Московские легенды, записанные Евгением Барановым

Брюс и вечные часы

Про этого Брюса мало ли рассказывают! Всего и не упомнить. Я еще когда мальчишкой был, слышал про него, да и теперь, случается, говорят. А был он ученый – волшебством занимался и все знал: и насчет месяца, солнца, и по звездам умел судьбу человека предсказать. Наставит на небо подзорную трубу, посмотрит, потом развернет свои книги и скажет, что с тобой будет. И как скажет, так и выйдет точка в точку. А вот про себя ничего не мог узнать. И сколько ни смотрел на звезды, сколько ни читал свои книги – ничего не выходит.

– Вижу, говорит, один туман.

Ну, все-таки хотел добиться. Мучился-мучился, да уж потом откровение во сне ему было. Сам рассказывал.

– Приходит, говорит, неизвестный старец и пальцем погрозил:

– Ты, говорит, сверх меры хочешь захватить. А ты, говорит, будь тем доволен, что тебе дано. А ежели, говорит, будешь пытать сверх указанного, все отымется и будешь ты наподобие пня или чурбана...

Ну, он после этого и остыл...

– Ладно, говорит, что будет, то будет...

А про других хорошо узнавал. Вот и насчет погоды... Ведь это он календарь составил, все распределил по дням, по месяцам, по годам... Вот потому-то и называется «Брюсов календарь». А в отношении погоды брал он от птиц, животных... и от природы брал – от зари, облаков. Взять хоть воробья. Ну, какая из него птица? Ни пения, ни красоты... щелкни его по башке, он и подохнет... А ведь как погоду предсказывает! Ежели назавтра вёдро, так он тут и давай прыгать "жив-жив" и весь такой пушистый станет. А ежели к дождю, то молчит, насупится. То же и ворона... Ну, эта как закаркала, то обязательно дождь или снег пойдет. От этого чорта не жди ясного дня...

Вот Брюс и примечал все. Да тут много из своей головы брал. Но только не в календаре дело, а тут все больше по волшебству он работал, тоже вот и машины выдумывал. И жил он при Петре Первом, Петре Великом. В Сухаревой башне ему помещение было отведено, там и составлял разные порошки, составы. Книги у него редкостные были, вот из них-то он и брал. Конечно, без ума не возьмешь, а у него ум обширный был.

Ну, всего не упомнишь, что он повыдумал. А вот насчет вечных часов я знаю хорошо, это помню, как все дело произошло. И трудился он долго, может, лет десять, а все-таки выдумал. И такие часы выдумал, что раз завел их – на вечные времена пошли без остановки. И как завел он их – ключ в Москву-реку забросил. И как был жив Петр Первый и Брюс был жив, то часы шли в полной исправности. Из-за границы приезжали, осматривали. Хотели купить, только Петр не согласился.

– Я, говорит, не дурак, чтобы брюсовские часы продавать. Ну, те и утерлись, – отъехали ни с чем.

Ну, значит, при Петре и при Брюсе ходили часы. А стала царицей Екатерина, тут и пришел им конец. Конечно, затея глупая, женская.

– Мне, говорит, желательно, чтобы ровно в двенадцать часов дня из нутра часов солдат с ружьем выбегал и кричал:

– Здравия желаем, Ваше Величество!

Это вроде как раньше были часы с кукушкой: "дон... ку-ку... дон...ку-ку...". А то еще с перепелом: "Пить пойдем... пить пойдем..." Так это что же? Это штука не мудреная, это кто знает – может устроить, тут такой механизм. А вечные часы для этого не годятся, они не для того сделаны, чтобы на птичьи голоса выкрикивать или чтобы солдаты с ружьем выбегали... Они для вечности сделаны, чтобы шли и чтобы веку им не было. А Екатерина в этом деле ничего не смыслила. Она так полагала: постучат молотком и готово дело. Ну, а вразумить-то ее некому было. Министры эти – "слушаем, говорят, все исполнено будет". Тоже – ветер в голове погуливал. Ну как можно так говорить, ежели не знать механизма? Они думали: стоит только сказать, и все готово будет. И приказали привести самого лучшего мастера. Вот разыскали немца. Пришел и только глянул на часы, а уж говорит:

– Можно. Но только, говорит, я меньше пяти тысяч не возьму, и чтобы мне квартира при дворце и чтобы харчи первоклассные.

А министры говорят:

– Все будет, делай.

Вот и начал немец делать. Осмотрел часы.

– Дурацкая, говорит, работа. Это, говорит, дурак делал.

Ну ладно, пусть будет дурак. Посмотрим, как ты, умная голова, станешь делать...

Вот он разобрал часы и начал мудрить. Дня три проработал – ничего не выходит. Приходят министры.

– Сделал, спрашивают, солдата?

А немец сердится:

– Я, говорит, не волшебник, чтобы в такой короткий срок солдата сделать.

Ну, министры говорят:

– Ладно, делай, не станем мешать, – и пошли...

А немцу не везет: никак не может потрафить в точку. Не спорится дело... Начал по-своему механизм переделывать. А толку нет. Кушанье каждый день хорошее: курятина, поросятина, индюшатина, разные там супы да макароны. Ну, и вина вдоволь. Вот прошел месяц, идет сама Екатерина.

– Ну что, сделал? – спрашивает.

Тут немец и признался:

– Никак, говорит, не могу поставить на точку зрения. Вот Екатерина видит, что зря была ее затея и говорит:

– Не надо делать солдата, собери часы, как они были.

– Это можно, – говорит немец.

А какое там "можно"! Три недели собирал и ничего не вышло. А потому и не вышло, что он брюсовские пружины изломал, винты изломал, колеса искалечил, маятник тоже испортил. А которые сам сделал пружины – они не годятся, ломаются. Видят министры: не выходит у немца дело. Докладывают царице.

– В шею, говорит, немца, а найдите такого, который мог бы собрать часы.

Вот взяли немца за рукав, вывели за ворота, да и дали по шее. Он и полетел торчмя головой. После того многие мастера приходили. Посмотрят, понюхают и отворотят морду, не по зубам кушанье. Но все же отыскался один такой русский разудалый молодец – у хозяина в подмастерьях служил. И взял он на себя такую отвагу, чтобы часы в полный порядок привести.

– Все, говорит, в лучшем виде исполню, только чтобы мне награда царская была и чтобы харчи хорошие.

Министры и рады:

– Все будет, и награду деньгами дадим, и золотую медаль, только собери часы. А насчет харча, говорят, не беспокойся.

Вот и принялся тот мастер работать. И стучит, и гремит, и пилит, и молоточком пристукивает, и припаивает, и меха у него горят – жар раздувают... И на весь дворец напустил дыму, копоти этой. Вот приходят министры. Видят – суетится человек, работа так и кипит у него.

– Вот, говорят меж собой, мастер так мастер, не сравнять с немцем.

– Ну как? – спрашивают. – Подвигается? А тот и говорит:

– У нас подвинется. Мы, говорит, знаем дело. Тут, говорит, разве такая пружина нужна? А колесо? Нетто это колесо? Это лабуда, а не колесо. А министры одобряют его:

– Это, говорят меж собой, настоящий спец.

Тут сейчас один министр побежал, припер ему бутылку вина.

– Пей, говорит, на доброе здоровье!

Ну, тому это и на руку – высосал всю бутылку. В башке зашумело, он и давай свою специальность оказывать: чего немец не успел изломать, так он докончил. А министры бегут к царице:

– Так и так, докладывают, очень хорошего мастера мы отыскали: работа так и кипит. Часы скоро готовы будут.

Царица и рада.

– Ну, и слава Богу, – говорит.

А этот "хороший мастер" стучал, стучал молотком, видит: дело не подвигается вперед, и не знает, что тут делать, как тут быть, как тут горю подсобить. По его расчетам дело пустяковое, а примется собирать часы – ничего не выходит. И сам он за этой работой обалдел и стоит истукан-истуканом, на эти винты, гайки да колеса смотрит, бельмы свои вытаращил...

Оно и понятно. Брюс над этими часами 10 лет мозговал, а этот чертогон за месяц захотел в порядок привести их. А главное – не тот состав у него в голове был.. У Брюса-то ум какой был? Один на всю Россию... Ну, может Петр Первый превышал его. Да и как сказать? В одном-то деле и превышал, а в другом не доходил... Ну, а у этого похвальбишки какой-такой ум? Глупость одна. А раз в башке нет, из... спины не достанешь: спина есть спина – такой и почет ей. Вот в чем тут дело.

А министрам не терпится, хочется, чтобы он поскорее собрал часы. Идут к нему. А тот уже вделся_, инструменты сложил в сумку – собрался уходить.

– Ну, как? – спрашивают министры.

– Хитра механика! – говорит хваленый мастер. – Тут, говорит, и сам чорт ни чего не поделает, а уж где мне: мое дело маленькое.

Тут министры и приступили к нему:

– А как же, говорят, подлая твоя душа, ты хвалился, что сделаешь?

А он отвечает: – Что ж из того, что хвалился? Спервоначала, говорит, я думал, что штука тут не важная, а на поверку вышло – не нашего ума это дело.

Тут один министр развернулся – бац его в ухо! Тот и завертелся кубарем. А другой министр вцепился ему в волосья и давай таскать. И принялись они тут вдвоем разделывать своего "спеца": один за патлы теребит, другой то в ухо засмолит, то по зубам стебанет... И невмочь стало мастеру, и тут заорал он на все горло:

– Караул! Убивают!

И вышел переполох на весь дворец. Бежит царица, бегут генералы:

– Что это такое? – спрашивает царица. – За что бьете мастера?

А министры говорят:

– Его, подлеца, убить мало! Нешто, говорят, это мастер? Это мазурик, он и нас, и вас обманул, с первого раза обнадежил, соберу, мол, часы, а теперь пошел на попятную, "не моего, говорит, ума дело".

– Ну хорошо, – говорит царица. – Я это дело разберу, – и приказала взять мастера под арест.

И посадили этого поганца за решетку. Потом такое определение сделала Екатерина: министров со службы вон, а мастеру дать сто розог. Ну, разложили его степенство и нарисовали ему на спине разгонами и маятники, и пружины, и колеса, потом с зашейным маршем проводили из дворца. Так он, словно окаянный, бросился бежать, как будто собака бешеная гналась за ним. И после такой прокламации баста хвалиться, только одно и знал: "наше дело маленькое". Вот как градусник понизился! А то "я" да "мы". А что такое "я"? Прохвост, и больше ничего. Только людям голову морочить можешь. Много таких "спецов" – свиньям хвосты закручивать! А ежели ты не брешешь языком, а с умом дело свое делаешь, то ты и есть настоящий спец. И цена тебе настоящая. Тоже вот и с брюсовскими часами: ну как можно было их разбирать да исправлять, ежели ты ихнее устройство не знаешь? После-то Екатерина каялась, сколько потом выписывала она этих мастеров! Только результату не вышло настоящего. Да и как ему выйти-то? Ведь каждый по-своему крутил, завинчивал, да молотком пристукивал. Ну и докрутились, достучались – все изломали, исковеркали и уж понять нельзя было – часы ли это были или еще какая машина. И лежали, лежали эти пружины да колеса, да и выбросили их, чтобы глаза не мозолили. После-то ученые кинулись их искать, да где найдешь, ежели от них и звания не осталось? Человек столько ума положил, а тут такое хамское обращение. Вот и толкуют: "Брюс", "Брюс"...

Ну, Брюс-то, Брюс, а вот мы-то и не можем ценить его... Ну, что осталось после него? Все изломали, все испакостили. Вот только Сухаревская башня осталась, да, говорят, еще книги. Только говорят, а доподлинно-то никто не знает...

Записано в Москве в августе 1924 г.; рассказывал рабочий-штукатур Егор Степанович Пахомов.

 

1. Сделайте анализ произведения в виде связного текста, опираясь на следующие вопросы (но не ограничивайтесь ими; вопросы – лишь подсказка, на что можно обратить внимание при анализе):

- Как бы вы определили основную тему легенды? Как влияет на выбор темы, ее трактовку личность рассказчика?

- Попытайтесь описать систему ценностей рассказчика. Как выражаются его оценки?

- Охарактеризуйте сказовую манеру повествования. Назовите другие произведения русской литературы, в которых используется сказ как форма повествования, затрагиваются аналогичные проблемы.

- В этой легенде видна связь с традицией балагана, народного театра Петрушки. В чем она проявляется?

 

2. Рукопись какого произведения была найдена в конце XVIII века и ярославском Спасо-Преображенском монастыре собирателем древних текстов Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным?

 

3. В юности этот писатель сыграл в ученической постановке роль госпожи Простаковой, а потом создал свою уникальную комедиографию…. Кто этот драматург? Перечислите его комедии. В чем заключаются особенности его драматургии?

 

4. Сделайте историко-литературный комментарий к фрагменту из стихотворения В.Ф. Ходасевича «Не ямбом ли четырехстопным…» (1938):

Из памяти изгрызли годы

За что и кто в Хотине пал.

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал.

 

5. В комедии «Горе от ума» дается такое описание места действия (1 действие): «Гостиная, в ней большие часы; справа дверь в спальню Софьи». Почему Грибоедов особо выделяет часы как деталь интерьера? С какими темами и мотивами, развивающимися в пьесе, она связана?

 

6. Лубочные писатели специализировались на пересказе и переделке сюжетов русских писателей (Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя). Меняли не только сюжет, но и название, чтобы завлечь читателя. Так появились «Малюта Скуратов или Злая опричнина. Страшный рассказ из времен царствования Ивана Грозного», «Страшный волшебный и храбрый могучий витязь Рогдай. Неслыханная повесть из времен святого князя Владимира». Какие известные произведения были пересказаны?

Представьте, что Вы автор такого лубочного издания и Вам надо подготовить к публикации очередную переделку. Создайте свой текст на основе любого литературного произведения.

 


Всероссийская олимпиада по литературе

2013-2014 учебный год

Районный тур

10 класс

М.Ю. Лермонтов Воздушный корабль (Из Зейдлица)   По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах.   Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки глядят.   Не слышно на нем капитана Не видно матросов на нем; Но скалы, и тайные мели, И бури ему нипочем.   Есть остров на том океане – Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт.   Зарыт он без почестей бранных Врагами в сыпучий песок, Лежит на нем камень тяжелый, Чтоб встать он из гроба не мог.   И в час его грустной кончины, В полночь, как свершается год, К высокому берегу тихо Воздушный корабль пристает.   Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук.   Скрестивши могучие руки, Главу опустивши на грудь, Идет и к рулю он садится И быстро пускается в путь.   Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника-сына И старую гвардию он.   И только что землю родную Завидит во мраке ночном, Опять его сердце трепещет И очи пылают огнем.   На берег большими шагами Он смело и прямо идет, Соратников громко он кличет И маршалов громко зовет.   Но спят усачи-гренадеры – В равнине, где Эльба шумит, Под снегом холодной России, Под знойным песком пирамид.   И маршалы зова не слышат: Иные погибли в бою, Другие ему изменили И продали шпагу свою.   И, топнув о землю ногою, Сердито он взад и вперед По тихому берегу ходит, И снова и снова зовет:   Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию только себе.   Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один –   Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок,   Потом на корабль свой волшебный, Главу опустивши на грудь, Идет и, махнувши рукою, В обратный пускается путь.     Валентин Берестов Наполеон на воздушном шаре Из Мориса Карема Наполеон на воздушном шаре Вдруг улетел неизвестно куда. Сопровождает государя Старая гвардия как всегда. Взял он с собою пушки и порох, Чтобы устраивать в небе грозу, И затерялся в воздушных просторах, К радости всех, кто остался внизу. Славят героя народы и страны. Франция снова весельем полна. Глухо за тучей гремят барабаны. Пляшет народ. Улетела война! 1972     1. Сделайте сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова и В. Берестова. Сопоставьте образный строй, систему мотивов, тему, идею стихотворений, их настроение и жанровые особенности. Охарактеризуйте лирический сюжет и композицию. (Анализ должен представлять связный текст).  

2. В юности этот писатель сыграл в ученической постановке роль госпожи Простаковой, а потом создал свою уникальную комедиографию…. Кто этот драматург? Перечислите его комедии. В чем заключаются особенности его драматургии?

 

3. Сделайте историко-литературный комментарий к фрагменту из стихотворения В.Ф. Ходасевича «Не ямбом ли четырехстопным…» (1938):

Из памяти изгрызли годы

За что и кто в Хотине пал.

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал.

 

4. В комедии «Горе от ума» дается такое описание места действия (1 действие): «Гостиная, в ней большие часы; справа дверь в спальню Софьи». Почему Грибоедов особо выделяет часы как деталь интерьера? С какими темами и мотивами, развивающимися в пьесе, она связана?

 

5. Какое произведение русской литературы автор называл «эпопеей современной крестьянской жизни»? Как создается эпическое начало в произведении?

 

6. В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает несколько «любовных историй». Какая пара, на ваш взгляд, наиболее полно соответствует его представлениям об идеальной любви? Мотивируйте свой ответ.

 

7. Перед Вами фрагмент из романа Михаила Шишкина «Взятие Измаила»: «Только осточертеет все, разогнешь спину, погрозишь сфинксу кулачком, мол, ужо тебе, так он тебя сапогом поддых и шепчет на ухо: сыт, сыночек, крупицей, пьян водицей…

Разлегся на широтах, как на скрипучих половицах, положил тебя между лап (…) Меня, предупреждает, поигрывая хвостом, умом не понять, в меня, кровиночка ты моя, только верить! Вот и веришь, хотя боишься, что голову отгрызет».

В нем скрыты цитаты из произведений русской классики. Найдите их. Назовите авторов, которых цитирует М. Шишкин.

 

8. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Странники, скитальцы, путешественники в русской литературе».


Всероссийская олимпиада по литературе

2013-2014 учебный год

Муниципальный (районный) тур

11 класс

М.Ю. Лермонтов Воздушный корабль (Из Зейдлица)   По синим волнам океана, Лишь звезды блеснут в небесах, Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах.   Не гнутся высокие мачты, На них флюгера не шумят, И молча в открытые люки Чугунные пушки глядят.   Не слышно на нем капитана Не видно матросов на нем; Но скалы, и тайные мели, И бури ему нипочем.   Есть остров на том океане – Пустынный и мрачный гранит; На острове том есть могила, А в ней император зарыт.   Зарыт он без почестей бранных Врагами в сыпучий песок, Лежит на нем камень тяжелый, Чтоб встать он из гроба не мог.   И в час его грустной кончины, В полночь, как свершается год, К высокому берегу тихо Воздушный корабль пристает.   Из гроба тогда император, Очнувшись, является вдруг; На нем треугольная шляпа И серый походный сюртук.   Скрестивши могучие руки, Главу опустивши на грудь, Идет и к рулю он садится И быстро пускается в путь.   Несется он к Франции милой, Где славу оставил и трон, Оставил наследника-сына И старую гвардию он.   И только что землю родную Завидит во мраке ночном, Опять его сердце трепещет И очи пылают огнем.   На берег большими шагами Он смело и прямо идет, Соратников громко он кличет И маршалов громко зовет.   Но спят усачи-гренадеры – В равнине, где Эльба шумит, Под снегом холодной России, Под знойным песком пирамид.   И маршалы зова не слышат: Иные погибли в бою, Другие ему изменили И продали шпагу свою.   И, топнув о землю ногою, Сердито он взад и вперед По тихому берегу ходит, И снова и снова зовет:   Зовет он любезного сына, Опору в превратной судьбе; Ему обещает полмира, А Францию только себе.   Но в цвете надежды и силы Угас его царственный сын, И долго, его поджидая, Стоит император один –   Стоит он и тяжко вздыхает, Пока озарится восток, И капают горькие слезы Из глаз на холодный песок,   Потом на корабль свой волшебный, Главу опустивши на грудь, Идет и, махнувши рукою, В обратный пускается путь.     Валентин Берестов Наполеон на воздушном шаре Из Мориса Карема Наполеон на воздушном шаре Вдруг улетел неизвестно куда. Сопровождает государя Старая гвардия как всегда. Взял он с собою пушки и порох, Чтобы устраивать в небе грозу, И затерялся в воздушных просторах, К радости всех, кто остался внизу. Славят героя народы и страны. Франция снова весельем полна. Глухо за тучей гремят барабаны. Пляшет народ. Улетела война! 1972   1. Сделайте сравнительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова и В. Берестова. Сопоставьте образный строй, систему мотивов, тему, идею стихотворений, их настроение и жанровые особенности. Охарактеризуйте лирический сюжет и композицию. (Анализ должен представлять связный текст).    

2. Сделайте историко-литературный комментарий к фрагменту из стихотворения В.Ф. Ходасевича «Не ямбом ли четырехстопным…» (1938):

Из памяти изгрызли годы

За что и кто в Хотине пал.

Но первый звук Хотинской оды

Нам первым криком жизни стал.

 

3. В комедии «Горе от ума» дается такое описание места действия (1 действие): «Гостиная, в ней большие часы; справа дверь в спальню Софьи». Почему Грибоедов особо выделяет часы как деталь интерьера? С какими темами и мотивами, развивающимися в пьесе, она связана?

 

4. Какое произведение русской литературы автор называл «эпопеей современной крестьянской жизни»? Как создается эпическое начало в произведении?

 

5. В романе «Отцы и дети» Тургенев показывает несколько «любовных историй». Какая пара, на ваш взгляд, наиболее полно соответствует его представлениям об идеальной любви? Мотивируйте свой ответ.

 

6. Перед Вами фрагмент из романа Михаила Шишкина «Взятие Измаила»: «Только осточертеет все, разогнешь спину, погрозишь сфинксу кулачком, мол, ужо тебе, так он тебя сапогом поддых и шепчет на ухо: сыт, сыночек, крупицей, пьян водицей…

Разлегся на широтах, как на скрипучих половицах, положил тебя между лап (…) Меня, предупреждает, поигрывая хвостом, умом не понять, в меня, кровиночка ты моя, только верить! Вот и веришь, хотя боишься, что голову отгрызет».

В нем скрыты цитаты из произведений русской классики. Найдите их. Назовите авторов, которых цитирует М. Шишкин.

 

7. А. Ахматова так написала о своих отношениях с Гумилевым: «Ты дышишь солнцем, // Я дышу луною». Как вы понимаете эту строчку?

 

8. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Странники, скитальцы, путешественники в русской литературе».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: