Краткий обзор теоретического материала

МУЗЫКА

Обзорный курс лекций

 

для специальностей: 44.02.01 Дошкольное образование

44.02.04 Специальное дошкольное образование

 

 

Красноярск 2017

 

Уважаемые студенты! Данное пособие предлагает краткий обзор теоретического материала по основным разделам учебной дисциплины ОГСЭ.08*Музыка с практикумом хорового пения.

Знание основ музыкальной грамоты и отличительных особенностей основных жанров народной и профессиональной музыки позволят вам более свободно установить взаимосвязи средств музыкальной выразительности и нотного текста в ходе восприятия, исполнения или анализа музыкального произведения.

 

Раздел 1. Музыка как вид искусства.

Лекция «Музыка как вид искусства»

Краткий обзор теоретического материала

Мир музыки... Вы вошли в него, когда научились чи­тать ноты, петь и играть на музыкальных инструментах. Вы знаете, и любите немало музыкальных произведений. Но мир музыки неизмеримо шире — он неисчерпаем. Ка­кое наслаждение — слушать хор, симфонический оркестр, смотреть оперный или балетный спектакль! Однако это доступно лишь тому, кто понимает язык музыки, кто зна­ком с ее историей. Можно слушать музыку — но не слы­шать ее, играть — но не понимать. Только просвещенному слушателю она приносит подлинную радость.

Музыкальное произведение — это «письмо» из про­шлых эпох и дальних стран или обращение композитора-современника к нам.

Музыка — это чувства композитора и его мысли о своем времени и своей стране, его наблюде­ния, впечатления. Музыка передается от сердца к сердцу и обладает огромной силой воздействия на человека.

«Му­зыка раскрывает нам мир фантазии, она отвечает на наше извечное, неутолимое стремление к красоте, к идеалу», — писал выдающийся дирижер XX века Леопольд Стоковский.

Что такое музыка? Ответов на этот вопрос существует множество.

«Серьёзные» отмечают, что это:

«Вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков».

«Шутливые»:

«Из всех шумов какие только известны человечеству, музык а- шум самый дорогой (Т.Готье).

«Философы»:

«Музыка-это посредник между духовной и чувственной жизнью» (Б. Арним).

«Возвышенно - поэтические»:

«Музыка-язык души и мелодия и мелодия нежных ветерков, колеблющих струны чувств; она - тонкие пальцы, воскрешающие на страницах фантазии воспоминания о часах подлинной скорби и отчаяния или о коротких мгновениях истинной радости и веселья (Д.Джебран).

Разные ответы лишь дополняют друг друга доказывая, как прекрасна и многообразна музыка.

Музыка обладает сильным воздействием на внутренний мир человека. Она может доставлять наслаждение или напротив, вызывать сильное душевное беспокойство, побуждать слушателя к размышлениям и открывать перед ним неизвестные ранее стороны жизни. Именно музыке дано выразить чувства столь сложные, что их порой невозможно описать словами.

Поэт Евгений Винокуров в своём стихотворении пишет о «музыке души», которую он ощущает, как особый внутренний свет. И эта «музыка души» звучит в каждом человеке.

«Есть внутренняя музыка души...

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум.

Не заглуши

Его годами, буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие.

Дитя, лишь обладает ею в совершенстве.»

А вот как о музыке писал замечательный советский композитор Дмитрий Шостакович:

«Музыка сопровождает человека в течении всей жизни. Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна... Людям нужны все виды музыки - от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенке до «бетховенских сонат».

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А её способность пробуждать «чувства добрые», стремление к совершенству и созиданию - просто удивительна!

И каждый век истории человечества непременно рождает замечательных музыкантов - любимцев своего времени. Кто-то из известных музыкантов прошлого сейчас забыт, но имена многих великих музыкантов прошлого знают даже маленькие дети: Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский... Можно долго перечислять

Искусство музыки похоже на древнее дерево с крепкими корнями, на котором всё время появляются все новые побеги. Только время определяет, какие из этих побегов дадут в будущем мощную крону. Но само это многовековое дерево - музыка - будет жить всегда, пока существует человечество.

Существуют инструментальные и вокальные музыкальные сочинения. Первые инструменты, по мнению исследователей, появились одновременно с возникновением речи, а значит язык слов и язык музыки формировались параллельно, дополняя и обогащая друг друга. Из соединения звука и слова рождаются вокальные произведения, в которых музыка раскрывает внутреннее содержание текста, выявляет то, что спрятано «между строк».

Русское слово «музыка» - греческого происхождения.

Дать одно исчерпывающе точное определение понятию «музыка» невозможно. Физической основой музыки является звук, возникающий ОТ колебания струны, столба воздуха, мембраны - кожи, пузыря, дерева, металла. И с этой точки зрения звуки - явление самой природы: пение птиц и голоса животных и людей, журчание воды и т.п.

Через общность звуковой природной среды устанавливается связь со звуковой природой речи человека, с психикой, эмоциональным миром и физиологией человека (известно, что ритмической пульсацией не ограничена работой сердца, каждый орган человека имеет свою частоту вибрации).

Конечно, звуки природного происхождения не есть музыкальное искусство. Звуки, из которых, как из атомов складывается музыкальное сочинение, должны обладать определенными свойствами, как определенная высота, длительность, громкость и тембр.

Музыка искусство - временное, разворачивающееся во времени, и ритм есть основной принцип ее временной организации. Характер интонаций, мотивов и тем, их последовательность, контрастные сопоставления - составляют драматургию музыкального процесса, придают ему особое художественное содержание и художественную целостность. В этом смысле музыка всегда есть процесс.

Музыка – это звуковой мир ассоциаций: ассоциаций с конкретными образами, связь с литературным или театральным сюжетом, или с идеей, эмоциональным настроем.

Звукоизобразительность в музыке больше всего другого приближает ее к природному миру, дает музыке возможность установить связь со звуковым миром действительности. Хотя музыкальный звук и должен отвечать определенным законам, все же граница между музыкальными и немузыкальными звуками относительна. Музыкальные звуки, их сочетания, их последовательность вполне могут напоминать звуковые явления жизни, существующие вне музыки. Вот почему в музыке немаловажную роль играет идеализированное воспроизведение звучаний окружающего нас мира – «звукоподражание». Предметы этого подражания разнообразны: пение птиц (их выкрики, повадки, походки), плеск волн, журчание ручья, игру воды, брызги и всплески фонтана, бурю, раскаты грома, порывы ветра. Музыка может подражать и иным проявлениям жизни: пистолетный или пулеметные выстрелы, дробь военного барабана, бой часов, колокольный звон, движение поезда.

Происхождение музыки

Существует ряд гипотез о происхождении музыки - мифического, философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки Аполлона, равных которому в игре на лире не было. В Древней Греции возникла легенда о Пане и прекрасной нимфе Сиринге.

На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки. Одна из них утверждает, что музыка как вид искусства родилась в связи с танцем на основе ритма. Подтверждением этой теории служит музыкальные культуры Африки, Азии и Латинской Америки, в которых доминирующая роль принадлежит телодвижениям, ритму, ударности, и преобладают ударные музыкальные инструменты.

Другая гипотеза (К. Бюхер) – музыка сформировалась в результате трудовой деятельности человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе совместного труда.

Теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания наиболее приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка появилась как особая форма живой природы, как звуко - интонационное соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).

Широкое признание получила «лингвистическая» теория происхождения музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с речью. Одна мысль об истоках музыки в эмоциональной речи высказывалась Ж.-Ж. Руссо и Г. Спенсером: необходимость выразить торжество или скорбь приводила речь в состояние возбуждения, аффекта и речь начинала звучать; а позже, абстрагируясь, музыка речи была переложена на инструменты. Более современные авторы (К. Штумпф, В. Гошовский) утверждают, что музыка могла существовать даже раньше, чем речь - в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и повторять короткие мотивы. Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев. При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры, способствовал формированию ладов (М. Харлап).

Традиционно понимание музыки, сформированное в рамках искусствоведения - музыкальной эстетики, теории музыки и истории музыки, музыкальной этнографии (фольклористики), было дополнено новыми представлениями о музыке, возникшими в новых научных дисциплинах - сравнительном музыкознании, музыкальной антропологии и музыкальной культурологии.

Анализ специфики понимания музыки в традиционных культурах народов мира обнаружил существенные различия в ответах на вопрос: «что есть музыка?».

Ответы на этот вопрос у представителей разных культур различны. То, что для одних есть музыка, для других представляется «не музыкой». Например, для Г.Берлиоза пение китайцев в традиционной опере, где все женские амплуа исполняются мужчинами, поющими высокими фальцетными голосами, казалось невыносимым, хуже кошачьего воя. Для мусульманина распевание Корана в мечети не есть музыка (араб, мусики), тогда как для европейца - это музыка, которую можно анализировать, как и другие виды «музыкального искусства» в рамках музыковедения. Существующее многообразие видов музыки в европейской культуре также порождает многообразие вкусов и пристрастий среди музыкальных адептов. Для одних только классическая музыка является «музыкой», а такая как авангардная или рок-музыка - «не музыка».

Представления о музыке, сформированные, как и сам термин, в европейской культуре, не всегда имеются в других культурах мира. Например, у большинства народов Африки, Океании, у индейцев Америки, она традиционно не выделяется из других сфер жизни. Музыкальное действо, как правило, неотделимо здесь от ритуальных действий, связанных с охотой, обрядом инициации, свадьбой, военными сборами, поклонением предкам пр. Представления о музыке в некоторых племенах порой вообще отсутствуют, нет ни термина «музыка», ни его аналогов. При попытках специально выделить музыкальные явления и описать то, что для нас, европейцев, безусловно, является музыкой - стук палок, дребезжание охотничьих луков, игру на барабанах, флейтах, напеваемые хором или в одиночку мотивы и пр. - аборигены, например, Океании рассказывают, как правило, мифы и разного рода сказочные истории. В них объясняются истоки тех или иных музыкальных явлений, которые возникают в некоем потустороннем мире и пришли в мир живых людей от сверхъестественных сил (богов, духов, тотемных прапредков) или звуковых явлений природы (грозы, звучания тропического леса, пения птиц, крика зверей и пр.); часто указывается на рождение музыкальных инструментов и музыкальных способностей человека в мире духов или джиннов (духов леса, умерших людей, богов). В тех странах мира, где заметное влияние оказал процесс вестернизации культуры, чаще всего принимается и сам термин «музыка», и европейское понимание музыки. В городах Африки и Азии создаются ансамбли народной (фольклорной) музыки, устраиваются музыкальные фестивали, возникают музыкально-учебные заведения (институты, консерватории), симфонические оркестры, национальные композиторские школы.

В культурах древних и средневековых городов Азии, в придворных традициях Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, в странах Ближнего и Среднего Востока возникают собственные представления о музыке, которая чаще всего обладает определенным уровнем профессионализма, и не выделяется так, как в системе европейской культуры. Так, в Китае, где изначально не было известно греческое понятие «музыка», музыка традиционно была связана с дворцовым ритуалом, в котором она определялась общим термином юе;

в Древней Индии - с театром и пантомимой (сангита), с представлениями о чувстве (раса) и цвете (варна); в культуре ислама - с авторской литературно-поэтической традицией, с искусством распевания стихов (ас-сана).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: