Итальянское Возрождение

Первый этап. Проторенессанс (ХШ — начало XIV в.) под­готовил почву для Ренессанса. В недрах средневековой культуры появились ростки нового мировоззрения - пока еще не вытесняют прежнего.

Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» использует традиционный средневековый сюжет - хождение по мукам. Однако она написана не на латыни, по-итальянски, большое внимание в ней уделяется человечески личности.

Для творчества Джотто ди Бондоне (роспись капеллы Арена в Падуе и церкви Санта Кроне во Флоренции), определяющего Проторенессанс в живописи, характерен поворот к реализму и отход от плоскостных изображений.

Второй этап. Ранний Ренессанс (середина XIV-XV вв.):

Литература. Петрарка (сонеты к Лауре) поставил в центр творчества не Бога, а человека. Дж. Боккаччо («Декамерон») создавал реалистические новеллы с оптимизмом и юмором, на­смешками против церкви.

Живопись. Для творчества Сандро Боттичелли («Рождение Ве­неры») характерны изображения плоскостные и бесплотные (как у средневековых художников) - уже с использованием античных сюжетов.

Скульптура. Донателло («Давид») одним из первых предста­вил в скульптуре обнаженное тело, создал новые типы круглой скульптуры, скульптурной группы и рельефа. Его произведения весьма реалистичны.

Архитектура - Филиппо Брунеллески (капелла Пацци, собор Санта Мария дель Фиорре во Флоренции) - возродил основные элементы античной архитектуры.

Третий этап. Высокий Ренессанс (конец XV - первая треть XVI в.). Связан с творчеством трех людей, которых назвали тита­нами Возрождения (Леонардо, Микеланджело, Рафаэль). Все они работали в нескольких сферах искусства

Леонардо да Винчи был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором, математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником... В его творчестве наиболее полно выразился универсализм Возрождения, где сложно обна­ружить резкие грани между наукой и художественной фантазией. В художественном наследии особо выделяются «Тайная вечеря» (Фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане) и «Джоконда» («Мона Лиза») Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать особую манеру письма, по­учившую название дымчатой светотени, которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину пространства.

Микеланджело Буонаротти получил известность как скульптор, живописец, архитектор и поэт. Великолепна его роспись свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (площадь 600 кв.м.) - многофигурная композиция на тему библейских сюжетов от сотворения мира. Спустя четверть века он расписал алтарную стену Сикстинской капеллы, создав фреску «Страшный суд», вызвав негодование клира изображением обнаженных грешников. Как скульптор Микеланджело известен благодаря своим произведениям «Давид», «Богоматерь с мертвым Хри­стом», четырем фигурам на саркофагах правителей Флоренции «Вечер», «Ночь», «Утро» и «День». Подлинное признание как архитектор и скульптор Микеланджело обрел в качестве про­ектировщика и руководителя строительства собора св. Петра в Риме, остающегося и до настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за скульптурное оформ­ление лестницы и площади Капитолийского холма.

Рафаэля особенно прославили написанные им мадонны (прежде всего — «Сикстинская мадонна») - для них характерны женственность, изящество, прекрасная передача чувств и харак­теров. Принадлежало ему и несколько архитектурных проектов (дворцов, вилл, церкви и часовни в Ватикане).

Четвертый этап. Поздний Ренессанс (вторая треть XVI - пер­вая половина XVII в.). Этот период отмечен наступлением католиче­ской церкви, в результате которого некоторые мастера отказались от идей гуманизма при сохранении манеры и техники, характерной для эпохи Возрождения - так называемый маньеризм - (произведениях Якопо Понтормо, Анджело Бронзино) Ведущим направлением он не стал, лидерство оставалось за реалистичном венецианской школоq (Джорджоне, Тициан).

Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера») начал впервые придавать пейзажу самостоятельное значение, по-особому решать задачи колорита и цвета.

Бенвенуто Челлини прославился как скульптор, ювелир и незаурядный мемуарист.

Андреа Палладио - крупнейший зодчий позднего Ренессанса и преклонявшийся перед античным наследием, строго придерживался древнеримских канонов и чтил ордерную архитектуру, большинство сооружений, возведенных им, сосредоточено на его родине - в городе Виченце и его окрестностях.

В 1540-е гт. церковь усилила действия инквизиции по преследованию инакомыслящих, ввела жесточайшую цензуру и индекс запрещенных книг (куда попали многие произведения гуманистов), основала орден иезуитов. Атакуемая со всех сторон - и церковью, и представителями Реформации - культура Возрождения задохнулась в атмосфере религиозной нетерпимости.

Северное Возрождение

Гуманистическое движение в XV в. вышло за пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах, расположенных к северу от родины Ренессанса, поэтому для ха­рактеристики культуры в этих странах в XV-XVII вв. используется термин «Северное Возрождение».

Его отличия от Итальянского Возрождения: происходило одновременно с Реформацией; - в этих странах либо мало, либо вообще нет памятников антич­ности, поэтому основной чертой эпохи здесь был гуманизм, а не обращение к античному искусству.

Реформация - это движение за преобразование католической Церкви превращение ее в более дешевую и демократичную, воз­вращение ее к «евангельской бедности и чистоте» (с секуляризацией Церковных имуществ), а также за искоренение пороков духовенства и отмену индульгенций (отпущения грехов за плату). Реформация привела к возникновению протестантизма, основными направлениями которог были лютеранство и кальвинизм.

Европу раздирали войны между католиками и рангами В результате в одних странах католичеству удалось сохранить свои позиции, в других победил протестантизм, благодаря которому в обществе постепенно утверждалась буржуазная система ценностей.

Ярким представителем культуры Возрождения в Нидерландах писатель Эразм Роттердамский («Похвала глупости»),высмеивавший суеверия, схоластическое мировоззрение, сословную кичливость и прочие пороки. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию пред­приимчивости. Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров живописи - натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

Выдающихся успехов достигли и нидерландские портретисты. В творчестве Питера Паузла Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение неотделимы от чувственной красоты образов (особенно женских). Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды»), а также полные жизни и обаяния портреты («Камеристка»). Творчество Рембрандта Харменса Ван Рейна характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством, основанным на эффе!сгах светоте ни. Рембрандт создал несколько сотен произведений: портретов, автопортретов, картин на религиозные («Святое семейство», «Воз­вращение блудного сына») и мифологические («Даная», «Флора») сюжеты. В последний период жизни, когда судьба отвернулась от него, творчество художника приобрело мрачные тона, в портретах появились меланхолия и уныние.

Гуманистическое движение в Германии охватывало в основ­ном университетские круги и часть малочисленной в то время ин­теллигенции, происходило оно на фоне Реформации. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей был живописец и мастер гравюры Алъбрехт Дюрер, создававший яркие, напряженные, иногда фантастические образы. Его современник Ганс Гольбеин Младший оставил сери удивительно реалистичных и психологических портретов (портрет английского короля Генриха VIII и его жен, Томаса Мора).

Гуманистическое движение захватило Францию лишь в чале XVI в., а Реформация потерпела здесь поражение в результате длительных гугенотских войн. Наиболее выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического романа «Гаргангантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, беспощадно бичевавший католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивая невежество, ханжество, раболепие.

Значительных высот достигла общественная мысль, философия, этика. Мишель де Монтень в своем труде «Опыты», утверждал идеи рационализма, которые оказали воздействие на развитие за­падноевропейской мысли.

Центром гуманистических идей в Англии был Оксфордский университет а также королевский двор (в Англии победила Рефор­мация и была установлена англиканская церковь во главе с монархом вариант кальвинизма). Крупнейшим представителем английского гуманизма считается государственный деятель Томас Мор, автор социально-философского произведения «Утопия», к котором пред­принималась попытка описать идеальное общественное устройство. Гуманизм в Англии достиг своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира, перу которого принадлежит 37 пьес: «Гамлет», «Король Лир», «Отелло» и т.д Также ему принадлежат стихотворения, поэмы и сонеты.

Культура Испании развивалась при господстве католической церкви и засилье инквизиции, поэтому гуманистическое движение не носило здесь ярко выраженного антиклерикального характера. В области литературного творчества получают широкое распро­странение рыцарские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был Мигель де Сервантес {«Дон-Кихот») Основопо­ложником испанской национальной драмы был Лопе де Вега, автор огромного количества литературных произведений (известны 500, в том числе «Собака на сене»).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: