Народно-хозяйственный комплекс

РСФСР, УССР и БССР в послевоенный период истории Советского союза: восточно-славянские нации и построение «новой этнической общности».

Актуальность темы напрямую связана с проблематикой: а точнее - проблемой взаимоотношения государств России, Украины и Белоруссии, народы которых имеют схожий язык и общие моменты в истории.

Описание ситуации в РСФСР взято с данных об СССР в целом, поскольку РСФСР являлась значительной территорией Союза. Соответственно, сведения по СССР, отражают ситуацию по РСФСР в первую очередь. О БССР и УССР написано отдельно, чтобы подчеркнуть специфику влияния событий именно внутри этих малых республик, которые, несомненно, имели отличия от ситуации в РСФСР.

Народно-хозяйственный комплекс

Послевоенный период, особенно первые два-три года после окончания воины, представляет собой один из ключевых этапов в развитии советской системы и советского общества. Послевоенные годы оставили практически без изменений политическую и экономическую систему СССР, однако в обществе в это время происходили большие перемены, связанные с формированием комплекса надежд и ожиданий после победоносного завершения войны.

После войны все ждали перемен. Настроения ожидания и оптимистичные надежды были главным чувствами, определяющими послепобедную атмосферу. Образ послевоенной жизни начал формироваться в массовом сознании еще в военное время. Жизнь без войны воспринималась тогда как «жизнь-сказка», казалось, что с последним выстрелом уйдут в прошлое голод, бездомность, неустроенность быта и другие неизбежные следствия войны.

В палитре общественных настроений, формирующих образ послевоенной жизни, помимо абстрактного устремления к лучшему были различимы и вполне конкретные надежды и претензии. В среде интеллигенции, например, возникли иллюзии относительно возможного расширения контактов с Западом, ослабления цензуры и вообще либеральной трансформации режима. Часть крестьянства надеялась на реорганизацию колхозной системы, вплоть до ее ликвидации, на отмену практики госпоставок и ослабление налогового бремени. Выдвигались также предложения по децентрализации экономики, легализации частного сектора, развитию акционерных обществ в промышленности. Настроения в пользу демократизации внутренней жизни находили своих сторонников и в партийной среде, и среди части элиты -партийной, хозяйственной, военной. Особым радикализмом отличались настроения молодежи, прежде всего студенчества. Примечательно, что молодежная фронда не столько носила политический характер (хотя в молодежной среде возникали антисталинские кружки и группы), сколько была аполитична: антисистемные по сути настроения выражались главным образом в моде, музыкальных и литературных пристрастиях. Этот протест на уровне быта был достаточно новым для советской действительности явлением.

 

Государство решило начать восстановление хозяйства не с деревни, а с тяжелой промышленности, полностью подчиняя интересы села выполнению этой задачи. На село смотрели прежде всего как на источник сырья, рабочих рук и хлеба для про­мышленности.

Это означало, что помощь города ему была минималь­ной. Положение осложнилось тем, что первый послевоенный год ока­зался неблагоприятным по погодным условиям. В 1946 г. сильная засу­хи охватила Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центрально-черноземные области. На востоке урон урожаю нанесли затяжные дожди. Валовой сбор зерно-шх в 1946 г. был в 2,2 раза меньше, чем в 1940-м. Начавшийся голод привел к гибели и вызвал массовый отток сельско­го населения в города.

Обязательные поставки сельхозпродуктов государству оставались высокими. Большей частью колхозов они выполнялись на пределе воз­можного, а для многих оказывались непосильными. Цены оставались значительно ниже себестоимости. В 1950 г. на зерновые это состав­ило 8 руб. за центнер при себестоимости 49. Заготовительные цены на молоко в Белоруссии возмещали колхозам четвертую часть его себесто­имости, на свинину — двадцатую часть. Планы хлебозаготовок в 1944 г. наполнили 58% колхозов страны, в 1945 — 50, в 1946 — 42, в 1948 — 44.

Вознаграждение за труд в колхозах носило символический харак­тер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Городские жители также разбивали огороды и садовые участки на общественных землях. Государство ус­мотрело в росте личных подсобных хозяйств явный непорядок.

19 сентября 1946 г. принято постановление Совмина СССР и ЦК партии «О мерах по ликвидации нарушений устава сельхозартели в колхозах». В нем отмечались факты «расхищения» земель колхозов и колхозной собственности, злоупотреблений со стороны партийно-со­ветских органов. Постановление обязывало руководителей всех уров­ней положить конец «извращениям и нарушениям», а виновных «при­влекать к судебной ответственности как уголовных преступников».

Для контроля за соблюдением колхозного устава и решения вопросов даль­нейшего колхозного строительства был создан Совет по делам колхо­зов во главе с членом Политбюро ЦК А. А. Андреевым. Деятельность Совета и его представителей в республиках, краях, областях способ­ствовала наведению порядка, однако подъема хозяйств это обеспе­чить не могло. Отношение к индивидуальным крестьянским хозяй­ствам в последующем постоянно ужесточалось, налоги с приусадеб­ных участков увеличивались.


В 1944 - первой половине 1945 гг. БССР получила 37 металлообрабатывающих заводов, полные комплекты оборудования для автомобильного, велосипедного и инструментального заводов в Минске, стеклозаводов в Витебске, Гомеле и Минске, для Могилевской фабрики искусственного волокна, Оршанского льнокомбината и др.

К июлю 1945 г. в республике было восстановлено более 8 тыс. промышленных предприятий, мастерских, артелей. К февралю 1946 г. было восстановлено более 10 тыс. км. железных дорог, 1735 мостов. Со второго полугодия 1944 г. стали работать 72 электростанции.

Тем не менее, в сентябре 1946г., когда был принят Закон о пятилетнем плане восстановления и развития Народного хозяйства БССР на 1946-1950 гг., экономика республики находилась в тяжелейшем состоянии. Ее промышленность в 1945 г. произвела только 20% довоенного объема. Население остро нуждалось в жилье, одежде, обуви, предметах первой необходимости. Не хватало рабочих рук.

В пятой пятилетке (1951-1955) в Беларуси вошло в строй 150 крупных промышленных предприятий и более 200 средних и мелких. В определенной мере было преодолено отставание в легкой и пищевой промышленности, допущенное в четвертой пятилетке.

Более сложным и противоречивым явилось восстановление сельскохозяйственного производства. За годы оккупации пришли в негодность и запустение сотни тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, резко сократилось поголовье скота. Сельское население за годы войны значительно сократилось. Сотни тысяч сельчан погибли, многие были угнаны в Германию. В 1944-1945 гг. боле 80 тыс. лиц гражданского населения и 180 тыс. партизан было мобилизовано в армию. В результате в сельском хозяйстве работали практически только женщины, подростки и старики. К весеннему севу 1946 г. не хватало семян, минеральных удобрений, инвентаря и машин. Из-за нехватки лошадей и тракторов в качестве тягловой силы использовались коровы. В плуг запрягались даже люди - по 3-4 женщины, дети.

Правительство принимало меры по материально-техническому укреплению сельского хозяйства. За три послевоенных года колхозы БССР получили 160 тыс. т. зерна, 122 тыс. лошадей, 113 тыс. голов крупного рогатого скота и др.

В 1948 г. Совет Министров СССР принял решение о мерах помощи сельскому хозяйству Беларуси, на основании которого республика получила 3 тыс. тракторов, 200 комбайнов, 2 тыс. тракторных плугов и др.

Принимались и административные меры. За нарушение Устава сельхозартели было привлечено к уголовной ответственности 420 партийных, советских и хозяйственных работников. Определенные надежды возлагались на укрупнение колхозов.

В годы четвертой пятилетки началось проведение коллективизации в Западных районах Беларуси, однако она шла медленно. Крестьяне неохотно вступали в колхозы. Коллективизация осуществлялась методами администрирования, принуждения, угрозы "раскулачивания". После сентябрьского (1949 г.) Пленума ЦК КП(б)Б и постановления ЦК ВКП(б) и Совета министров СССР от 30 марта 1950 г. "О серьезных недостатках в колхозном строительстве Западных областей БССР" коллективизация начала проводиться форсированными темпами. В 1950 г. в колхозах насчитывалось уже 84% крестьянских хозяйств. В целом коллективизация в Западных областях Беларуси завершилась к 1952 г.

Несмотря на некоторые успехи, сельское хозяйство Беларуси по ряду важных отраслей не справилось с заданиями четвертой пятилетки. По сравнению с довоенным уровнем, в 1950 г. посевные площади составляли 99,3%, поголовье крупного рогатого скота - 96,5%, лошадей - 62%, свиней -64,7%. Имелось много экономически слабых хозяйств, которые получали низкие урожаи, отставали в развитии животноводства, отличались чрезвычайно низкой оплатой труда.

Сложные задачи перед сельским хозяйством стояли в начале 50-х годов. В этот период наметилось снижение темпов развития сельскохозяйственного производства. Главная причина этого коренилась в недостаточности финансирования, проведении жесткой налоговой политики. Основные средства направлялись на развитие промышленности.

Этапы восстановления в УССР:

- 1943-1945 гг. - восстановление наиболее жизненно важных объектов по мере освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков;

- 1945-1950 гг. - широкомасштабное восстановление согласно с IV пятилетним планом.

Послевоенное восстановление экономики в Украине, как и в целом по Советскому Союзу, имело свои особенности;

- восстановление хозяйства в УССР, как и в СССР, осуществлялось в условиях тоталитарного политического режима, командно-административной системы, полного доминирования государственной социалистической собственности, господство в сельском хозяйстве колхозно-совхозной системы;

- экономика Украины восстанавливалась и достраивалось не как самостоятельный комплекс, а как часть общесоюзной экономической системы;

- вывезенные на восток в годы войны предприятия было решено не возвращатьв Украину (из 550 эвакуированных промышленных предприятий, вернулось лишь около 150);

- союзное правительство не предоставило Украине достаточныхсредств, необходимого оборудования и транспорта;

- характерным в процессе восстановления было второстепенное отношениек отраслям, которые производили товары и продукты для населения (легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство), поэтому ускоренное восстановление промышленного потенциала не сопровождалась столь же быстрым повышением жизненного уровня народа;

- заметно осложняется процесс восстановления в УССР и голодом 1946-1947 гг., вызванным засухой 1946; угроза голода не была своевременно нейтрализована, и к зиме 1946-1947 гг. все больше приобретала признаки настоящего голодомора; существенно ухудшили ситуацию чрезмерно высокие и нереальные планы хлебозаготовок, которые имели постоянную тенденцию к увеличению, большие объемы экспорта хлеба и продуктов животноводства за границу;

- материальное положение и жизнь населения в период восстановления были слишком тяжелыми; нехватка необходимых товаров. до декабря 1947 действовала карточная система на продукты питания;

- в годы восстановления остро не хваталоквалифицированных рабочих (в ходе войны погибло до 8 миллионов человек), ухудшился качественный состав рабочего класса; к тяжелому труду в металлургии, угольной промышленности, строительстве широко привлекались женщины и подростки;

- в первые послевоенные годы в Украине со стороны властей возобновились политические репрессии, а в западных областях продолжалась войнасоветской власти против отрядов УПА;

- в первые послевоенные годы непропорционально велика была роль идеологии, которая находила свое выражение в широкомасштабных мобилизационно-пропагандистских мероприятиях: социалистических соревнованиях, движениях передовиков и новаторов и т.д.

В монографии В. Ф. Зимы приводятся доводы в пользу точки зрения, по которой одной из главных причин голода стала политика советских властей:

Голода 1946—1947 гг. в СССР могло не быть, поскольку государство располагало достаточными запасами зерна. Одна его часть, не самая крупная, экспортировалась. В течение 1946—1948 гг. экспорт составлял 5,7 млн т зерна, что на 2,1 млн т больше экспорта трёх предвоенных лет. Другая, основная часть запасов никак не использовалась. На неприспособленных для хранения складах зерно портилось настолько, что не годилось к употреблению. По неполным подсчётам за 1946—1948 гг. в целом по СССР было начисто загублено около 1 млн т. зерна, которого могло хватить многим голодающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: