Раздел «Эпоха Просвещения в балете»

Тема «Балетный театр Франции второй половины XVII века - эпоха Людовика XIV».

Людовик XIV и балет. Ж-Б Мольер (1622-1673 гг.) – Ж-Б Люлли (1632-1687 гг.) – П. Бошан (1626-1719 гг.) - знаменитый триумвират в истории создания профессионального балета.

Мольер (1622-1673 гг.). Комедия–балет - жанр, созданный Мольером. Органическое слияние комедии с балетом. Содружество Мольера с композитором Люлли и хореографом П. Бошаном. ("Господин де Пурсоньяк", 1669 г., "Мещанин во дворянстве", 1670 г., "Мнимый больной", 1673 г.). Путь от комедии-балета к балету-комедии. Влияние танца на ритм комедийного спектакля. Пантомимно-танцевальные сцены - кульминация в развитии комедии. Значение комедий-балетов Мольера для дальнейшего развития балетного искусства.

Ж.Б. Люлли - биография, сотворчество с Бошаном, с Мольером.

Пьер Бошан - биография, сотворчество с Мольером и Люлли.

1661г. - создание Королевской Академии танца.

1671г. - создание Королевской Академии музыки.

Канонизация существующих бытовых танцев. Подготовка преподавателей танца, создание новых танцев и фигур. Открытие оперно-балетного театра. Подчинённая роль балета в оперном спектакле. Появление актёров профессионалов. Развитие теории танцевального искусства в XVII в. (М де Пюр, К-р Менетрие, Р Фейе) Особенности развития балетного театра Франции в XVII в. Отсутствие чистого жанра балета. Влияние эстетики классицизма на балетный театр. Установление условных градаций в жанрах. Черты условности, придворной галантности в исполнительском искусстве. Значение балетного театра Франции XVII века для дальнейшего развития хореографии. Эстетика балетного театра второй половины XVII века, выводы. Появление придворных представлений и празднеств, напоминающих Французские придворные спектакли, в Бельгии, Дании, Швеции, Нидерландах.

Литература.

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Тема «Исполнительское искусство XVII – начала XVIII вв.

Первые профессионалы танца».

Пьер Бошан, Луи Летанг, Луи Пекур и их ученики. Особенности исполнительской техники. Появление первых женщин-профессионалов (Лафонтен).

Литература.

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Очерки истории от истоков до середины XVIII века. – Л., 1979.

Раздел «Эпоха Просвещения в балете».

Тема «Зарождение и формирование действенного балета».

Творчество Джона Уивера и английский балетный театр.

Творчество Франца Гильфердинга - австрийский балетный театр.

Творчество Гаспаро Анджьолини - балет Италии.Творчество Жана - Жоржа Новерра - создателя балета как самостоятельного жанра - серьезного жанра, отделение балета от оперы. Героико-трагедийная тематика. ("Психея и Амур", 1762 г.; "Медея и Язон", 1763 г.) Расширение выразительных средств, роль пантомимы, место и значение "действенного танца". Насыщение пантомимы танцевальным элементом. "Письма о танце" - историческое значение книги Новерра, теория танца. Борьба Новерра за "действенный" балет.

Тема "Исполнительское искусство танцовщиков и танцовщиц XVIII века" (Мари Камарго, Мари Салле, Гаэтан, Огюст, Арман Вестрисы)

Литература.

Красовская В.П. Западно-европейский балетный театр. Эпоха Новерра. – Л., 1979.

Тема "Народные истоки русского балетного театра"

Народное танцевальное искусство-основа возникновения профессионального балетного театра. Танец в трудовом процессе, обрядах, играх. Взаимосвязь музыки и танца в русском плясовом фольклоре. Разностороннее развитие мужской и женской пляски. Виды русских плясок (хоровод, перепляс импровизационно-изобразительная пляска, кадриль, массовая пляска).

Основная литература

1. Бахрушин Ю. История русского балета. – М.: Просвещение, 1973.

2. Красовская В.М. История русского балета: Учебное пособие. – Л.: Искусство, 1978. – 231 с.

3. Красовская В.М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века. – Л. – М.: Искусство, 1958.

Дополнительная литература

Популярная энциклопедия искусств. Музыка, танцы, балет, кинематограф /Авторы – составители: Музыка – Н. Данисевич, Танцы и балет: П. Каменец – Подольский, Кинематограф: Д. Шевченко. – М. – СПб. «Диля», 2001. – 544 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: