Социально-демографическое развитие восточно-славянских республик

По подсчетам демографов, прямые людские потери в Великой Отечественной войне составили в СССР около 27 млн человек, включая всех погибших в результате военных и иных действий противника и из-за повышения уровня смертности в период войны как в тылу, так и в прифронтовой зоне и на оккупированных территориях. Здесь не учтены последствия снижения рождаемости в период войны, возрастания смертности в послевоенные годы и другие косвенные демографические потери. Согласно подсчетам М.В. Фили-мошина, косвенные потери населения СССР за время войны составили 23 млн человек, а по РСФСР - 14 млн

По переписи 1959 г. наибольшие потери мужчин наблюдались в возрасте от 34 до 44 лет: они вступили в войну в возрасте 17 - 27 лет. Произошло сокращение доли мужчин и в более старших возрастах - 45 - 49 лет, испытавших на себе последствия не только Великой Отечественной, но и Первой мировой и гражданской войн. В итоге по окончании войны было нарушено соотношение полов в пользу женщин: в возрастных группах 40-44 года (1914-1918 годов рождения) на 100 женщин приходилось 61,6 мужчины-ровесника и 70,2 мужчины на 5 лет старше; 35-39 лет (1919-1923 годов рождения) соответственно - 62,6 и 59,6; 30-34 года (1924-1928 годов рождения) - 83,5 и 40,9. Причем наибольшее нарушение в соотношении полов в пользу женщин имело место в сельской местности.

Усугубилась существовавшая еще в предвоенные годы диспропорция в самих возрастных группах. В РСФСР численность лиц в возрасте 60-69 лет в 1959 г. по сравнению с 1939 г. составляла 129%, 70 лет и старше - 177%.

В то же время дети, родившиеся во время войны и сразу после войны, имели небольшой удельный вес в возрастной структуре населения Российской Федерации, например, подростки 10-15 лет - 7,9%, 16-19 лет - 6,9%.

Процент родившихся в голодные годы начала 30-х годов (25-29 лет в 1959 г.) равнялся 9. Невысок был удельный вес и лиц, чье рождение пришлось на предвоенные годы (1935-1940), - 9,8%, на их долю выпало тяжелое военное детство. Послевоенная деформация соотношения возрастных групп свидетельствовала о постарении населения, особенно в деревне.

Война оказала дестабилизирующее влияние на брак в результате диспропорции полов и дефицита мужчин в брачном возрасте. После окончания войны стал наблюдаться рост разводов - на 1000 зарегистрированных браков в РСФСР было зафиксировано в 1946 г. 7.9 разводов, в 1947 - 17.5, в 1948 - 25.8, в 1949 - 34.2, в 1950 - 40.7, в 1955 г. - 68.3

 

Развитие культуры

В 1946 г. по приказу сталинского идеолога Андрея Жданова развернулась компания критики формализма в литературе. Каноны для белорусской литературы и искусства вырабатывались в ЦК КП(б)Б. Острая критика была направлена против Констанции Буйло, которую обвиняли в национализме за стихотворный образ Беларуси как самого красивого уголка на Земле. Происходили повторные аресты (Сергей Гроховский и др.). Большинство писателей, художников, композиторов присоединялись к прославлению Сталина. Многие обратились к теме войны и партизанского движения. Но что бы ни делали деятели культуры, они не имели права отступать от принципов так называемого социалистического реализма - показывать жизнь такой, каким хотели его видеть коммунисты, то есть, бесконфликтным и полным веры в счастливое коммунистическое будущее. Белорусский государственный народный хор, организованный в 1951 г. под руководством Григория Ширмы, минское руководство держала в Гродно. Известного фольклориста и композитора критиковали в национальной ограниченности, не печатали составленные им сборники белорусских песен, провозглашая их скучными и безыдейными. Однако проявления национальных мотивов спонтанно проявлялись в стихах Констанции Буйло, Максима Лужанина, Максима Танка, других художественных произведениях. "Беларусьфильм" экранизировал купаловскую "Павлинку" (1952). В театре оперы и балета БССР в сталинское время была поставлена опера Дмитрия Лукаса "Кастусь Калиновский " (1947). Белорусский государственный театр имени Якуба Коласа показал пьесу Виталия Вольского "Нестерка". Что касается развития культуры других национальных общин, то она никак не поддерживалась на протяжении всего послевоенного советского периода.

После освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление разрушенных во время войны школ, учреждений культуры, научных учреждений. Трудности, стоявшие перед системой образования, вызвали необходимость введения сети вечерних школ. Были учреждены также учебные курсы для взрослых, профессиональные заочные школы. В 1953 г. был осуществлен переход к обязательной системе 7-летнего образования.

В послевоенные годы начался процесс неуклонного сокращения школ с украинским языком преподавания. Так, с 1948 г. по 1954 г. количество Украинский школ уменьшилось с 26 до 25 тыс, а российских – увеличилась с 2 720 до 4 051, или в 1,5 раза. На 1953 в украинском школах обучалось 1,4 млн., а в российских и смешанных – 3,9 млн. детей.

Закрывались национальные школы (Польские, венгерские, румынские и др.). Все они были перепрофилированы в российские.

В сложных условиях работали деятели литературы и искусства, но вопреки обстоятельствам, в 40-50-е годы было создано многие произведения, которые оставили заметный след в художественной культуре украинский народа. Особую популярность в послевоенные годы получила творчество О. Гончара, автора трилогии «Знаменосцы», повести «Земля гудит». Плодотворно творили также прозаики В. Козаченко, В. Совки,писатель и режиссер А. Довженко, юморист Остап Вишня (П. Губенко), поэты М.Рильський, П. Тычина, В. Сосюра, А. Малышко. Л. Первомайский.

Послевоенный период заслуженно ассоциируется с известным сталинским тостом «за великий русский народ». В нем проявилось стремление Сталина совместить коммунистическую идеологию с идеей исключительной роли русских в мировой истории.

В 1950 г. И. Сталин выдвинул тезис, что русский, украинский и белорусский нации является результатом разветвления «Единой древнерусской народности». Эту «Единую древнерусскую народность» принято было истолковать как древнероссийскую.

Вследствие проведенной после войны реорганизации количество высших учебных заведений в СССР уменьшиласьпо сравнению с довоенным периодом, тогда как количество студентов выросло с 99 до 325 тыс. (на 1956 г.). Правда, почти половина из них училась на заочных и вечерних отделениях. Преподавание в большинстве вузов велось русском языке.

Послевоенный период заслуженно ассоциируется с известным сталинским тостом «за великий русский народ». В нем проявилось стремление Сталина совместить коммунистическую идеологию с идеей исключительной роли русских в мировой истории. Здесь также господствовала «ждановщина», о которой было сказано выше.

 

В послевоенный период в СССР сформировалась идеологически более соответствующая задачам советского государства концепция единого советского народа как сообщества граждан советского государства. В 1961 году, выступая на XXII съезде КПСС, Никита Хрущёв провозгласил: «В СССР сложилась новая историческая общность людей различных национальностей, имеющих общие характерные черты — советский народ». Постановлением XXIV съезда КПСС от 1971 года советский народ был провозглашён результатом прочного социально-политического и идейного единства всех классов и слоёв, наций и народностей, заселяющих территорию СССР. Их общим языком — языком советского народа — был признан русский язык, что являлось выражением «той роли, которую играет русский народ в братской семье народов СССР»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: