под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации;
под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное название и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;
под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы;
под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ;
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму;
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама;
Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживания товара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавца товара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получении медалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лиц относительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими или юридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или иной товар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр, пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов или выигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об их организаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх, пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) использование образов медицинских и фармацевтических работников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен с использованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6. В рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленном порядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либо регламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие таким правилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции или в другой продукции и распространение скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами.
10. Не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.
11. При производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования законодательства о государственном языке Российской Федерации, законодательства об авторском праве и смежных правах.
Виды рекламы:
1. социальная
2. политическая
3. коммерческая
телепрограммах и телепередачах
на транспортных средствах и с их использованием
алкогольной продукции
пива и напитков, изготавливаемых на его основе
табака, табачных изделий и курительных принадлежностей
лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения
биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания
игр, пари
финансовых услуг
ценных бумаг
4. неэтичная реклама
5. недобросовестная
Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе
1. Нарушение физическими или юридическими лицами законодательства о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с гражданским законодательством:
лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе).
в случае распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
За умышленное нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе могут быть установлены иные меры ответственности. Рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2 - 8 статьи 5, статьями 6 - 9, частью 4 статьи 10, статьей 12, частями 1 и 3 статьи 21, частями 1 и 3 статьи 22, частями 1 и 3 статьи 23, статьями 24 и 25, частями 1 и 6 статьи 26, частями 1 и 5 статьи 27, статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.
Рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 3 части 4, частями 9 и 10 статьи 5, статьями 7 - 9, 12, 14 - 18, частями 2 - 6 статьи 20, частями 2 - 4 статьи 21, частями 2 - 4 статьи 22, частями 2 - 4 статьи 23, частями 7, 8 и 11 статьи 24, частями 1 - 5 статьи 26, частями 2 и 5 статьи 27, частями 1, 4, 7, 8 и 11 статьи 28, частями 1, 3, 4 и 6 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Суммы штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующем порядке:
1) в федеральный бюджет - 40 процентов;
2) в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.
10. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Специальные защитные меры по предотвращению неблагоприятной иностранной конкуренции. Временная специальная пошлина и импортная квота: понятие и срок действия. Годовой объем импортной квоты. Антидемпинговые меры по предотвращению неблагоприятной иностранной конкуренции. Демпинговый импорт товара. Демпинговая маржа и ее определение. Расследование, предшествующее введению мер по защите от неблагоприятной иностранной конкуренции. Сроки антидемпингового расследования. Временная антидемпинговая пошлина: понятие, ставка и сроки.
Специальные защитные меры при импорте товаров как способы устранения неблагоприятной иностранной конкуренции
Для защиты экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается порядок введения и применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров. Не применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при импорте товаров, связанные с:
• оказанием услуг, выполнением работ,
• передачей исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлением права на использование объектов интеллектуальной собственности,
• осуществлением инвестиций и валютного контроля.
Специальные защитные меры направлены на предотвращение неблагоприятной иностранной конкуренции и защиты интересов российских товаропроизводителей в соответствии с Законом о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров (далее - Закона).
Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года, т.е. времени, необходимого для устранения существенного ущерба отрасли российской экономики или для предотвращения угрозы его причинения и адаптации отрасли российской экономики к условиям конкуренции. Если по результатам повторного расследования, установлено что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения и адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям необходимо продление срока действия специальной защитной меры, то срок действия может быть продлен.
В случае, продления срока действия специальной защитной меры свыше:
одного года, орган, проводящий расследования, в течение срока действия специальной защитной меры представляет в Правительство РФ доклад о результатах применения такой меры в целях определения возможности смягчения специальной защитной меры. Согласно п. 17 ст. 2 Закона, смягчение специальной защитной меры означает увеличение объема импортной квоты или снижение ставки специальной пошлины.
трех лет, проводиться повторное расследование не позднее чем по истечении одной второй срока действия такой меры, по результатам которого специальная защитная мера может быть сохранена, смягчена или отменена.
Общий срок действия специальной защитной меры, включая срок действия предварительной специальной пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать восемь лет. Специальная защитная мера не может повторно применяться к товару, к которому ранее применялась специальная защитная мера, в течение срока, равного сроку действия первой специальной защитной меры. Срок, в течение которого специальная защитная мера не применялась, не может быть менее чем два года.
Специальная защитная мера может быть применена к товару, импортируемому на таможенную территорию Российской Федерации, независимо от страны происхождения этого товара, если по результатам расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется:
в возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара);
на условиях причинения серьезного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики.
Серьезный ущерб отрасли российской экономики понимается как существенное ухудшение производственного, торгового и финансового положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие возросшего импорта и выражается в общем ухудшении ситуации с производством непосредственно конкурирующего товара в Российской Федерации (п. 16 ст. 2 Закона).
Угроза причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики рассматривается как подтвержденная доказательствами неизбежность причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики (п. 24 ст. 2 Закона).
Специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами независимо от взимания ввозной таможенной пошлины (п. 18 ст. 2 Закона).
Предварительная специальная пошлина, устанавливается, если задержка с применением специальной защитной меры могла причинить серьезный ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить впоследствии.
Правительством Российской Федерации на основании доклада, представленного в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона и содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики. принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения.
Орган, проводящий расследования, одновременно с представлением в Правительство Российской Федерации доклада уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие заинтересованные лица о возможном введении предварительной специальной пошлины.
