. Лирика. Стихотворная повесть «Душенька», ее жанровое своеобразие, стих. Лирика и драматургия М.М.Хераскова. Философские оды. «Венецианская монахиня».

Г.Р.Державин. Своеобразие общественно-политической позиции Державина. Новаторский характер его поэзии. Державин как «поэт действительности». Человек и природа в поэзии Державина. Автобиографический характер лирики Державина. Новаторство Державина в жанре оды. Типы державинских од. Поэтика Державина. Державинская традиция в русской литературе XIX века.

Проза.

Романы Ф.А.Эмина и их жанровое своеобразие.

Художественная проза М.Д.Чулкова. Роман «Пригожая повариха».

А.Н.Радищев как воплощение неразрывной связи идеологии и искусства слова. «Путешествие из Петербурга в Москву». «Вольность» Радищева и традиция классицистической оды.

Н.М.Карамзин – писатель, издатель журналов, альманахов, литературный и театральный критик. Карамзин как глава русского сентиментализма. «Письма русского путешественника» - энциклопедия европейской жизни конца XVIII века. Повести «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь», Марфа – Посадница». Предромантические тенденции в прозе Карамзина («Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена»). Роман «Рыцарь нашего времени». Художественные особенности карамзинской прозы. Карамзин – автор «Истории Государства Российского».

И.И.Дмитриев. Поэзия. Басни. Сентиментальные песни-романсы. Стихотворная сказка «Модная жена».

4. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Расцвет русской литературы в XIX веке. Общая характеристика литературного процесса в России. Литература и историческая реальность XIX века. Особое место русской литературы XIX века в отечественном литературном процессе. Связь русской классической литературы с устным народным творчеством, традициями древнерусской литературы и литературой XVIII века.

Периодизация русской литературы XIX века. Художественная литература в ряду других видов искусства (живопись, театр, музыка). Роль русской литературы XIX века в мировом литературном процессе.

Литературное движение 1800-1825 гг.

Россия на рубеже XVIII - XIX вв. Реформы Александра I и их роль в общественной и культурной жизни России. Своеобразие типа культурного человека начала XIX века. Отечественная война 1812 года и движение декабристов, значение этих событий для развития русской литературы. Особенности литературного процесса в России начала XIX века. Литературные общества и кружки. Роль театра. Развитие журналистики. Массовая дворянская литературная культура первой половины XIX века (эпистолярное искусство, литературные альбомы и др.).

Романтизм в России. Возникновение романтизма в русской литературе. Философские корни романтизма и его эстетика. Своеобразие романтического мироощущения. Основные особенности проблематики, поэтики и жанров романтизма.

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852).

Личность. Жизненный и творческий путь. Лирика Жуковского как роман души. Тематика, стиховые и жанровые особенности его ранних стихотворений («Сельское кладбище», «Дружба», «Вечер»). Жуковский – создатель элегической поэзии. Связь поэзии Жуковского с западно-европейским романтизмом. Романтический идеал в лирике Жуковского («Славянка», «Таинственный посетитель» и др.). Элегичность и этико-психологическая сущность романтизма Жуковского. Баллады Жуковского («Светлана», «Эолова арфа»). Эволюция балладного жанра в творчестве Жуковского. Достижения Жуковского в области стиха и их значение для развития русской поэзии. Жуковский – переводчик. Место и роль творчества Жуковского в отечественной литературе.

Константин Николаевич Батюшков (1787-1855).

Личность. Своеобразие творческого пути. Ранние стихи, их жизнеутверждающий пафос, прославление земных благ и наслаждений («Мечта», «Веселый час», «Мои пенаты»). Связь «изящного эпикуреизма» (Белинский) Батюшкова с идеями просветительского гуманизма и европейскими литературными традициями. Кризис мировоззрения Батюшкова. Нарастание трагических противоречий. Элегии Батюшкова («На развалинах замка в Швеции», «Умирающий Тасс», «Элегия»). Своеобразие романтизма Батюшкова. Своеобразие художественной формы поэзии Батюшкова, его роль в развитии русской поэзии.

Иван Андреевич Крылов (1769-1944).

Личность. Крылов – драматург, журналист и прозаик. Басни Крылова. Проблематика басен. Социально-политические и морально-философские басни. Отклик на события Отечественной войны 1812 года. Просветительский демократизм мировоззрения Крылова. Развитие традиций русской сатирической литературы. Крылов – новатор басенного жанра. Мастерство Крылова-баснописца. Народность басен Крылова. Язык басен Крылова. В.Г.Белинский о Крылове.

Поэты-декабристы. Роль литературы в политической деятельности декабристов, их литературные общества, периодические издания. Особенности гражданско-героического романтизма декабристов. Общее и индивидуальное в творчестве К.Ф.Рылеева, В.Ф.Раевского, Ф.Н.Глинки, В.К.Кюхельбекера, А.А.Бестужева-Марлинского, А.И.Одоевского.

Александр Сергеевич Грибоедов (1790 или 1795–1829).

Личность Грибоедова. Своеобразие его политической позиции. Грибоедов и декабристы. «Горе от ума» как социально-политическая и философская комедия. История создания комедии. Проблематика, идейный смысл и основные герои комедии. Борьба нового со старым в комедии. Социально-политический и философский смысл образа Чацкого. Сложность характера Софьи. Элементы классицизма и просветительского реализма в комедии. Язык комедии.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837).

А.С.Пушкин – родоначальник новой русской литературы. Идейное и художественное становление Пушкина. Лицейский период, поиски своего места в литературе, освоение поэтических традиций Г.Р.Державина, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского и др. Жизнеутверждающий пафос лицейской лирики. Петербургский период в творчестве (стихотворения «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня»). Поэма «Руслан и Людмила»; литературные традиции и новаторство, мотивы устного народного творчества, жанровое и композиционное своеобразие. Период южной ссылки. Южные поэмы, их самобытность, особенности романтизма, своеобразие композиции, языка и стиха. Михайловский период в творчестве. Утверждение реализма Пушкина. Трагедия «Борис Годунов», национально-историческая и социально-политическая проблематика, система образов. Петербургский период (1826-1830 гг.). «Стансы». Любовная лирика. «Полтава» - историко-героическая и социально-психологическая поэма. Роман в стихах «Евгений Онегин». Мастерство реалистической обрисовки действующих лиц. Лирические отступления. Образ автора. Особенности стиха. «Евгений Онегин» в оценке литературной критики. Болдинская осень. Лирические стихи. Поэма «Домик в Коломне». «Повести Белкина» как цикл. Отношение к романтической традиции. Образ рассказчика. «Маленькие трагедии», их социально-философская и этическая проблематика, художественное мастерство. Творчество Пушкина 30-х годов. Развитие реалистического метода. Усиление социально-философских обобщений. Поэма «Медный всадник». «Дубровский». Лирика 30-х годов. Сказки. Повесть «Пиковая дама», тема карт и карточной игры. Роман «Капитанская дочка». История создания, жанр, проблематика. Своеобразие историзма романа. Социальный и моральный аспекты решения вопроса о восстании. Роман как нравственное завещание художника. Многогранность творчества Пушкина. Роль Пушкина в развитии русской литературы. Мировое значение наследия Пушкина.

Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский, П.А.Вяземский, Д.В.Веневитинов, Д.В.Давыдов, А.А.Дельвиг, Н.М.Языков, А.И.Полежаев. Место и значение поэтов пушкинской плеяды в развитии русской поэзии.

Литературное движение 1826-1839 гг.

Литературно-общественное движение 30-х годов. Социально-политическая обстановка после 14 декабря 1825 года. Литературные кружки. Философские искания. Журналистика. Развитие русской романтической прозы и поэзии. Усиление позиций реализма в русской литературе. Сочетание романтических и реалистических тенденций в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. А.В.Кольцов – классик русской песенной поэзии. Расцвет творчества М.Ю.Лермонтова и социальной сатиры Н.В.Гоголя. Развитие идей реализма в русской эстетике и критике 1830-х гг. В.Г.Белинский – ключевая фигура русской критики, обладатель особого эстетического чутья, создатель нового критического метода, приемов анализа литературных явлений, целой системы критических жанров.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841).

Формирование поэта. Личность. Любовная лирика. Стихи гражданско-философского содержания. Особенности характера лирического героя. Мотив одиночества, скепсис и пессимизм. Стилевое своеобразие лирики поэта. Появление и развитие в романтической поэзии позднего Лермонтова реалистических тенденций. Поэмы Лермонтова, их герои, идеи, романтическая патетика. «Песня про царя Ивана Васильевича» - историческая поэма в народном духе. Поэма «Мцыри», сюжет, композиция, идейный смысл, поэтизация свободолюбия. Поэма «Демон», ее социально-философская сущность, идея богоборчества, тема гордого одиночества. Драма «Маскарад», проблематика, персонажи, художественные средства. Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как психологический и философский роман. Композиция. Идейный смысл романа. Система образов. Глубина реалистического раскрытия психологии действующих лиц романа. Тенденции интеллектуализма и рефлексии. Своеобразие творчества Лермонтова и его место в развитии русской литературы. Сложность и противоречивость творческого пути поэта, движение от романтизма к реализму. Лермонтов – родоначальник русского психологического романа. Лермонтов в оценке критики.

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852).

Личность. Идейно-эстетическое формирование писателя. Романтический характер раннего творчества Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Творческая переработка народных преданий и других фольклорных материалов. Художественная функция фантастики. Романтические и реалистические тенденции. «Миргород», особенности композиционного построения сборника, идейный смысл повестей. «Тарас Бульба» - народно-историческая повесть. Петербургские повести Гоголя («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Записки сумасшедшего», «Шинель»), их проблематика и идейный смысл. Разлад между пошлой действительностью и возвышенной мечтой, реалистический гротеск, противоречия действительности, обусловившие трагедию «маленького человека». Роль фантастики в рамках реалистического художественного метода. Драматургия Гоголя. Основные принципы гоголевской теории драмы. Общественно-бытовая комедия «Женитьба». «Ревизор»: история замысла и постановки; особенности сюжета и композиции; своеобразие конфликта; идейный смысл и основные персонажи. Система образов, способы характеристики действующих лиц. Приемы комического. Новаторство драматургии Гоголя. «Мертвые души»: замысел, особенности жанра, сюжета и композиции поэмы; структура образов, их нарицательность; индивидуализация характеров средствами преувеличения; юмор, сатира и лирические отступления. Место и значение Гоголя в истории русской литературы.

Литературное движение 1840 – 1855 гг.

Литературно-общественное движение 1840-х годов. Новый этап развития реализма. Постепенное формирование разночинной интеллигенции и усиление ее влияния на литературный процесс. Переход ведущей роли в организации литературного движения и формировании общественного сознания от салонов (1810-20-е гг.) и кружков (1830-е гг.) к журналам («Отечественные записки», «Современник» и др.). Литературно-критическая деятельность В.Г. Белинского. Проблемы исторических судеб России в споре славянофилов и западников. Усиление цензурного гнета. «Мрачное семилетье» 1848-1855 гг. «Натуральная школа», ее роль в развитии русского реализма. Творчество А.И.Герцена.

Славянофилы и западники, философско-эстетический и общественно-исторический смысл их полемики. Прогрессивные тенденции и принципы славянофильства: неприятие деспотизма, крепостного права, требование свободы печати, борьба за самобытность развития русской литературы. Передовые устремления западников: отрицание крепостничества, европеизация жизни России, борьба за установление буржуазно-парламентского строя. Официальная государственная идеология - теория «официальной народности». Отражение спора славянофилов и западников в русской литературе и критике.

«Натуральная школа» - первое в русской литературе объединение писателей-реалистов. Основные принципы, проблематика и характерные особенности поэтики писателей «натуральной школы». Творческие искания Н.Некрасова, А.Герцена, М.Салтыкова-Щедрина, И.Гончарова. Демократический пафос ранней прозы И.Тургенева, Ф.Достоевского. Первые драматургические опыты А.Островского. Особенности трактовки характеров и обстоятельств в произведениях Д.Григоровича, В.Соллогуба. Вопрос о взаимоотношениях человека и «среды» в эстетике и художественной практике «натуральной школы». Реализм и натуралистические тенденции в творчестве писателей «натуральной школы». Беллетристические жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман. Литературные «манифесты» «натуральной школы»: сборники «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». Программа «натуральной школы» в работах В.Г.Белинского, сыгравшего выдающуюся роль в создании теории реализма, в обосновании его эстетических принципов, сделавшего реалистическое изображение действительности основным критерием художественного творчества.

Александр Иванович Герцен (1812-1870).

Художник, философ, публицист, общественный деятель. Создание Вольной русской типографии за рубежом и ее издания: «Колокол» и «Полярная звезда». Литературно-эстетические взгляды Герцена. Герцен и «натуральная школа». Роман «Кто виноват?», его проблематика, стилевое своеобразие. Идея «среды», формирующей личность, и личности, преодолевающей ее влияние. Идея воспитания и женской эмансипации. Рассказ «Сорока-воровка». «Былое и думы»: проблематика, жанровое своеобразие. Синтез эпического изображения действительности и автобиографического начала. Энциклопедия русской и европейской жизни 30-60-х годов XIX века. Слияние в произведениях Герцена воспоминаний и исповеди с публицистичностью, художественных картин с философской проблематикой.

Литературное движение 1856-1860-х гг.

Литературно-общественное движение шестидесятых годов. Всплеск общественной активности и новые веяния в литературе в связи с началом царствования Александра II. Развитие журналистики, ослабление цензурных запретов. Формирование «эстетической критики» А.В.Дружинина. Теория «чистого искусства», ее художественное воплощение в поэзии А.А.Фета, А.Майкова, Я.Полонского Ф.И.Тютчева и др. Вечные темы любви, природы и красоты искусства. Критика социальных пороков общественной жизни в публицистике журнала «Современник» (Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.). Научно-просветительские идеи Д.И.Писарева. Дальнейшее развитие реализма. Расцвет романного жанра. Богатство тематики и мастерство психологического анализа в романах И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, А.Ф.Писемского и др. Поэзия Н.А.Некрасова. Поэты некрасовской школы. Творческие достижения А.Н. Островского.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883).

Личность. Жизненный и творческий путь. Ранний этап творчества в русле эстетики «натуральной школы». «Записки охотника», структура цикла, идеологический и социальный пафос. Антикрепостническая направленность очерков. Изображение духовной силы и талантливости русского народа. Повести о любви: «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды», «Фауст». Особенности любовного конфликта, психологизм в изображении чувств героев, драматический характер темы любви в повестях Тургенева. Романы Тургенева: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Герой эпохи в изображении писателя. Социально-философское и историческое содержание романов Тургенева. Роль любовного конфликта в раскрытии нравственно-психологического облика персонажей. Проблема долга и личного счастья. Женские образы в романах. Поэтика тургеневского романа, связь с пушкинско-лермонтовской традицией «дворянского» романа о герое времени. Внимание автора к непреходящим вневременным началам (природа, любовь, искусство). «Тайный» психологизм Тургенева. «Стихотворения в прозе». Своеобразие художественной эволюции писателя. Человек в художественном мире Тургенева.

Иван Александрович Гончаров (1812-1891).

Личность. Жизненный и творческий путь. Влияние жизненных впечатлений на творчество писателя. Роман «Обыкновенная история»: актуальность проблематики, типичность конфликтной ситуации – конфликт романтизма и трезвого практицизма. Поэтика произведения: ирония и юмор в романе. Роман «Обломов». Обломов как русский национальный и универсально-человеческий тип. Авторское отношение к главному герою. Штольц как гончаровский вариант типа «нового человека» - практического деятеля. Женские персонажи. Роман «Обрыв». Панорамное изображение жизни, многосюжетность романа. Тема любви, тема искусства. Религиозные и мистические мотивы. Традиции любовно-психологического романа. Типология героя Гончарова. Романы Гончарова как разновидность жанра реалистического социально-психологического романа.

Александр Николаевич Островский (1823-1886).

Жизненный и творческий путь. Связь писателя с купеческо-мещанской культурой Замоскворечья. Первые литературные опыты. Комедия «Свои люди – сочтемся»: особенности изображения купеческого быта, идеи «натуральной школы». Патриархальная утопия купеческой жизни в пьесах «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется». Творчество второй половины 1850-х годов. Драма «Гроза», изображение трагической стороны купеческого бытового уклада. Психологический и социальный смысл конфликта Катерины с «темным царством». Религиозные мотивы в пьесе. Творчество 1860-х годов (исторические пьесы, сатирическая комедия «На всякого мудреца довольно простоты»). Творчество 1870-80-х годов. Комедии «Лес», «Волки и овцы». Фольклорные темы, образы, мотивы в сказке «Снегурочка». Психологическая драма «Бесприданница». Мотив купли-продажи, тема обмана и самообмана. Общие особенности поэтики драматургии Островского: повествовательность, особая роль диалога, элементы дидактизма, психологизм, народность языка.

Алексей Феофилактович Писемский (1821-1881).

Место Писемского в литературном процессе эпохи. Приемы «натуральной школы» в повести «Тюфяк». Драма из народной жизни «Горькая судьбина». Роман «Тысяча душ»: мастерство писателя в изображении русского провинциального быта. Антинигилистический роман «Взбаламученное море». Идея несовместимости идеала с грубой жизнью в романе «Люди 1840-х годов», тема становления творческой личности.

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892).

Жизненный и творческий путь. Эстетическая позиция поэта как художника «чистого искусства». Художественный метод Фета. Романтическая традиция и мастерство реалистического пейзажа в лирике. Основа поэзии – мир личных переживаний, воспевание красоты мироздания. Психологизм любовной лирики («Какое счастие: и ночь, и мы одни!», «Сияла ночь…» и др.). Созерцательно-эстетическое отношение Фета к природе («В лунном сиянии», «Весенний дождь», «В саду» и др.). Взаимодействие темы природы и любви («Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…» и др.). Тема бегства от действительности в идеальный мир мечты, природы, искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Сборник «Вечерние огни». Философские мотивы в поздней лирике.

Федор Иванович Тютчев (1803-1873).

Жизненный и творческий путь. Философский характер лирики. Романтическая концепция мира и человека в его поэзии («Не верь, не верь поэту, дева…»). Лирика природы («Есть в осени первоначальной…»). Любовная лирика (стихотворения «денисьевского» цикла), трагизм и психологизм, любовь как стихийная сила. Особенности поэтики.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/78).

Личность. Сложный творческий путь поэта. Влияние на Некрасова эстетики «натуральной школы». Социальная проблематика поэзии, реалистические изображение общественных противоречий и трагизма повседневности, внимание к человеку из народной среды. Усиление роли сюжетного начала. Крестьянская тема в поэзии. Некрасовское представление о роли поэта и назначении поэзии, его полемика с теорией «чистого искусства» («Поэт и гражданин», «Блажен незлобливый поэт…»). Гражданские идеалы Некрасова («Свобода», «Душно! Без счастья и воли…», «Надрывается сердце от муки…»). Психологизм, драматизм любовной лирики. Богатство поэтического языка. Лиро-эпические поэмы о жизни крестьянства: «Коробейники», «Мороз, Красный нос», их фольклорно-поэтическое начало. Героизация декабристской темы в исторических поэмах «Русские женщины», «Дедушка». Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: многообразие крестьянских типов, тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало, особенности композиции. Некрасов – журналист. Значение творчества Некрасова для развития русской поэзии. Поэты некрасовской школы.

Литературное движение 1870-х - 80-х годов.

Общая характеристика литературного процесса семидесятых годов. Преемственная связь с идейными и эстетическими традициями 1860-х гг. Расцвет жанра романа. Интерес к проблемам личности и народа. Углубление психологизма, сатирического начала. Центральное место народничества в общественном движении этого периода. Идеологи народничества. Интенсивное развитие жанра очерка. Поэзия 70-х гг. Разнообразие сатирических жанров в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина. Моральная, философская, социальная проблематика романов Ф.М.Достоевского. Н.С.Лесков – мастер реалистической прозы. Сила и своеобразие психологического анализа в произведениях Л.Н.Толстого. Принципы художественного обобщения в очерках Г.И.Успенского.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881).

Личность. Жизненный и творческий путь. Формирование мировоззрения писателя. Становление творческого метода. Социально-психологический роман «Бедные люди». Издательская и публицистическая деятельность Достоевского в 1860-е годы. Роман «Униженные и оскорбленные». Идеологический роман «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки образа Раскольникова и его теории. Этический идеал Достоевского. Идея воскресения. Социальное, философское и этическое содержание конфликта и его отражение в системе образов романа «Идиот». Роман-трагедия. Роман «Бесы» как роман-памфлет: гротесковое изображение революционного движения в России. Роман-предупреждение. Роман «Подросток» как роман воспитания. Идеологический конфликт романа «Братья Карамазовы» - итогового произведения Достоевского. Своеобразие творческого метода Достоевского. Психологический и сюжетный гиперболизм в образной системе романов Достоевского. Особенности типизации. Романы Достоевского как романы идей.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889).

Жизненный и творческий путь. Публицистическая и издательская деятельность Щедрина. «История одного города» как гротесковый роман. «Господа Головлевы» как новый тип социально-психологического романа. Своеобразие сатиры и особенности психологического анализа в романе. «Сказки». Система образов, жанровое своеобразие. Эзопова манера Щедрина. Реалистическая фантастика и сатирическая гипербола. Богатство и своеобразие стиля Щедрина.

Николай Семенович Лесков (1831-1895).

Один из наиболее самобытных художников слова. Антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах». Художественное исследование традиций и нравственных устоев широких народных слоев и типических характеров самых разных сословий. «Леди Макбет Мценского уезда» и др. рассказы. Генеральная тема творчества – тема духовно-нравственных поисков, народной мечты о праведнике. «Соборяне», «Запечатленный ангел», «Очарованный странник». Специфика колорита в прозе Лескова. Лесковский сказ. Лесков и фольклор.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910).

Личность. Жизненный и творческий путь. Автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление личности в понимании автора. Опыт Крымской войны в «Севастопольских рассказах». Тема человека на войне, проблема героизма. Роман «Война и мир» как роман – эпопея. Историко-философская проблематика, масштабность изображения эпохи. Философский подход к вопросу об исторических судьбах нации. Роль личности в истории с точки зрения писателя. Принцип контраста ложной (искусственной) и истинной (естественной) жизни в системе образов романа. История духовных исканий главных героев романа. Женские образы в романе. Психологизм романа. «Диалектика души» как способ изображения человеческой личности и ее судьбы. Роман «Анна Каренина». «Мысль семейная» и ее раскрытие в системе образов романа. Социальное и психологическое обоснование трагедии героини. Кризис в мировоззрении Толстого в начале 1880-х годов. Роман «Воскресение» как художественно-публицистическое выражение взглядов позднего Толстого. Условия и пути нравственного воскресения человека в идейно-художественной концепции романа. «Живой труп» как пример художественных исканий писателя в области драматургии. Художественный метод Толстого. Сила и своеобразие психологического анализа в его произведениях. Развитие толстовского реализма. Особенности стиля Толстого. Значение его творчества для истории русской и мировой литературы.

Литературное движение 1880-х - 90-х годов.

Завершение пути крупнейших русских писателей. Новые силы русской прозы. «Средний человек» в произведениях восьмидесятников. Господство малых жанров в прозе. Поиски путей обновления художественного языка. Натурализм в литературе. П.Боборыкин. К.Станюкович. Д.Мамин-Сибиряк. В.М.Гаршин. Трагическое восприятие писателем социальной действительности. Вопрос о необходимости борьбы с общественным злом. Новое качество реализма рубежа веков. Обновление языка прозы и драматургии в творчестве А.П.Чехова. Литературная и общественная деятельность В.Г.Короленко. Всемирное признание русской классической прозы и драматургии.

Антон Павлович Чехов (1860-1904).

Личность. Жизненный и творческий путь. Становление творческого метода. Сотрудничество в юмористических журналах. Особенности поэтики ранних рассказов: краткость, очерковость, анекдотичность фабулы, мастерство диалога, функция детали. Ранние рассказы о народной жизни. Повесть «Степь». Поиски философской, этической и эстетической позиции в контексте современной общественно-политической ситуации и идейных споров и их отражение в творчестве («Скучная история»). Социально-философская и нравственная проблематика повестей («Дуэль», «Палата №6», «Дом с мезонином» и др.). Тема пошлой жизни, духовного оскудения личности и проблема человеческого счастья в поздней прозе («Попрыгунья», «Анна на шее», «Ионыч», «Человек в футляре», «Учитель словесности», «Дама с собачкой», «Невеста», «Черный монах» и др.). Изображение русской деревни в 1900-е годы («Мужики», «В овраге»). Проблема положительного идеала Чехова, его представление о путях достижения человеческого счастья. Особенности драматургии Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»). Изображение бытовой стороны жизни, своеобразие конфликта и развития действия. Единство чеховского художественного мира. Связь прозы и драматургии: общность проблематики, широта обобщений, роль выразительной детали, соотношение текста и подтекста.

5. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

Проблема периодизации русской литературы ХХ в.Критерии периодизации. Дискуссионность проблемы. Периодизация истории русской литературы ХХ века и краткая характеристика ее основных этапов:

- литература конца XIX- начала XX вв.

- литература 1920-х гг.;

- литература 1930-х гг.;

- литература 1940-х гг.;

- литература 1950–1980-х гг.;

- литература рубежа ХХ–ХХI вв.

Общая характеристика русской литературы первой трети ХХ в. Развитие традиций русской литературы и новая парадигма философского и художественного познания.

Концепция личности в русской литературе первой трети ХХ в. Экзистенциальные мотивы. Тема Апокалипсиса. Революция как Апокалипсис. Творческая интеллигенция и революция. Революционные мотивы в прозе, поэзии, драматурги. Восток и Запад как проблема художественного исследования.

Общая характеристика жанрово-стилевых особенностей русской литературы первой трети ХХ в.

Поэзия. Новые жанровые дефиниции. Циклизация (на примере поэзии А. Блока), ролевая лирика А. Ахматовой, М. Цветаевой. Фрагментарно-ассоциативный принцип изображения и восприятия образа в лирике О. Мандельштама. Реалистическая стилевая традиция в лирике И. Бунина. Второе рождение жанра элегии (на примере поэзии С. Есенина).

Проза. Отказ от прежних жанровых форм и новые жанрово-стилевые тенденции. Ведущая роль рассказа и «романа малой формы» (от «Огненного ангела» В. Брюсова до «Мы» Е. Замятина). Фрагментарность крупных форм, отказ от единого героя («Россия, кровью умытая» А. Веселого). Возрождение интереса к романной форме с середины 1920-х гг. («Разгром» А. Фадеева, романы К. Федина и Л. Леонова), эпический размах первых книг «Тихого Дона» М. Шолохова. Своеобразие произведений А. Платонова.

Драматургия. Многообразие жанрово-стилевых тенденций. Устойчивость реалистических тенденций (М. Горький, А. Найденов, К. Тренев, М. Булгаков) и их индивидуальное своеобразие. Модернистская драма. Зрелищность и массовость футуристических постановок в первые годы советской власти.

Модернизм — новый тип художественного сознания.Восстановление в наши дни объективности по отношению к искусству модернизма. Модернистская идея самодостаточности искусства, творящего свою особую реальность. Художественная картина мира, основанная не на линейной последовательности изображаемого, а на принципе «разбитого зеркала». Новая роль писателя, его взгляд на традицию.

Антиномичность модернистской и реалистической позиций в отношении к слову. Культ поэтического слова в модернизме, игра со словом. Основные течения: символизм, акмеизм, футуризм, их краткая характеристика. Модернизм и неореализм.

Специфика воплощения социальной проблематики в модернистском и неореалистическом творчестве.

Судьбы реализма на рубеже XIX-ХХ вв.Диалог с классической традицией. Новые черты реализма в творчестве Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко.

Основные тенденции развития творчества реалистов. Писатели круга «Среды» и «Знания» – И. Бунин, А. Куприн, М. Горький, Л. Андреев, И. Шмелев, Б. Зайцев и др. Основные проблемы, мотивы и образы творчества реалистов рубежа XIX–XX вв. Демократический характер общественных и нравственных идеалов писателей. Новое понимание отношений личности и среды, характеров и обстоятельств. Усиление внимания к духовной жизни человека из народа, его поискам социальных и духовных истин. Социалистические тенденции в творчестве М. Горького и А. Серафимовича. Идея активного действенного отношения человека к жизни, ее преобразования на социалистических началах. Отход от традиционных форм психологизма. Трансформация представлений о человеческой природе, роли подсознательного в жизни личности. Соотношение национального, социального, общечеловеческого.

Активизация в реализме лирического, субъективного начала. Проявление импрессионистических тенденций в реализме Б. Зайцева, раннего И. Бунина, экспрессионистических – в прозе Л. Андреева. Поиски человеком из народа социальных и духовных истин.

Взаимодействие реализма и модернизма в литературе рубежа веков.

Реализм в русской литературе рубежа XIX–ХХ вв.Продолжение лучших традиций и творческих исканий писателей XIX в. в прозе рубежа веков.

Александр Куприн (1870-1938)и традиции русского реализма XIX в. (Л. Толстой, И. Тургенев). Проза писателя 1990-х гг. Проблема взаимодействия человека и среды. Социально-психологическая повесть «Молох»: символика названия, особенности конфликта, образной системы (Бобров, Нина Зиненко, Квашнин). Повесть «Олеся»: концепция «естественного человека», интерес к тайнам психики, изображение любви как реализации природной красоты и силы, нравственная высота героини, функции картин природы. Творчество А. Куприна 1900-х гг. Повесть «Поединок»: разоблачение пошлости и губительной власти армейской среды над человеком. Нравственные искания Юрия Ромашова в поединке со средой и самим собой. Тема пробуждения общественного сознания человека. Противоречивость авторской позиции. Романтические тенденции реализма Куприна. Гуманистические идеалы писателя в произведениях о любви («Суламифь», «Гранатовый браслет»).

Русский символизм: общая характеристика.Философские и эстетические истоки символизма (идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Соловьева). Связь русского и западноевропейского символизма.

Литературные манифесты символистов: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д. Мережковского, «Элементарные слова о символической поэзии» К. Бальмонта, «Ключи тайн» В. Брюсова.

«Старшие» символисты: Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт. Понятие о символе. Понимание искусства как интуитивного постижения мира. Две концепции искусства в символизме 1990-х гг. XIX в.: символизм как категория мировоззренческая (Д. Мережковский) и литературная школа (В. Брюсов). Идея самоценности искусства, творческого преображения художником реальности. Основные издательства символистов.

Творчество младосимволистов (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов). Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения младших символистов идей и творчества В. Соловьева. Теургическая концепция искусства. Понимание красоты как действенной силы, преобразующей мир. Проблемы народных судеб, взаимоотношения народа и интеллигенции, интеллигенции и революции.

Проза символизма.Оценка прозы символизма в современном литературоведении.

Философско-религиозное содержание трилогии Дмитрия Мережковского (1865-1941) «Христос и Антихрист» (образы Юлиана Отступника, Леонардо да Винчи, Петра Первого).

Роман Федора Сологуба (1863-1927) «Мелкий бес». Осмысление традиций русского реализма XIX в. (Пушкин, Гоголь, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Чехов). Интертекстуальность, автореминисцентность и признаки символистского романа. Демонизация быта. Образ Передонова. Образ-символ Недотыкомки. Линия Людмилы Рутиловой и Саши Пыльникова — попытка воскрешения дионисийской красоты и полноты жизни. Последовательное разрушение в мире передоновщины начал добра, красоты, истины. Тема безумия и самоуничтожения.

Роман Валерия Брюсова (1873-1924) «Огненный ангел».

Роман Андрея Белого (1880-1934) «Петербург». Продолжение и развитие классического мифа о Петербурге (Пушкин — Гоголь — Достоевский). Тема первой русской революции и своеобразие ее художественного осмысления. Особенности образной системы (отец и сын Аблеуховы, Софья Лихутина, Липпанченко и др.), структура и стилистика романа. Система символов (Петербург, туман, тень, маска и др.).

Значение прозы символистов в русской литературе ХХ в.

Акмеизм:идейно-творческие принципы.Возникновение акмеизма. Основные имена. Эстетические манифесты: «Наследие символизма и акмеизм» Н. Гумилева, «Некоторые течения в современной русской поэзии» С. Городецкого. Отказ от символического двоемирия, возвращение поэтическому слову его предметного значения, установка на «вещное» восприятие мира.

Николай Гумилев (1886-1921) как основатель «Цеха поэтов». Ранняя романтическая лирика. Сб. «Путь конквистадоров», «Романтические цветы». Книги стихов «Жемчуга», «Чужое небо», «Колчан». Сборник «Огненный столп» как итог творческих исканий поэта. Ролевая лирика. Усиление эпического и философского начал в поэзии. Мотивы странствования, возвращения, покорения пространств. Философия времени, памяти, творчества.

Русский футуризм: основные группировки, идейно-творческие принципы.Футуризм как одно из течений русского литературного авангарда начала ХХ в.

Эстетические программы футуристов: «Пощечина общественному вкусу» (1912), сборники «Садок судей» (1910), «Дохлая луна» (1913). Неоднородность футуристического движения и его внутренняя противоречивость. Устремленность русского футуризма к национальной специфике словесного искусства. Разрушение системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим первоначалам, когда язык «был частью природы» (В. Хлебников). Протест против общественного миропорядка, нивелирующего человеческую личность. Разрыв с традиционной культурой, утверждение эстетики современной урбанистической цивилизации с ее динамикой, безличностью. Словесное экспериментаторство. Концепция словотворчества.

Современные дискуссии о социалистическом реализме.

Художественная практика социалистического реализма («Мать» М. Горького, «Разгром» А. Фадеева, «Поднятая целина» М. Шолохова). Соотношение понятий «социалистический реализм» и «реализм». Формирование на рубеже 1920-1930-х гг. жесткой монистической концепции литературного развития, насильственное устранение художественных альтернатив и эстетического инакомыслия. Нормативность эстетики как причины стагнации социалистического реализма. Несостоятельность нигилистических трактовок и необходимость объективного рассмотрения этого метода.

Литературные группировки 1920-х гг.Основные литературные группировки и журналы, их идейно-эстетические платформы и судьбы.

Имажинисты (1919-1927): В. Шершеневич, Р. Ивнев, А. Кусиков, А. Мариенгоф. «Серапионовы братья» (1921-1929): Л. Лунц, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, И. Груздев, Н. Никитин, Е. Полонская.

«Леф» (1922, с 1927 – «Новый ЛЕФ», с 1929 – «РЕФ»): В. Маяковский, Н. Асеев, В. Каменский, С. Кирсанов.

«Перевал» (1923-1932): А. Воронский, Дж. Алтаузен, Э. Багрицкий, А. Веселый, М. Голодный, А. Караваева, И. Катаев, А. Малышкин, П. Павленко, М. Пришвин, М. Светлов.

Литературная политика партии в 1920-1930 гг. Причина ликвидации РАПП и других литературных объединений. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и его влияние на литературную жизнь.

Проблема национального характера в творчестве И. Бунина.Ранняя проза Ивана Бунина (1970-1953). Идеализация сельской жизни. Глубокий лиризм, ориентация на лирический монолог («Антоновские яблоки»).

Новый тип повествования в повести «Деревня». Структура и основные сюжетные линии. Движение от темы Дурновки к теме России. Концепция русского национального характера как противоречивого, дисгармоничного, определяющего доминанту жизни и судьбы России. Национальная самокритика («Деревня», «Суходол»). Поэтизация светлых сторон народного характера («Веселый двор», «Захар Воробьев», «Худая трава», «Иоанн Рыдалец», «Белая лошадь»).

Дальнейшее развитие концепции национального характера в творчестве писателя периода эмиграции («Окаянные дни», «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи»). Признание универсальных законов бытия над частной судьбой.

Творческий путь Л. Андреева (1871-1919). Особенности творческой личности: ярко выраженная антиноминичность на почве фатально-трагического мироощущения.

Экзистенциальная тематика в творчестве Л. Андреева 1890 – начала 1900-х гг. Сочетание психологически точной, выписанной завязки или реалистически-бытовой экспозиции с дальнейшим экзистенциально ориентированным развитием сюжета в ранних рассказах («Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Кусака», «Ангелочек», «Большой шлем»).

Эволюция творчества писателя. Тяготение к универсальности изображения психологический, социальной и природной жизни. Гиперболизация и предельная эмоциональная насыщенность условных образов («Красный смех»). Библейские мотивы: «Жизнь Василия Фивейского» «Иуда Искариот».

Л.Андреев-драматург. «Жизнь Человека». Возможность двойственной трактовки концепции пьесы: крах иллюзии индивидуального счастья или пессимистический взгляд на судьбу всего человечества. Интерпретация образов наследников. Традиции и новаторство «новой драмы» Л. Андреева.

Дальнейшие вехи творческого пути («Рассказ о семи повешенных», «Сашка Жегулев», «Дневник Сатаны», поздняя публицистика). Экспрессионизм Л. Андреева. Стилевой эклектизм как стремление передать дисгармонию современного художнику мира.

М. Горький.Фигура Максима Горького (1868-1936) в контексте мировой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: