Педагогическая диагностика воспитания

Воспитание определяется наличием у человека не одного какого-нибудь личностного качества, а совокупностью социальных качеств, их проявлением в поведении. Эта совокупность представляет собой не простую арифметическую сумму, а единую интегративную систему качеств, которая характеризует проявление в поведении всего комплекса социальных отношений. Поэтому, когда говорят о воспитании, имеют в виду, что она характеризуется преобладанием в структуре личности положительных качеств, и наоборот, невоспитание характеризуется преобладанием отрицательных личностных качеств.

Есть и еще один момент, который необходимо учитывать при определении сущности воспитания. Дело в том, что воспитание любого личностного качества занимает довольно продолжительное время, к тому же некоторые качества являются сложными психологическими образованиями. Поэтому под воспитанием следует понимать совокупность личностных качеств и их структурных компонентов, которые устойчиво проявляются в поведении и деятельности учащихся и определяют направленность их социальных отношений.

Приводимые ниже критерии воспитании учащихся отражают психологическую структуру личностных качеств и позволяют определить не только их сформированность как целостных внутренних образований, но и выявить их отдельные структурные компоненты. В качестве таких критериев воспитания выступают:наличие доминирующих потребностей и мотивов поведения и деятельности;степень усвоения и осознания социальной и личностной значимости правил, норм и принципов поведения, а также личностных качеств;устойчивость умений, навыков и привычек поведения, а также наличие волевых свойств.

С помощью выделенных критериев можно составить структурную характеристику воспитании. В зависимости от жизненных условий, воспитания, возрастных особенностей учащихся степень и полнота сформированности структурных компонентов того или иного личностного качества может быть различной.Выяснив мотивы вежливого отношения учащихся к другим людям, изучив глубину осмысления и прочность усвоения ими знаний о сущности, значении вежливости и правилах вежливого поведения, определив степень сформированности и устойчивости умений, навыков и привычек вежливого поведения, педагог может констатировать сформированность целостного качества — вежливости — или же наличие только отдельных его структурных компонентов.

Диагностика воспитания позволяет педагогу не только прогнозировать воспитательную работу по целенаправленному формированию личностных качеств учащихся, контролировать и корректировать ее, но и оценивать результаты своей педагогической деятельности, определять, насколько точно и полно удалось реализовать поставленные воспитательные задачи, что не получилось и по каким причинам. Поэтому диагностика воспитания выполняет еще и оценочно-результативную функцию.

В соответствии с поставленными воспитательными задачами педагог использует для их реализации разнообразные воспитательные мероприятия: беседы, утренники, диспуты, экскурсии, посещение музеев, театров, проведение встреч, организацию школьных выставок и др. Каждое из них вносит определенный вклад в формирование тех или иных содержательно-структурных компонентов личностных качеств. Например, этическая беседа используется чаще всего для обогащения школьников нравственными знаниями. По результатам диагностики усвоения учащимися знаний, составивших содержание проведенной беседы, можно установить педагогическую эффективность данного воспитательного мероприятия и на основании этого сделать вывод о необходимости продолжения и углубления воспитательной работы в этом направлении или о ее достаточности.

Реализация в педагогической деятельности оценочно-результативной функции диагностики воспитании учащихся способствует также повышению педагогического мастерства преподавателя. Воспитательная работа педагогов, которые не проводят диагностику воспитании учащихся, характеризуется стихийностью и формализмом в ее планировании и осуществлении, отсутствием контроля за ее ходом, преобладанием вербальных методов воспитания.

Методические основы диагностики воспитания базируются на следующих педагогических требованиях:

1) диагностику воспитания необходимо осуществлять, учитывая многообразие ее проявлений в учебной и различных видахвнеучебной практической деятельности и общении учащихся;

2) исходя из идеи интегративного характера формирования личностных качеств, педагогу необходимо выделить ту их совокупность, которая характерна для данной возрастной группы учащихся, и последовательно изучать их внешние проявления в поведении и деятельности;

3) диагностику воспитания учащихся необходимо осуществлять в условиях школьного и семейного воспитания.

4) диагностика воспитания должна быть направлена не только на изучение положительных, но и на выявление отрицательных личностных качеств.

Смысл диагностики воспитания состоит не в том, чтобы просто фиксировать те изменения, которые происходят в формировании того или иного учащегося, а в том, чтобы на их основе намечать (прогнозировать) перспективы воспитательной работы и осуществлять ее с учетом выявленного уровня. Диагностика воспитания учащихся является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания, его коррекции и совершенствования. Она позволяет педагогу правильно определить воспитательные задачи на некоторый период, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу воспитания учащихся на весь период их обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: