Что же такое «музыкальная форма»?
Это понятие в музыке имеет два значения.
В широком понимании этого слова – совокупность средств музыкальной выразительности,воплощающих содержание музыкального произведения.
В узком же смысле - форма — это определенный распорядок частей и характер отношений между собой.
Не только широкое, но и узкое определение музыкальной формы связано с содержанием: ведь последовательность частей есть нечто иное,как последовательность музыкальных мыслей, музыкальных образов, а взаимоотношение частей формы говорят о том или ином виде связи между образами.
Форма как совокупность художественных средств и как структура произведения важна и существенна в каждом искусстве. Но в музыке особенности ее временной и звуковой природы с особой настойчивостью требуют ясной, тщательно разработанной, безупречно логичной форы.
.Установление форм, их историческая кристаллизация происходили отнюдь не без влияния жанров. Так, например, не существует единой формы вальса.
|
|
Любое музыкальное сочинение состоит из различных частей. Если бы этого не было, произведение представляло бы собой бессмысленный поток музыкальных звуков. Каким же бесформенным было бы тогда произведение, в котором все время появляются новые и новые мелодии и их сочетания.
Итак, мы будем знакомиться с наиболее общими и простыми формами музыкального произведения.
Применение самого простейшего принципа - повторность позволит создать музыкальное произведение в разных формах
.Какие же формы связаны с этим принципом?
Период – это простейшая форма законченного изложения музыкально -- тематического материала (музыкальной мысли). Признаком законченности является наличие полной каденции, которая обозначается в конце определенного музыкального построения.
Период может представлять собой вполне определенное, самостоятельное, законченное произведение. Простейший тип периода состоит из 8 тактов.
Строение «период» характерно для песенно – танцевальных жанров. Свое широкое распространение форма получила в XXII – XXIII вв. Рождению ее поспособствовала неожиданно возникшая потребность со стороны дворцовой знати в создании такого мелодико - ритмического построении, которое бы легко воспринималось, запоминалось и узнавалось.
Период состоит из двух мелодически сходных построений – предложений АА1, где
предложение А - рассматривается как начальное, повествующее
А1 – ответное, заключительное.
Предложение в свою очередь делится на два более мелких построения, называемых фразами.
В музыке встречаются предложения,в которых фразы отделены друг от друга цезурой, и предложения, в которых фразы сливаются почти в сплошную мелодическую линию.
|
|
Каждая фраза в свою очередь делится на мотивы. Мотивом называется построение, содержащее в себе один метрический акцент.
.
. Для периода существенны два момента:
- повторяемость определенного мелодико – ритмического построения, которое как бы утверждает построение, закрепляет его в сознании слушателей;
- законченность, за счет взаимодействия двух различных каденций.
В музыкальной практике встречаются два вида периода:
- период повторного строения;
- период не повторного строения.
Общая кульминация в периоде, чаще всего приходится на конец второго предложения в произведении.. Период может быть
- частью музыкального произведения;
- самостоятельным сочинением. Это связано прежде всего с воплощением одного эмоционального состояния, что в свою очередь послужило основанием к
развитию жанра «миниатюра»
Для музыки характерна еще одна особенность – чередование уже знакомых музыкальных мыслей с новыми. На этом принципе основаны следующие виды музыкальной формы: