Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.
К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:
– удаленность поставщика от потребителя;
– сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
– наличие резервных мощностей;
– организация управления качеством у поставщика;
– психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
– способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.
Поиск потенциальных поставщиков.
|
|
При этом могут быть использованы следующие методы:
– объявление конкурса;
– изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой
поставляемого оборудования;
– финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.
В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных
Критериев, установленная, так же как и значимость первого, экспертным путем сотрудникам
Таблица 5
Пример расчета рейтинга поставщика
Критерий выбора поставщика | Удельный вес критерия | Оценка значения критерия по 10-ти бальной шкале у данного поставщика | Произведение удельного веса критерия на оценку |
Надежность поставки | 0,3 | 2,1 | |
Цена | 0,25 | 1,5 | |
Качество товара | 0,15 | 1,2 | |
Условия платежа | 0,15 | 0,6 | |
Возможность внеплановых поставок | 0,10 | 0,7 | |
Финансовое состояние поставщика | 0,05 | 0,2 | |
Итого | 1,00 | 6,3 |
Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков, и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Эти справки могут содержать следующую информацию
|
|
о финансовом состоянии поставщика:
– отношение ликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
– отношение объема продаж к дебиторской задолженности;
– отношение чистой прибыли к объему продаж;
– движение денежной наличности;
– оборачиваемость запасов и др.