Историческая справка. В первые годы Советской власти органы внутренних дел в отличие от органов иностранных дел занимались всеми внутренними делами – организацией работы местных органов власти, осуществляли контроль за исполнением законов и распоряжений центральных органов власти, руководство местными предприятиями, благоустройством, землепользованием, дорогами, транспортом и др. Со временем функции отделялись вместе с органами. НКВД превратился в «государство в государстве». До 1956 г. НКВД не находился в двойном подчинении, а наоборот, контролировал местную власть. С 1956 г. после осуждения культа личности и периода репрессий введено двойное подчинение.
В 1962 г. было переименовано в МООП – министерство органы охраны общественного порядка. Но это название было слишком узким для характеристики выполняемых функций, и в 1968 было возвращено прежнее название.
Современная система МВД. Возглавляет отраслевую систему Министерство внутренних дел РФ. Положение о МВД России утверждено Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г.
|
|
МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации.
МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
2) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
5) обеспечение охраны общественного порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного движения;
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД, организация их деятельности.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел по субъектам РФ, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, иные организации и подразделения.
|
|
Особое место занимает Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ, а также Бюро Интерпола.
Министр возглавляет министерство, решает в установленном законодательством порядке вопросы о назначении на должность и освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных управлений, управлений по субъектам Федерации, отменяет противоречащие законодательству РФ приказы и распоряжения этих начальников.
Перечень основных подразделений МВД РФ:
Департамент обеспечения правопорядка на транспорте;
Департамент обеспечения правопорядка на закрытых территориях и режимных объектах;
Департамент безопасности дорожного движения;
Департамент государственной защиты имущества;
Департамент экономической безопасности;
Департамент охраны общественного порядка;
Департамент собственной безопасности;
Главное командование внутренних войск.
Кроме этих подразделений существуют департаменты, организующие деятельность по борьбе с преступлениями, например, Департамент уголовного розыска, Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Это подразделения, осуществляющие основные функции. Есть и подразделения, осуществляющие обеспечивающие функции: оперативное, техническое, организационное, информационное, аналитическое, кадровое, финансовое, материально-техническое, медицинское обслуживание.
Акты министерства: приказы, инструкции, указания, приказами вводятся наставления, уставы, положения, правила. Нормативные акты носят общеобязательный характер.
В составе МВД образуется коллегия, члены коллегии, кроме входящих по должности, утверждаются Президентом РФ.
Главное управление МВД по федеральному округу в качестве основных задач выполняет координацию, контроль и анализ деятельности ОВД в округах, организацию деятельности по борьбе с преступностью (РУБОПы в субъектах РФ реорганизованы и подчиняются подразделениям в округах, как и криминальная милиция в целом).
УВД по краю, области подчиняются Главному управлению по федеральному округу и, соответственно, далее – МВД РФ. Возглавляет начальник, назначаемый Президентом РФ. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на УВД задач и функций, а также за работу нижестоящих органов внутренних дел. Приказы – акты начальника. Создается коллегия УВД.
Штабные функции осуществляет штаб УВД. Как и вышестоящие штабы, он обеспечивает последовательность решений и действий, их скоординированность, анализ, прогнозирование, информационное обеспечение. Специальные подразделения – подразделения криминальной милиции (не ниже краевого, областного уровня).
Городские, районные управления внутренних дел – основное звено милиции общественной безопасности.
Эти управления (отделы) осуществляют охрану общественного порядка, общественной безопасности и т.д. на соответствующей территории. К ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы осуществления охраны общественного порядка, которые обеспечиваются милицией общественной безопасности (местной милицией). Местная милиция входит в систему МВД, подчиняется соответствующему органу внутренних дел и органу местного самоуправления. В компетенцию местного самоуправления входит организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка и контроль за их деятельностью. Был проведен эксперимент по созданию муниципальной милиции (2000 г.).
|
|
В соответствии с основными направлениями деятельности в системе МВД выделяются:
- милиция, которая делится на криминальную и общественной безопасности;
- внутренние войска;
- подведомственная МВД Федеральная миграционная служба (ФМС).
Организация милиции
Закон о милиции от 18 апреля 1991 г., Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции, утв. Указом Президента от 12 февраля 1993 г.)
Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности (местную). Первая – подчиняется МВД, вторая – по ряду вопросов и органам местного самоуправления.
Милиция в соответствии со ст.1 Закона о милиции – это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность и т.д., имеющих право применять меры принуждения. Ст.3 устанавливает принципы деятельности милиции - это принципы законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности. Ст. 5 запрещает прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство. Сотрудники милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязаны разъяснить ему основание и повод такого ограничения, права и обязанности.
Структура милиции общественной безопасности: подразделения ППС, дежурные части, ГИБДД (ГАИ), подразделения охраны объектов по договорам, ИВС, участковые уполномоченные милиции, специальные учебные заведения. Специализированные структуры – специальные помещения или учреждения для содержания лиц, арестованных в административном порядке, ЦВИНПы (центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей), специальные подразделения для контроля за частной детективной деятельностью, лицензионно-разрешительные, по исполнению административного законодательства, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.
|
|
Отряды милиции особого назначения (ОМОН). Это разновидность подразделений ППС, с ярко выраженной специализацией – они работают во время массовых мероприятий, их сотрудникам необходимы физическая подготовка, исключительное знание действующего законодательства, техническое оснащение (бронежилеты, пластиковые щиты, резиновые палки).
Криминальная милиция – уголовный розыск осуществляет свои функции путем проведения оперативно-розыскной деятельности в целях раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших. Аппарат уголовного розыска является самостоятельным подразделением.
Подразделения, основная задача которых – полное, всестороннее и своевременное объективное расследование уголовных дел, занимают особое положение. Их деятельность регламентируется УПК РФ. Следователи независимы при проведении следствия.
Кроме дознания, следствия и оперативно-розыскной деятельности милиция занимается административной деятельностью.
Виды (формы):
1) административный надзор в сфере охраны общественного порядка (меры предупреждения, меры пресечения, начальники (заместители) применяют меры административной ответственности);
2) административный надзор за безопасностью дорожного движения (ГИБДД);
3) надзор за разрешительной и лицензионной системой (оружие, частная детективная деятельность, боеприпасы, ядовитые вещества и др.);
4) надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы (обновляется законодательство);
5) санитарный надзор (совместно с санэпидемслужбой);
6) экологический надзор (совместно с органами экологического контроля).
Права сотрудников милиции: право требовать прекращения противоправного поведения, доставление, задержание, составление протокола, изъятие, отстранение от управления транспортным средством, начальники – административные наказания, право входить в помещения, требовать предъявления документов, применять оружие, спец. средства, физическую силу.