Срок действия предварительной специальной пошлины не должен превышать двести дней.
Временная специальная пошлина вносится плательщиком на депозит федерального органа исполнительной власти, на который возложено непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации. Она не подлежит перечислению в доход федерального бюджета до принятия Правительством РФ окончательного решения о применении специальных защитных мер. В случае, если в результате расследования применение специальных защитных мер признано нецелесообразным или будет введена более низкая ставка специальной пошлины, излишне взысканные суммы возвращаются плательщику. Если специальная пошлина выше ставки предварительной специальной пошлины, разница между ставкой специальной пошлины и ставкой предварительной специальной пошлины с плательщика не взимается.
Антидемпинговые меры - мера по противодействию демпинговому импорту. Демпинговый импорт - импорт товара на таможенную территорию Российской Федерации по цене ниже нормальной стоимости такого товара (п. 5 ст. 2 Закона). Нормальная стоимость товара означает цена аналогичного товара при обычном ходе торговли.
антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами Российской Федерации независимо от взимания ввозной таможенной пошлины;
демпинговая маржа - выраженное в процентах отношение нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара к его экспортной цене;
минимально допустимая демпинговая маржа - демпинговая маржа, составляющая два процента;
Демпинговый импорт — ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы по сниженной цене. Демпинг осуществляется с целью захвата рынков сбыта или избавления от товарных излишков, что может нанести вред российской экономике. Поэтому антидемпинговые меры призваны предотвратить или снизить этот ущерб.
Субъектами торгового оборота рассматриваются торговые общества либо торговцы. К руг участников торговых отношений: в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского права (физические лица, граждане не являются субъектами торгового права):
1. предприниматель (гражданин должен подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; уплатить сбор; получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального торгового или торгово-посреднического предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров).
2. юридических лиц:
1. Предпринимательские (коммерческие) организации, индивидуальные предприниматели в полном объеме могут участвовать в торговом обороте.
2. Некоммерческие организации участвуют в товарном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, вправе продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары, а не заниматься торговлей. Существенные ограничения таких организаций при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов. Особая группа - специальные субъекты товарного рынка ( деятельности состоит в создании условий и возможностей для совершения торговых операций другими лицами (товарные биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи)).
3. Российской Федерации, административные и муниципальные образования участвуют в торговых отношениях через исполнительные органы, причем приобретают определенные товары для нужд собственной деятельности.
4. Предпринимательские организации имеют в традиционные формы обществ с ограниченной ответственностью и акционерных. Следует различать юридический вид (организационно-правовую форму) и функциональный вид организации. Наиболее четко функциональные различия закрепились в оптовой торговой и посреднической деятельности.
Торгово-посреднические организации подразделяются на виды в зависимости от выполняемых ими на товарном рынке функций, характера совершаемых операций с товаром, основных видов используемых договоров.
В зависимости от приобретения право собственности на товар, выделяют: 1) независимые оптовые торговые и посреднические фирмы, приобретающие право собственности на.реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготовителя к потребителю; 3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.
В группу независимых посредников входят организации, приобретающие товар от своего имени и за свой счет. С учетом характера совершаемых операций среди них различают: фирмы-дилеры, торговые дома, дистрибьюторов, экспортные и импортные фирмы, (фирмы, действующие с использованием консигнационного склада), трейдеров и ряд других. Независимые фирмы действуют от своего имени и за свой счет. Прохождение через них товаров от изготовителей к потребителям оформляется цепочкой договоров.
1. Торгово-посреднические фирмы могут быть универсальными либо специализированными. При специализации фирм на торговле определенным товаром такие фирмы именуют дилерами. При принятии на себя обязанностей перепродажи товаров определенной фирмы по соглашению посредник становится дилером фирмы «официальным дилером».
2. Торговые дома представляют собой многофункциональные, многопрофильные организации. Они занимаются не только торговой, но отчасти и производственной деятельностью по обработке, расфасовке, упаковке реализуемых товаров. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо как корпорация из торговых, складских, производственных и других фирм.
3. Трейдеры – специализированные посредники, совершают сделки по поручению клиентов от своего имени и за свой счет. Трейдерами могут быть не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели.
4. Фирмы, действующие во внешнеторговом обороте, разделяют на экспортные и импортные. Большинство их действует в качестве комиссионеров, совершая сделки от своего имени, но по поручению клиентов и за их счет.
5. Д истрибьюторские фирмы - реализаторы получаемого по импорту товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, занимаются изучением спроса и рекламой, формируют складские запасы товаров и действуют независимо от экспортеров. Крупные производители и сбытовые фирмы осуществляют реализацию своих товаров в других странах, как правило, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт.
В дистрибьюторов различают в зависимости от наличия складских площадей на: 1) имеющие склады (регулярные) и 2) арендующие склады либо не имеющие складов. Регулярные дистрибьюторы выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги по подсортировке и подбору ассортиментных групп товаров. Дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.
6. Стокисты – это специализированные посредники, осуществляющие по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера.
Посреднические организации перечисленных видов занимаются покупкой и последующей перепродажей товаров, оказывают разнообразные услуги, содействуя продвижению товаров, действуют как представители:
- агентских организаций - заключение сделок, осуществление рекламы товара.
- Брокеры - заключают договоры от имени и за счет принципала. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.
- торговые агентства и агенты - функция в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора.






