double arrow

Экзаменационный билет №14

1. Философский смысл «Божественной Комедии».

«Божественная комедия» - синтез, великий философский итог творческой деятельности Данте - в ней есть все высшие категории человеческого бытия: любовь, слово, политика, наука, вера в возможность очищения и т.д.

Для своей комедии Данте выбрал народный итальянский язык.

Построение: Поэма строилась по принципу средневекового видения, хождения по мукам. Но традиционная жанровая форма подверглась трансформации: обычно душа в таких произведениях пассивно созерцает, безгласно подчиняясь божественной воле. Данте не признает могущества божественной силы, но понимает значение своего собственного Я. Он поэт пророк, его миссия - спасти от греховности мир. Поэма строго продумана и рассчитана, писатель даже называл себя в ней “великим геометром”.

Художественный язык поэмы - символико-аллегорический. Философская база этого метода - теологический неоплатонизм. В свете этого круга представлений материальное, предметное есть отражение "божественного". В системе этого метода огромную роль играет Число. Со времен Аврелия Августина принято считать, что числа - это мысли Бога. Число 3 и производные от него - 9, 33 - лежат в основе архитектоники поэмы. В поэме 3 части, каждая из которых завершается словом "светила". Это трижды названный конечный маршрут странствий Данте. Во второй и 3й части 33 песни, в первой 33+1= ад символ дисгармонии, здесь троичность нарушена. Но 34я песня придает поэме абсолютную законченность: всего песен 100 = символ совершенства. Символикой числа пронизана вся ткань поэмы. Так имя Беатриче упомянуто 63 раза, сложение этих чисел = 9, ее имя рифмуется 9 раз. Христос упомянут только в 3й части поэмы (Рай), назван 4 раза - число 4 символизирует 4 евангелистов, 4 элемента материального мира: огонь, воздух, вода, земля. Поэма написана трехстишиями (терцинами). Способ рифмовки (aba, bcb, cdc) - каждый средний стих обрамляет стихи последних строф - выражают божественный ритм вечного движения.

Символ не только иллюстрирует высшие истины, но и непосредственно являет картину мира, он обретает функцию образа. Символ начинает отсылать не только к мистическому, божественному, но и к политическому, историческому, биографическому. Путешествие поэта по трем сферам потустороннего мира символизирует этапы искупительной жертвы Иисуса Христа: смерть, воскрешение, вознесение.

АД: олицетворение греховности, три зверя: рысь - сладострастие, лев - гордость, волчица - корыстолюбие. Построен по типу сужающегося конуса, раздел на 9 сфер. Две краски определенного цвета ада: красная - кровь, черная - тьма. В первой терцине каждой из трех частей есть ключевое по смыслу слово, для Ада - лес - символ заблуждения, для Рая - Сияние - символ Блаженства, для Чистилища - Парус - символ надежды. Подъем по Чистилищу - освобождение от плоти, от земных забот. Путешествие по Раю - путь от одной небесной сферы к другой.

Основные герои – сам Данте, Виргилий, Беатриче, святой Бернар.

В поэме Данте Вергилий - воплощение земного ума, Беатриче - воплощение ума небесного.

Беатриче — это не эмблема веры, не натянутый и произвольный синоним слова «вера»; истина в том, что на самом-то деле в мире есть нечто такое — некое особое чувство, душевное переживание, ряд аналогичных состояний, — что приходится обозначать двумя символами: один, довольно убогий, — это слово «вера»; второй — «Беатриче», блаженная Беатриче, которая спустилась с небес и ступила в пределы Ада, дабы спасти Данте.

Данте — это, душа, Вергилий — философия, или разум, или природный свет, а Беатриче — теология или благодать. Аллегористы говорят: с помощью разума (Вергилия) Данте достиг веры; с помощью Веры (Беатриче) достиг божества.

Проблемы: Данте находился в изгнании, но его по-прежнему остро волновали беды Италии: раздоры, вражда, ненависть. Мир, казалось, безвозвратно заблудился в греховности и реальность мир не может исправить. Данте был убежден, что нравственно возродиться миру поможет только слово, поэзия. А спасти мир - значит спасти душу свою и душу каждого - книга написана с целью "вырвать живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию счастья". Именно поэтому начинается она так ужасно и смрадно - Ад, а в конце - счастливо (Рай).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: