· Об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
· Об улучшении крестьянского землевладения;
· О реформе местного управления;
· О введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
· О введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
· О преобразовании местных судов;
· О реформе средней и высшей школы;
· О подоходном налоге;
· О полицейской реформе
Аграрная реформа.
Общеизвестно, что во главу угла своих преобразований Столыпин ставил измененияв сфере экономики. Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы.
Столыпинская Аграрная реформаначала свою жизнь в 1906 году. В этот год был принят указ, облегчавший всем крестьянам процедуру выхода из общины. Выходя из крестьянской общины, бывший её член мог требовать от нее закрепления в личную собственность участок положенной ему земли. Причем эта земля выдавалась крестьянину не по принципу «полосок», как раньше, а была привязана к одному месту. К 1916 году, из общины вышло 2, 5 миллиона крестьян.
Во времяаграрной реформы Столыпина, активизировалась деятельность Крестьянского банка, учрежденного еще в 1882 году. Банк служил посредником между помещиками, которые желали продать свои земли, и крестьянами, желавшими их купить.
Вторым направлением столыпинской аграрной реформыстала политика переселения крестьян. За счет переселения Петр Аркадьевич надеялся уменьшить земельный голод в центральных губерниях, и заселить безлюдные земли Сибири. Отчасти эта политика себя оправдала. Переселенцам предоставляли большие земельные участки и множество льгот, однако сам процесс был плохо отлажен. Стоит отметить, что первые переселенцы дали значительный прирост урожаю пшеницы вРоссии.
Аграрная реформа Столыпина была великим проектом, закончить который помешала смерть её автора.
Реформа образования.
В рамках школьной реформы, утвержденной законом от 3 мая 1908 г., предполагалось ввести обязательное начальное бесплатное обучение для детей с 8 до 12 лет. С 1908 по 1914 г. бюджет народного образования удалось увеличить втрое, было открыто 50 тыс. новых школ. Заметим, что Столыпин ставил третьим условием модернизации страны (помимо аграрной реформы и развития промышленности) достижение всеобщей грамотности в объеме обязательной для всех четырехлетней начальной школы. Еще, будучи предводителем дворянства в Ковно, он писал по этому поводу, что только грамотность поможет распространению сельскохозяйственных знаний, без которых не может появиться класс настоящих фермеров. Подводя итог школьной реформе, скажем, что для нее действительно не хватило времени: для реализации плана всеобщего начального обучения такими темпами, как в 1908 1914 гг., требовалось еще не менее 20 лет.
Реформа промышленности.
Основным этапом в решении рабочего вопроса годы премьерства Столыпина стала работа Особого совещания в 1906 и 1907 годах, которое подготовило десять законопроектов, затрагивавших основные аспекты труда на промышленных предприятиях. Это были вопросы о правилах найма рабочих, страховании несчастных случаев и болезней, продолжительности рабочего времени и т.д. К сожалению, позиции промышленников и рабочих (а также тех, кто подстрекал последних к неповиновению и бунту) были слишком далеки друг от друга и найденные компромиссы не устраивали ни тех, ни других (чем охотно пользовались всякого рода революционеры).
Рабочий вопрос.
Надо признать, что сколько-нибудь значительных успехов в этой области достигнуто не было.
Правительство Столыпина сделало попытку решить, хотя бы отчасти, рабочий вопрос, и предоставило специальной комиссии, состоявшей из представителей правительства и предпринимателей, рассмотреть проект трудового законодательства. Правительственное предложение было весьма умеренным — ограничение рабочего дня 10,5 часами (на тот момент — 11,5), отмена обязательных сверхурочных работ, право на создание контролируемых правительством профорганизаций, введение рабочего страхование, создание больничных касс на совместный счет рабочих и хозяина. Однако это категорически не устроило предпринимателей, которые считали, что делать уступки рабочим нельзя, необходимо соблюдать “свободу трудового соглашения”, жаловались на низкую доходность промышленности. Реально же они стремились к сохранению высокой прибыли, защищали собственные классовые интересы. Несмотря на увещевания правительства и наиболее сознательных представителей предпринимательства, правительство вынуждено было уступить давлению, в Думу законопроект попал в сильно урезанном виде и с большой задержкой.
Можно заключить, что правительственная рабочая программа потерпела крах из-за неуступчивости и жадности буржуазии.
Судебная реформа.
Следует кратко упомянуть также преобразования в сфере судебной власти. Суть их сводилась к тому, что, в соответствии с замыслом Столыпина, в самых общих чертах, местный суд, искаженный реакционными реформами императора Александра III, должен был вернуться к своему первоначальному облику.
Законопроект “О преобразовании местного суда” должен был способствовать тому, что суд стал бы дешевле и доступнее для населения. Он предполагал восстановление в сельской местности института мировых судей, которые бы избирались земскими собраниями (в городе - городскими думами). Они бы рассматривали ограниченный круг гражданских дел и уголовные дела, не влекшие за собой особо тяжких наказаний. Их решения можно было оспаривать в вышестоящих инстанциях. По сути дела, возрождение мирового суда обозначало отказ от “обломков” сословного судопроизводства - крестьянского волостного и земского начальника, преимущественно представлявшего местное дворянства. Соответственно, уходила в прошлое и практика вынесения приговоров согласно нормам обычного, т.е. неписанного права, основанного на предании и традиции. Это должно было способствовать рационализации судопроизводства, избавив его от бесконечных недоразумений, случайных и нелогичных решений.
Земство.
Будучи сторонником земского управления, Столыпин распространил земские учреждения на некоторые губернии, где их раньше не было. Не всегда это было политически просто. Например, проведение земской реформы в западных губерниях, исторически зависевших от шляхты, было одобрено Думой, поддержавшей улучшение положения белорусского и русского населения, составлявшего большинство на этих территориях, но встретило резкий отпор в Госсовете, который поддерживал шляхту.
Национальный вопрос.
Столыпин прекрасно понимал всю важность этого вопроса в такой многонациональной стране, как Россия. Он был сторонником объединения, а не разобщения народов страны. Он предлагал создать особое министерство национальностей, которое бы изучало особенности каждой нации: историю, традиции, культуру, социальную жизнь, религию и т.п. – с тем, чтобы наибольшей взаимной пользой они вливались в нашу огромную державу. Столыпин считал, что все народы должны иметь равные права и обязанности и быть верны России. Также задачей нового министерства должно было стать противодействие внутренним и внешним врагам страны, стремившихся посеять межнациональную и религиозную рознь.
Анализ причин краха столыпинских реформ.
Несмотря на благоприятные экономические, идеологические и политическиеобстоятельства, Столыпинсовершилвсеже ряд ошибок, поставивших его реформы подугрозу провала. Первой ошибкойСтолыпина было отсутствие продуманной политики в отношении рабочих, дляудачногопроведенияконсервативнойполитики необходимобылосочетатьжесткиерепрессиипоотношениюк революционным партиям с одновременными усилиями в областисоциального обеспечениярабочих.ВРоссииже,несмотря на общий экономический подъем, за все эти годы не только жизненный уровень рабочихнисколько неповысился,ноисоциальноезаконодательство делало свои первые шаги. Закон 1906 г. одесятичасовом рабочем дне почти неприменялся, также как и закон 1903 г. о страховании рабочих, получивших увечьяна предприятии.Между тем количестворабочих постояннои заметноросло.Новое поколение оказалосьвесьмаблагосклоннымквосприятию социалистических идей. Очевидно,Столыпиннеотдавалсебеотчетавзначениирабочего вопроса, который с новой силой встал в 1912 г.
ВторойошибкойСтолыпинасталото,чтооннепредвидел последствий интенсивнойрусификации нерусскихнародов. Столыпин не скрывал своих националистических убеждений. Оноткрытопроводил националистскуювеликорусскуюполитикуи,естественно, восстановил противсебяицарскогорежимавсенациональныеменьшинства.
Столыпинсовершилошибкуиввопросеоб учреждении земств в западных губерниях (1911 г.), в результате чего он лишился поддержки октябристов. Деловтом,что западные губернии экономически продолжализависетьотпольскойшляхты.Дабы укрепитьвних положениебелорусского и русскогонаселения,составлявших большинство,Столыпинрешилучредитьтамземскую форму правления. Думаохотноегоподдержала,однакогосударственныйсоветзанял обратнуюпозицию - классовыечувствасолидарностисошляхтой оказалисьсильнеенациональных.Столыпинобратилсяспросьбойк Николаю II прервать работу обеих палат на три дня, чтобы за этовремя правительствосрочноприняло новый закон. Заседания Думы были приостановленыи законпринят.Однакоданнаяпроцедура, продемонстрировавшаяпренебрежениегосударственной власти к собственнымучреждениям, привелакрасколумежду правительством и дажесамымиумереннымилибералами.Самодержавиепоставилосебя в изоляцию,отнынеегоподдерживалипредставителикрайнеправых националистических кругов.Столыпин же потерял поддержку НиколаяII, которомуявнопретилоиметь столь предприимчивого министра, обвиненными крайнеправыми противниками,пользующимися влияниемпри дворе, вжелании "экспроприироватьвсех помещиковвообще" с помощью аграрной реформы.
С вершинысегодняшнегоисторического опыта теперь особенно хорошо видна главная коренная причина банкротства Столыпина.
Органический порок его курса состоял в том,что он хотел осуществить свои реформы вне демократии и вопрекией.Сначала,считал он, надо обеспечить экономические условия,а потом уже осуществлять "свободы".
После Столыпина деятельность правительства в 1912-1914 гг. показывала то, что все крупномасштабные реформы будут свернуты. Николай II отказался от сотрудничества с политическими деятелями он окружил себя бездарными людьми, зато разделяющими его взгляды на исторический путь России.
По мнению Г. Попова, существует постоянный парадокс, состоящий в следующем: с одной стороны реформирование России предполагает создание и развитие представительной власти, а с другой, в бесконечных дебатах всех ветвей этой власти начиная с Думы на долгие месяцы “тонут” самые необходимые меры. Этот процесс естественен, он обусловлен самой природой представительной власти: она призвана обеспечить мирное урегулирование интересов различных групп общества, а следовательно, этот процесс не может не быть полным компромиссов и длительным. В стране, где общественная ситуация достаточно благополучна, эти демократические парламентские процедуры играют в целом прогрессивную и положительную роль. Но в эпоху решительных, коренных реформ (тем более в базисе!), когда промедление “равносильно смерти” эти процессы грозят вообще все затормозить.
И Столыпин, и правительство осознавали, что земельная реформа через Думу в какие-то приемлемые сроки не пройдет, а то и вовсе “утонет”.
Крах столыпинской реформы, невозможность срастить тоталитаризм и авторитаризм с самостоятельностью, крах курса на крестьянина фермера стал уроком для большевиков, которые предпочли опереться на колхозы.
Путь Столыпина, путь реформ, путь предотвращения октября 17 года был отвергнут и теми, кто революции не хотел, и теми, кто к ней стремился. Столыпин понимал и верил в свои реформы. Он был их идеологом. Это сильная сторона Столыпина. С другой стороны, Столыпину, как и любому человеку, свойственно было ошибаться. При соотнесении различных аспектов столыпинских реформ с современной российской действительностью следует помнить как о той пользе, которую можно извлечь из данного исторического опыта, так и о техошибках, что помешали успешному проведению в жизнь реформ Столыпина.