Особенности культуры Нового времени

Новое время - это эпоха, начинающаяся с Реформации и буржуазных революций (XVI-XVII вв.) и заканчивающаяся Первой мировой войной (1914-1919 гг. Лидером культурного развития это время является Западная Европа, с XVIII в. все большую роль играет Россия. В XIX в. она становится одной из ведущих держав и одним из первостепенных культурных центров.

В Новое время культура развивалась в тех направлениях, которые были заданы в эпоху Возрождения и Реформации.

Культура постепенно утрачивает традиционный xaрактер, все большую роль в ней играют инновации, индивидуальное творчество.

На первом плане в культуре Нового времени стоит человек как творец культуры: культура практически полностью перестает быть анонимной и становится авторской - это во многом связано с развитием индивидуализма, осознанием ценности человеческой личности; как объект культурного творчества: литература и изобразительное искусство изображают прежде всего человека со его достоинствами и недостатками и волнующими его проблемами, наука ориентирована на познание мира ради освоения человеком - и на познание самого человека.

Человека Нового времени уже не так, как средневекового, привлекают чудеса и мистика. Он не принимает многих вещей на веру, стремится объяснять происходящие процессы с помощью разума и фактов. Таким образом, важнейшей чертой новой культуры становится рационализм.

Немало сил было положено на борьбу с засильем церкви. На Нового времени Джордано Бруно взошел на костер, а Галилея принудили отказаться от своих взглядов. В XVIII в. Вольтер призывал «раздавить гадину» в лице католической церкви. В XIX в. ученые работали, не боясь ни костра, ни неуча-гонителя в сутане - и притом многие из них были верующими, отделяя свои религиозные взгляды от научной работы (в том числе и Ч. Дарвин, теория эволюции которого пришлась не по вкусу церкви - но запретить ее, как в доброе старое время, у священнослужителей не было ни сил, ни возможности).

Все сферы культуры освобождаются от религиозных канонов и приобретают светский характер. При этом христианство оставалось важным фактором духовной жизни Европы

Еще одна характерная черта культуры Нового времени - ее многоязычность. В Средние века языком богослужения, науки и культуры была латынь, теперь же она уступила место национальным языкам. Благодаря этому достижении культуры стали доступны широким слоям населении и началось стремительное развитие национальных культур.

Благодаря этому наука в Новое время делает стремительный рывок вперед, который оказался не одномоментным - для научного знания Нового времени характерен постоянный прогресс. Благо­даря работам Н. Коперника, Дж. Бруно, Г. Галилея, И. Кеплера произошел переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. И. Ньютон, следом за ними сформулировал базовые принципы новой научной картины мира. Через 150-200 лет после этого физики уже изучали атом и открыли радиацию. Наука перестает оперировать аргументами типа «так было угодно Богу» и ставит во главу познания рациональные методы исследования.

• Философская и общественная мысль XVIII-XIX вв.

Философия огромное влияние на людские умы имела. Человек, считавший себя образованным, должен был Мить я с современными ему философскими концепциями. Евгений Онегин «бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита» то есть труды английского экономиста-просветителя.

Середина XVII-XVIII вв. получили название эпохи Просвещения.

Просвещение - это направление общественной мысли, которого характерны оптимистический характер, вера во всемогущество человеческого разума, вера в прогресс общества и науки, антиклерикализм, стремление просветить своих современников ц утвердить идеальное общественное устройство.

Мыслители распространяли передовые для того времени философские и научные знания, облекая их в доходчивую и острсумную форму, чтобы просвещать своих современников (отсюда на звание эпохи). По их мнению, распространение знаний приведет и к улучшению человеческой природы, и к исправлению общественного устройства. Для распространения знаний цели служила знаменита «Энциклопедия», издаваемая Д. Дидро и Ж. Д'Аламбером.

Практически всех просветителей волновал вопрос справедливого общественного устройства. Они полагали, что все люди равны не только перед богом, но и перед законом. От рождения человек наделен рядом «естественных» прав, которые никто у нег отнимать не должен (право на жизнь, свободу и собственность Справедливое общество должно обеспечить соблюдение этих прав На заре истории, полагали просветители, в эпоху всеобщей свободы, каждый делал, что хотел, а потому началась «война всех против всех» (то есть беспорядки и хаос). Возникла угроза существования человеческого рода. Чтобы предотвратить ее, люди собрались заключили общественный договор, то есть договорились создать государство, которое будет регулировать отношения между ними обеспечивать соблюдение естественных прав каждого из них. Часть своих прав люди предоставляли этому государству. Если государство выполняет эту функцию - оно должно существовать. Если же государство нарушает общественный договор — народ может заставить его соблюдать договор силой (наиболее полно это учение изложен в трактате Ж.-Ж. Руссо «Общественный договор»). Так была идеологически обоснована возможность революции. В эпоху Просвещения также впервые возникло представление о разделении власти: власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную (из этого выросла теория правового государства). Во взглядах просветителей на природу преобладал материализм.

Была распространена точка зрения о боге как о великом механике и о мире как об огромном механизме. Некоторые просветители человека считали механизмом (Ж. Ла Метры написал трактат названием «Человек-машина»). П Во взглядах на бога религию существовало две точки зрения Некоторые просветители (Д. Дидро, Ж Ла Метри, К Гельвеций, Гольбах) были атеистами, полагая, что бога нет, и мир развива­ется по объективным законам. Большинство же являлись деистами Вольтер, Ж Ж. Руссо, Ш.Л Монтескье), то есть полагали, что бог существует, он создал мир и человека, но больше никак на их раз­витие не влиял. Многим был свойственен антиклерикализм - они всеми силами боролись с засильем католической церкви (которая нередко запрещала и публично сжигала их труды. Известен лозунг Вольтера «Раздавить гадину».

В XIX в. возникло три важнейших направления философской мысли, оказавшие огромное влияние на развитие духовной культуры, а одно из них (марксизм) - на развитие политических, экономических и социальных процессов.

Первое из них - немецкая классическая философия, пред­ставленная идеалистами И Кантом, И.Г Фихте, Ф.В Шеллингом, I Ф В. Гегелем и материалистом Л.А. Фейербахом. Каждый из них создал свою систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем, общим для всех было то, что философии они отводили Центральное место в истории человечества и развитии культуры, называя ее «душой культуры». Все они уделяли большое внимание человеку, который провозглашался господином природы и духа, Утверждали могущество разума. В рамках немецкой классической философии была разработана целостная картина диалектики с ее бонами (закон количественно-качественных изменении, взаимодействия противоположностей и отрицания отрицания). Для учения всех данных мыслителей характерны абстрактность, отвлеченность, стремление создать всеобъемлющее философское учение.

В Середине XIX в. возник марксизм. На основе идей Просвещения, утопического социализма и особенно немецкой классической философии К Маркс создал оригинальную концепцию, названную диалектическим материализмом (диалектика его предшественников была идеалистической). Материализм марксисты распространили не только на природу, но и на общество, и на понимание истории. История человечества они на пять формаций (этапов, каждый из которых характеризуется определенным способом производства), в качестве двигателя исторического прогресса предлагается классовая борьба.

Одновременно с марксизмом возникло третье влиятельное направление научной и общественной мысли – позитивизм. В пику немецким классикам и марксистам (с их сложными абстрактными построениями и вы­соким уровнем обобщения материала) позитивисты утверждали, что истинным является только конкретное эмпирическое знание основанное на опыте и точном его описании - без всяких обобщении ] и теоретических выкладок, которые идут не от опыта, а от личности ученого, а потому необъективны и неистинны.

3. Художественные стили XVII-XIX вв.

В XVII-XIX вв. существовало, сменяя друг друга, несколько художественных стилей.

1. В половине XVII в. возникло и получило широкое распространение барокко - стиль, характеризующийся выразительностью, пышностью и динамикой. Его черты в разных сферах культуры:

в скульптуре и живописи - парадность, яркость красок лишняя эмоциональность героев;

в архитектуре - вычурность линий, сложность форм, лепнины и позолоты (Версаль),

в пеизажно-парковом искусстве большую популярность получает регулярный парк (так называемый парк во французском стиле), характеризующийся стремлением максимально упорядочить все: деревья подстригались в виде геометрическх фигур, в парке господствовали четкие прямые линии и т.д. (Версальский парк)

2. Рококо - последняя стадия развития барокко, когда для искусства была характерна излишняя пышность и декоративность; также искусство утратило серьезность и приоб­рело игривый, насмешливый, дразнящий характер. В живописи это выражалось в бесконечных любовных сценах на античные сюжеты (Ф Буше «Туалет Венеры», «Триумф Венеры»).

3. С середины и до конца XVIII в. (а в отдельных сферах - и в первые десятилетия XIX в.) господствовал классицизм, для которого характерны обращение к классическому античному наследию, патриотизм и гражданственность, симметрия, сдержанность, рационализм, строгое соответствие внешней формы внутреннему содержанию. Его черты:

в архитектуре - пропорциональность, симметрия, строгость линий, колонны и фронтоны (Малый Трианон);

в пейзажно-парковом искусстве предпочтение начало отда­ваться пейзажному парку - так называемому парку в англий­ском стиле, который должен был иметь вид естественного уголка природы - но тщательно ухоженного (английский парк в Мюнхене, Софиевка);

~ в скульптуре и живописи - античные и исторические сюжеты героического и патриотического характера, любовь к парадным портретам, показывающим «Отечества достойных сынов» и мудрецов (Ж. А. Гудон «Вольтер», Ж Л. Давид «Смерть Ма­рата» и «Клятва Горациев»);

в литературе - патриотизм, нравоучительность, воспевание Добродетелей и высмеивание пороков (произведения Вольтера, I П. О. Бомарше), деление жанров на «высокие» (трагедия, ода) и «низкие» (комедия, басня);

4. На рубеже XVIII-XIX вв. получил распространение сентиментализм, для которого характерен интерес к человеческим чувствам.

Проявления: в архитектуре и пейзажно-парковом искусстве - всевозможные «храмы дружбы», «обители меланхолии» и прочие| подобные павильоны в пейзажных парках (Павловск);

в скульптуре и живописи - пейзажи, камерный портрет

в литературе - «пастушеская поэзия», сентиментальные повести и романы.

5. В первой половине XIX в. получил распространение романтизм - во главу угла ставились чувство, воображение, одухотворенность, необычность, приключения. Произошел поворот от внешней жизни и деятельности человека к проблемам его внутреннего мира. Романтический герой, как правило, незаурядный человек, одинокий и не понятый окружающими людьми. Он стремится к бесконечной свободе, обычно несчастен и часто трагически гибнет. Романтизм нашел выражение прежде всего в литературе (произведения В. Скотта, Ф Шиллер, И. В. Гете, Дж Г. Байрон, мадам де Сталь), изобразительном искусстве (Э. Делакруа) и музыке (Л Бетховен, В.А. Моцарт, Дж. Россини, Р. Шума Р. Вагнер).

6. Романтизм в 1830-1840-е гг. сменился реализмом со стремлением изображать жизнь такой, как она есть. Окружающий мир изображается во всей его многогранности. Удивительно точно отражается психология человека и взаимоотношения между людьми, самые сложные характеры показываются во всей полноте и противоречивости. Общественные пороки вскрывались и бичевались беспощадно - реализм становился критическим. Очень ярко реализм выразился в литературе (Стендаль О зак, Ч. Диккенс) и живописи (Ф. Гойя, О. Домье, Г Курбе)

К концу XIX в. искусство как будто «устает» от реализма, творческим людям становится тесно в его рамках, не всегда позволяющих выразить собственную индивидуальность и свое видение мира. Появляются настроения разочарования и упадничества. В такой обстановке возникает направление, получившее название модернизм (или декадентство), для него характерны отход от реалистического изображения действительности, погружение автора в свой внутренний мир, поиск способов выразить свои мысли и чувства. В рамках модернизма сосуществовало несколько направлений.

В литературе можно отметить символизм с его сложными аллегорическими образами (М Метерлинкс «Синей птицей») и натурализм с его неприкрашенным изображением действи­тельности (Э. Золя «Нана», Э. и Ж. Гонкуры); во французской живописи яркий след оставил импрессио­низм (1860-1880-е гг.), для которого характерны яркие краски, стремление произвести сильное впечатление на зрителя, запе­чатлеть сиюминутное настроение автора (художники К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, скульптор О. Роден), - в архитектуре лишь во второй половине XIX в. происходит отход от классицизма и утверждается стиль модерн, для ко­торого характерны ассиметрия, изломанность форм, вычур­ность, отсутствие элементов ордерности (Венский сецессион, Амстердамская биржа).

Культурно-историческое развитие в Новое время оставило в наследство следующим этапам:

ü схему перерастания коллективных форм правления в единоличные; упроченную национальную государственность;

ü оформленные национальные государственные языки (словарный фонд, словари, грамматики, школы, печать, художественная литература);

ü систему сословных ограничений, как основу будущих социальных коллизий, а также сословное сознание, язык, эстетические вкусы, этикетные предписания и нравственные нормы;

ü формирующиеся рабочий класс и класс буржуазии, с их идеалами и идеологиями, политической и социальной практикой борьбы за свои права;

ü начало процессов революционных преобразований в обществе;

ü институализацию науки, образования, художественной практики и др.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: