1. понятие и признаки АГА
2. Виды АГА
3. требования, предъявляемые к АГА
4. порядок разработки, принятия (издания), регистрации и опубликования АГА
5. прекращение действия АГА
Вопрос №1. понятие и признаки АГА.
Правовой акт – это средство практической деятельности любой власти, в т.ч. ИВ (законы –ЗВ; указы, постановления, распоряжения, инструкции, приказы – продукция ИВ; приговоры, решения, постановления – продукция СВ).
Они материализуют не решения, которые приходится принимать в процессе повседневной деятельности.
Правовой акт – это основная продукция госадминистрации, это самая большая по объему и разнообразию разновидность юрид-х актов. Наиболее общим понятием для АГА является документ. Более узким понятием по сравнению с документом является юрид-й документ, а АГА в этом соотношении – это частный случай (разновидность) юрид-го документа.
Но АГА – это особый вид правового акта. Его особенности в следующем:
1. издаются и принимаются в процессе исполнительно-распорядительной деят-ти.
|
|
2. подзаконны, т.е. принимаются в соответствии с действующим законодательством. Они должны соответствовать актам вышестоящих органов ИВ, а также актам правосудия и заключенным договорам.
3. официальность АГА, т.е. издается от имени определенной структуры госаппарата, выражает волю государства, влечет служебные последствия. Издается полномочным лицом при исполнении служебных обязанностей
4. в основе АГА находятся властные полномочия издающего, т.е. АГА является результатом одностороннего властного волеизъявления.
5. решения субъектов любой власти, в т.ч. ИВ, является правовым только тогда, когда соблюдаются соответствующие процедуры оформления акта (согласование заинтересованными субъектами, обсуждение, голосование, утверждение, регистрация, опубликование, снабжение акта внешними официальными атрибутами, т.е. датой, №, именем издающего, его подписью и ее расшифровкой). Эти моменты регламентируются, в основном, АП.
6. АГА влекут юрид-е последствия:
- устанавливают, изменяют и отменяют нормы права
- влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений, т.е. служат юрид-ми фактами.
Таким образом, АГА – особый вид подзаконных официальных юрид-х актов, принимаемых субъектами ИВ в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юрид-е последствия.
Вопрос №2. Виды АГА.
Деление возможно по нескольким критериям:
1. по юрид-м свойствам
а – нормативные акты (устанавливают, изменяют, отменяют юрид-е нормы, т.е. содержат общие правила поведения. Они не имеют конкретного адресата и рассчитаны на многократное применение.
|
|
б - индивидуальные акты. В отличие от НПА, они не содержат нормы права, издаются по конкретным вопросам и рассчитаны на многократное применение.
Таким образом, нормативные и индивидуальные акты, принципиально отличаясь по своим признакам, имеют одно общее значимое свойство: они по своей природе являются правовыми.
в – общие акты – это общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня, указ Президента «О призыве»)
г – смешанные акты – содержат одновременно нормы права и правоприменительные решения.
2. по форме:
а – письменные
б – устные (распространены на военной службе)
в – конклюдентные (знаковые)
3 – в зависимости от даты начала действия различают акты, вступающие в силу:
а – немедленно (с даты подписания, т.е. принятия)
б – с даты, которая указана в самом акте
в – в срок, указанный в другом акте
г – после госрегистрации и опубликования
4. с т.з. юридической самодостаточности:
а – акты, имеющие юрид-ю силу без дополнительных процедур.
б - АГА, требующие после их принятия госрегистрации в Минюсте. К ним относятся:
- акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина.
- устанавливающие правовой статус организаций
- имеющие межведомственный характер
- акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера
5. по порядку принятия АГА:
а – коллегиальные (постановление Правительства)
б – единоначальные (приказ министра, указ Президента)