Теоритические основы фонологии

Фоноло́гия (от греч. φωνή — «звук» и λόγος — «учение») — раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования — противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности фонологическую систему языка[1].

Большинство специалистов рассматривают фонологию (учение о функциональной стороне звуков речи) как раздел (часть) фонетики (учения о звуках речи); некоторые (среди них, в частности, такие видные фонологи, как Н. С. Трубецкой и С. К. Шаумян) рассматривают эти две дисциплины как непересекающиеся разделы лингвистики.

Отличие фонологии от фонетики состоит в том, что предмет фонетики не сводится к функциональному аспекту звуков речи, но охватывает наряду с этим также её субстанциальный аспект, а именно: физический и биологический (физиологический) аспекты: артикуляцию, акустические свойства звуков, их восприятие слушающим (перцептивная фонетика).

Создателем современной фонологии считается работавший в том числе в России учёный польского происхождения Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ. Выдающийся вклад в развитие фонологии внесли также Николай Сергеевич Трубецкой, Роман Осипович Якобсон, Лев Владимирович Щерба, Аврам Ноам Хомский, Моррис Халле.

 

Основные компоненты произносительной стороны речи.

Компоненты произносительной стороны речи.

Основными компонентами произносительной стороны речи является ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и звуки (система фонем). Рассмотрим их подробнее.

Интонация – совокупность произносительных средств, которыми выражаются смысловые и эмоциональные оттенки речи.

В детской речи, а особенно у детей с интеллектуальной недостаточностью, наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой вдох в соответствии с длинной высказывания.

Для формирования у ребенка ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать: речевой слух, основные качества голоса – силу и высоту, речевое дыхание.

Система фонем. В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он преображает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, том, лом).

Звуки речи являются результатом сложной мускулатурной работы разных частей речевого аппарата. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией характерных отличительных признаков. Знание их необходимо для правильной организации работы по формированию звукопроизношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: