Писатели старшего поколения и литературная молодежь (В. Набоков, Г. Газданов и др.)

Этапы творческого пути В. Набокова. Начало жизненного и творческого пути Владимира Набокова (1899-1977). Первые поэтические опыты. Берлинский период творчества. Роман «Машенька». Проблема традиций русской классики в творчестве Набокова. Роман «Защита Лужина». Вопрос о прототипе главного героя. Судьба Лужина как глобальная метафора. Изгнание героя из «детского рая» и его творческая компенсация в шахматной игре. Мотив двойничества. Метафизическая ошибка героя. Романное творчество Набокова 30-х годов («Соглядатай», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Дар»). Общая характеристика англоязычного творчества В. Набокова: «Лолита» и др. Вклад В. Набокова в развитие русской литературы.

Общая характеристика русской литературы 1950-1980 гг. Феномен «деревенской прозы».Активизация духовной и литературной жизни в стране после ХХ съезда КПСС. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Активизация творчества художников старшего поколения (В. Луговской, Н. Заболоцкий и др.).

Незавершенность процессов демократизации. Запрещение ряда произведений (Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Гроссмана, А. Бека, Ю. Домбровского, А. Твардовского, В. Шаламова и др.). Диссидентство и формы его выражения. «Самиздат». «Тамиздат». Выезд ряда писателей за рубеж.

Многообразие прозы: лирическая, деревенская, городская, лейтенантская, мемуарная. Условность классификации.

Становление и развитие деревенской прозы. Генезис деревенской темы. Проза 1920-1930-х годов о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-1970-е годы. Роль В. Овечкина как первооткрывателя темы в жанре очерка. Обращение к деревенской прозе Е. Дороша, Г. Троепольского, В. Тендрякова. Место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе освоения народного бытия. Открытие народного характера в повести В. Белова «Привычное дело». Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др.).

Дальнейшие социальные, нравственные, философские искания деревенской прозы, богатство творческих индивидуальностей (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Белов, Е. Носов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Крупин и др.).

Творческий путь В. Шукшина.Феномен Василия Шукшина (1929-1974). Многообразие дарований (литература, кинодраматургия, режиссерская и актерская работа).

Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества писателя. Проблема народа как центральная в прозе и кинодраматургии Шукшина. Шукшин — мастер малого жанра. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь», «рассказ-анекдот» по Шукшину). Ситуации и конфликты. Характерология. Психологизм. Полифонизм. Соотношение автор – герой.

Роман «Любавины»: изображение судьбы русской деревни на переломных этапах в свете общечеловеческих проблем. Роман «Я пришел дать вам волю»: новизна интерпретации исторических событий и роли личности. Центральные проблемы романа: судьбы России, крестьянского восстания и Степана Разина.

Сатира Шукшина. Единство комического и трагического. Рассказы, философская сказка «До третьих петухов», сатирическая повесть «Энергичные люди».

Киноповесть «Калина красная»: характер и судьба Егора Прокудина и авторская концепция народного характера. Фольклорные и мифологические истоки поэтики.

Этапы творческого пути В. Астафьева.Трудный жизненный опыт Виктора Астафьева (1924-2001) и его отражение в творчестве писателя. Рассказы и повести 1950-1960-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем»). Своеобразие астафьевского автобиографизма.

Творческая история и своеобразие жанра книги «Последний поклон». Изображение нравственных устоев народной жизни. Народные типы. Образ Катерины Петровны. Лиризм автобиографического повествования. Традиции русской автобиографической прозы.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева. Повесть «Пастух и пастушка»: новаторская гуманистическая сущность концепции войны, остро полемический характер повествования. Истоки трагедии Бориса Костяева. Трагически-противоречивый характер Мохнакова. Глубина психологического анализа. Жанровое своеобразие и специфика сюжета и композиции. Мифопоэтические и литературные традиции.

«Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология персонажей. Утверждение нравственных основ народного характера и осуждение духовного браконьерства.

Роман «Печальный детектив»: проблематика, выбор главного героя, образная система. Своеобразие жанра и композиции. Публицистическое начало. Традиции русской классики (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Горький).

Эволюция темы Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева 90-х годов: роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат». Воссоздание трагедии народа в предвоенные, военные и послевоенные годы. Авторская концепция поражений и побед в Великой Отечественной войне. Природа конфликтов. Противостояние личности и государства. Роль лирико-публицистических отступлений.

Этапы творческого пути А. Солженицына.Драматизм судьбы А. Солженицына – человека и писателя. Его социально-философские взгляды.

«Один день Ивана Денисовича»: история замысла и публикации. Действующие лица и их прототипы. Образ «соцгородка»: картины лагерной повседневности. Широта художественного обобщения. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Особенности сюжета и композиции. Прием трагической иронии. Своеобразие языка. Традиции русской классики (Ф. Достоевский, А. Чехов).

Художественное воплощение национального типа характера и особенности конфликта в рассказах «Матренин двор», «Захар Калита».

«Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, социально-философская проблематика, жанровое своеобразие. Реалии острожного быта. Образ повествователя. Идея катарсиса. Символика. Апелляция к произведениям русской литературы. «Архипелаг ГУЛАГ» в контексте «лагерной» прозы. Особенности языка.

Романное творчество А. Солженицына: «В круге первом», «Раковый корпус». Автобиографическая основа, проблематика, система образов, природа конфликтов.

Эпопея «Красное колесо»: идейно-тематическое содержание, структурная многослойность, метод «узловых точек». Творчество А. Солженицына 90-х годов: «Крохотки», «Двучастные рассказы».

Эволюция темы Великой Отечественной войны в литературе второй половины ХХ века.«Лейтенантская проза» (конец 1950-х – 1960-е гг.) как жанрово-стилевое явление и новый этап в раскрытии проблемы «человек и война». Ее основные свойства и место в литературном процессе (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Богомолов, А. Ананьев, В. Курочкин, В. Астафьев). Споры об «окопной» и «масштабной» прозе. Традиции В. Некрасова. Изображение будней войны. Особенности выбора героя. Многообразие ситуаций и конфликтов. Лирическое и автобиографическое начала.

Новые тенденции и жанры прозы о Великой Отечественной войне в 70-90-е гг. Художественное осмысление подвига народа в трагических испытаниях. Усиление гуманистических и философских начал, расширение представления о героическом. Проблема нравственного выбора. Новое в раскрытии личности. Мастерство воссоздания внутреннего состояния человека в многообразных ситуациях на войне. Широта интерпретаций ряда образов и ситуаций (Ю. Бондарев, В. Быков, В. Распутин, В. Кондратьев, Г. Владимов). Развитие эпической традиции. Значение документа, мемуаристики (А. Адамович, Д. Гранин, В. Семин, В. Богомолов, С. Алексиевич). Сближение проблематики военной прозы с нравственно-философскими исканиями литературы этого периода.

Русская поэзия второй половины ХХ в.Многообразие идейно-художественных тенденций. Многообразие течений в лирике: «эстрадная» поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский), «тихая» лирика (В. Соколов, Н. Рубцов), философская лирика (Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А Тарковский). Выступления против официоза (поэзия в альманахе «Метрополь»). Активное противостояние «застою» в стихах-песнях и деятельности рок-групп. Пути развития авторской песни в 1960-1980-е годы (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Ю. Ким, Ю. Визбор, В. Долина, А. Макаревич, В. Цой).

Новые тенденции в поэзии 2-ой половины 1980 - начала 1990-х гг. Процесс сближения основных ветвей русской поэзии (официальной, неофициальной, задержанной, зарубежной). Публикации «Из литературного наследия» А. Ахматовой, А. Твардовского, В. Шаламова.

Художественный мир Иосифа Бродского (1940-1996). Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная. Книга как жанр в поэзии Бродского. Поэтика книг «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания».

Особенности поэтики лирики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика - противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Поэтический авангард. Творческие поиски «метаметафористов» (А. Еременко, А. Парщиков), «концептуалистов» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн), «иронистов» (И. Иртеньев, В. Вишневский), «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ), их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы наиболее талантливых поэтов нового поколения (И. Жданов, Т. Кибиров).

Поэты вне «школ», «поэты-смысловики» (самоопределение Е. Рейна), близкие к классической традиции: Е. Рейн, Б. Ахмадулина, В. Соснора, А. Кушнер, Г. Горбовский, О. Чухонцев, О. Хлебников, Т. Бек, Ю. Кузнецов.

Театр А. Вампилова в контексте русской драматургии второй половины ХХ в.Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии. Борьба с «бесконфликтностью», дидактизмом, иллюстративностью в 1950-е годы. Социально-психологическая драма А. Арбузова («Жестокие игры»), В. Розова («Гнездо глухаря», «Кабанчик»), М. Рощина («Валентин и Валентина»). Завершение творческого пути Е. Шварца. Кризис «производственной» драмы 70-х годов. Документально-публицистический театр М. Шатрова. Драматургия Л. Петрушевской («Три девушки в голубом»).

Театр Александра Вампилова (1937-1972). Тенденция к сопряжению водевиля, мелодрамы, комедии, романтической драмы. Философичность образно-художественной мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Средства психологического анализа. Духовная эволюция героя (Колесов — Бусыгин — Зилов — Шаманов). Автор и герой.

«Утиная охота»как философская драма несостоявшейся жизни. Образ Зилова и его двойственность. Трагические и гротескные начала в пьесе. Своеобразие жанра («монодрама») и композиции. Смысл названия. Роль символических деталей. Открытость финала. Традиции отечественной и мировой литературы в драме.

Жанрово-стилевое многообразие литературы 1990-х гг.Творчество писателей-реалистов старшего поколения (А. Солженицын, В. Астафьев, В. Распутин).

Современная действительность и формы ее осмысления («Смиренное кладбище», «Стройбат» Сергея Каледина, «Свой круг» Людмилы Петрушевской). Афганская война, война на Кавказе и судьба воюющего «нового человека» («Афганские рассказы», «Знак зверя» Олега Ермакова).

Алексей Варламов (р.1963). Сентиментальный реализм в повести «Здравствуй, князь!» Феномен Олега Павлова (р. 1970 ). Художественное воплощение солдатских и офицерских судеб. Эпический тон в романе «Казенная сказка». Принципы развития сюжета в романе «Дело МатюшинаИзображение детской психологии в рассказе «Митина каша».

Неореалистическая проза рубежа ХХ-ХХI вв. как свидетельство силы и жизнеспособности реализма.

Взаимодействие реализма с другими художественными методами (А. Битов, В. Маканин, Вен. Ерофеев, Л. Петрушевская).

Женская проза как литературное явление 1990-х гг. Основные имена (В. Токарева, Г. Щербакова, Л. Улицкая, Л. Петрушевская, Т. Толстая). Проблематика, выбор героя, ситуации, конфликта. Своеобразие сюжетов, типология характеров, стилистика прозы В. Токаревой. Эмоциональный мир персонажей, автобиографизм прозы Г. Щербаковой. Сентиментальное начало, мастерство композиции, особенности формы повествования прозы Л. Улицкой. Проблема деформации личности под влиянием среды в прозе Л. Петрушевской. Соединение реалистических и постмодернистских начал. Разнообразие жанров и художественных приемов в воссоздании ситуаций и характеров. Приемы иронии. Своеобразие форм повествования, авторской позиции, интертекстуальность, элементы гипертекста в прозе Т. Толстой.

Массовая литература, ее параметры и функции. Жанровая разнообразие: фантастика, детективы, любовные и исторические романы. Выбор героев и ситуаций (А. Бушков, М. Семенова, А. Маринина).

Русский постмодернизм.Философско-эстетические корни постмодернизма. Разрыв связей с классическим идеалом в искусстве. Тезисы «смерть автора», «конец» литературы. Проблема интертекстуальности. Модернизм, авангардизм первой половины ХХ века и постмодернизм конца ХХ века. Характер взаимодействия с постмодернизмом реалистических течений. Пародирование основ социалистического реализма. Категории хаоса и абсурда. Сращение несоединимого, фрагментарность, мозаичность сюжетостроения, смещение временных планов. Обращение к эротике, условности, фантастике. Отход от норм литературного языка. Постмодернистская практика (Вен. Ерофеев, В. Пелевин, Вик. Ерофеев, В. Сорокин, Саша Соколов).

Литература современного русского зарубежья.Рассказ как основной жанр прозы Сергея Довлатова (1941-1990). Автобиография и дневник как жанровая основа книг «Соло на ундервуде», «Компромисс», «Зона», «Заповедник», «Марш одиноких», «Ремесло», «Чемодан». Судьбы и психологическое самоощущение эмигрантов в повести «Иностранка».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: