ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
Мировоззрение и его структура. Исторические типы мировоззрения.
Мировоззрение - совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих понимание мира человеком и своего места в нём и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
Структура мировоззрения:
познавательный компонент;
ценностно-нормативный;
эмоционально - волевой;
практический.
3 стороны мировоззрения:
эмоционально - психологическая (чувства, настроения) - мироощущение;
опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений - мировосприятие;
познавательно - интеллектуальная сторона - миропонимание.
Уровни мировоззрения:
жизненно - практический;
теоретический - к нему относится философия.
4. Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое мировоззрение, характеризующееся эмоционально - образной формой, очеловечиванием природы, отсутствием рефлексии (самосознания), утилитарной направленностью (практика).
Исторически вторым типом мировоззрения является религиозное, которое основывается на вере в существование сверхъестественных сил, опирается на образно - эмоциональные и чувственно - наглядные формы восприятия, рефлексия отсутствует.
Исторически третий тип мировоззрения - философия - отражение мира в рациональной теоретической форме, является рефлексивным, т. е. содержит размышления над собственными представлениями о мире и человеке; основной принцип - свободомыслие.
Предмет философии. Основные области философского знания. Функции философии.
Философия - это наука о природе, обществе и человеческом мышлении.
Круг основных проблем философии:
А) онтология - учение о мире или бытии.
Б) гносеология - теория познания.
В) методология
диалектика
метафизика
Г) антропология
Д) аксиология - учение о ценностях.
Е) социальная философия - учение об обществе.
В истории философии выделяют 3 подхода к пониманию её предмета:
старо - античный - философия тождественна науке и её предмет - вся действительность;
традиционный - наука о первых началах или метафизика;
современный - философия - учение о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.
Функции философия (её роль в обществе):
мировоззренческая - даёт готовый теоретический уровень мировоззрения.
гносеологическая - определение направления дальнейшего познания мира.
методологическая - даёт готовые методы познания мира: диалектику и метафизику.
аксиологическая - духовные ценности
гуманистическая - воспитание гуманистических идей.
Основным вопросом философии является соотношение в мире мышления и бытия, сознании и материи, идеального и материального. Данный вопрос характеризуется 2 сторонами:
онтологическая - отвечает на вопрос: что первично - идеальное или материальное- 2 направления для решения этого вопроса:
А) монизм - философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит одно первоначало - материальное или идеальное
Б) дуализм
Монизм делится на материализм (материя первична, а сознание вторично) и идеализм (идеальное первично, а материальное вторично).
Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).
гносеологическая - отвечает на вопрос, познаваем ли мир.
Гностицизм - мир познаваем, агностицизм - мир полностью или частично не познаваем.
Философия Древней Индии.
Главная особенность индийских философских мировоззрений – тесная связь с религией. Два этих понятия настолько переплетены, что порою сложно распознать, где заканчивается одно и начинается другое.
Индуизм основывается на Ведах. Суть его – в реинкарнации главного божества. Все остальные боги, существующие в разных культурах и народах, – есть лишь его перевоплощение. Также и люди. У каждого есть своя Карма, которая полностью подчиняется поступкам человека. Грехи загрязняют ее, и человек будет перерождаться после смерти снова и снова, пока не очистится и не выполнит свое предназначение. Тогда душа его успокоится, и он больше не будет перерождаться снова и снова.
Всего в Индии насчитывается шесть различных философских школ, относят их к ортодоксальным. Все они учат тому, как жить и действовать, чтобы разорвать круг перерождений, но у каждой свой подход. И в этом тоже особенности философии Древней Индии.
Шесть различных школ:
Мимансы и Веданты. Преклоняются перед Ведами, только в них видят возможность искупления. По их убеждениям, все мы живем лишь в иллюзорном мире, настоящий же – это Брахма, к достижению которого и нужно стремиться, расставшись со своими заблуждениями и незнанием.
Вайшешика. В основе этой школы лежит атомическая теория. Считается, что весь мир и все предметы состоят из крошечных частиц-атомов, которые всегда существовали и будут существовать. Реинкарнация – всего лишь другая комбинация одних и тех же составляющих.
Ньяя. Базируется на трактате о логике Акшапада Гаутамы. Благодаря многочисленным дополнениям и обсуждениям сторонников теории возникла отдельная философская школа.
Саньяхья. Теория о противоположных началах всего сущего, противопоставление духа и материи. Изначально была только материя, но под действием трех качеств – тьмы, ясности и стремления – появился также дух. Цель – освободить дух от материи.
Йога. Проповедует связь человека с Космосом. Главная цель этой школы – достижение Нирваны. А чтобы погрузиться в нее, следует медитировать, духовно и физически очищаться, правильно дышать и выполнять специальные упражнения.
Основы школы философии Древней Индии формировались на протяжении многих веков, все они различны, несмотря на общую суть, и являются дополнением друг друга.
Философию Древнего Востока Индия отобразила в более чем 25 книгах различного содержания и назначения. Примечательно, что охватывают трактаты практически все стороны человеческой жизни, самого человека, окружающего мира. В этом культура Индии очень схожа с китайской. В конечном итоге можно сделать вывод, что суть философии лежит в самопознании, самосовершенствовании и достижения наивысшего блаженства – Нирваны.