Бухгалтерская и налоговая отчетность

Организация документооборота предприятия

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции в бухгалтерском учете должны оформляться оправдательными первичными документами. При этом существует определенный порядок движения таких документов, который может быть установлен как законодательными или нормативными актами (например, бухгалтерским и налоговым законодательством в части сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, постановлениями Госкомстата РФ, Центробанка России (касательно кассовых и банковских операций, подотчетных сумм) и др.), так и внутренним распорядительным документом.

Подобного рода внутренняя организация движения документов и называется документооборотом предприятия.

Правила документооборота утверждаются в составе учетной политики организации по бухгалтерскому учету (пункт 5 ПБУ 1/98).

Обращаем внимание, что каких-либо нормативных положений о порядке организации документооборота и о том, в каком виде этот порядок отражать в учетной политике, не существует. В качестве рекомендательного материала можно использовать Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное Минфином СССР 29 июля 1983 г. N 105 по согласованию с ЦСУ СССР (далее по тексту - Положение о документах и документообороте), имея при этом в виду, что данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству и нормативным актам. Соответственно каждое предприятие самостоятельно определяет правила своего документооборота.

 

Общая схема документооборота включает в себя следующие позиции:

1) первичные документы;

2) учетные регистры;

3) бухгалтерская и налоговая отчетность;

4) график документооборота;

5) хранение документов.

Рассмотрим их подробнее.

Первичные документы

Как уже говорилось выше, все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными документами. Причем, такие документы принимаются к учету только в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

Подобные унифицированные формы первичных документов принимаются соответствующими постановлениями Госкомстата РФ.

В учетной политике необязательно указывать тот факт, что предприятие применяет унифицированные формы первичной документации. При этом порядок и сроки представления многих типовых документов также определен на законодательном или нормативном уровне (например, в части расчетов с подотчетными лицами).

Однако при формировании учетной политики и документооборота организации необходимо определить, для каких финансово-хозяйственных операций унифицированные формы не утверждены.

В этих целях для подтверждения совершенных в учете операций, по которым унифицированные формы первичных документов отсутствуют, предприятия вправе самостоятельно разработать такую документацию и утвердить их руководителем организации в форме приказа или распоряжения.

При этом необходимо соблюдать требования законодательства в части принятия к учету первичных документов. Разработанные организацией внутренние формы первичной документации должны быть в обязательном порядке зафиксированы в его учетной политике по бухгалтерскому учету. Обычно для этого составляется альбом неунифицированных форм, который утверждается в составе учетной политики в качестве ее приложения.

 

 

Учетные регистры

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона о бухгалтерском учете все организации обязаны вести бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Чтобы систематизировать и накапливать информацию, содержащуюся в принятых к учету первичных документах, и отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности, предприятиями должны вестись регистры бухгалтерского учета.

Подобные регистры ведутся в специальных книгах (журналах, журналах-ордерах, ведомостях), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях. Такая форма счетоводства называется журнально-ордерной и применяется большинством организаций. В основу построения журналов-ордеров и вспомогательных ведомостей положен кредитовый или дебетовый признак регистрации хозяйственных операций по синтетическим счетам. Показатели синтетического учета регистрируются по данным первичных документов только по кредиту (по дебету) соответствующих счетов, в корреспонденции с дебетуемыми (кредитуемыми) счетами.

Инструкция по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства утверждена еще Минфином СССР от 8 марта 1960 г. N 63. Однако с учетом произошедших в бухгалтерском учете изменений она является только рекомендательным документом для применения такого рода формы учета на предприятиях и применяться она должна с учетом письма Минфина РФ от 24 июля 1992 г. N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях".

Значительно реже организациями применяется мемориально-ордерная форма учета, при которой на основании данных первичных или накопительных документов составляются мемориальные ордера, отражающиеся в регистрационном журнале (журнале хозяйственных операций), а затем в главной книге.

Предприятиями могут применяться машинно-ориентированные (автоматизированные) формы учета на основе журнально-ордерной или (значительно реже) мемориально-ордерной формы.

 

Бухгалтерская и налоговая отчетность

В зависимости от типа и структурной организации предприятия могут существовать некоторые различия и в составляемой ими бухгалтерской отчетности.

Все предприятия и организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в составе и в порядке, предусмотренных статьей 13 Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 4/99 и приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Однако, например, субъекты малого предпринимательства могут представлять сокращенный перечень бухгалтерской отчетности (пункт 85 Положения по ведению бухгалтерского учета).

Организации, имеющие в своем составе структурные подразделения, выделенные на отдельные балансы, либо территориально обособленные подразделения (представительства, филиалы и др.), должны отразить в учетной политике порядок составления консолидированной отчетности в целом по организации (сроки и объемы представления внутренней отчетности структурными подразделениями, состав этой внутренней отчетности, распределение самого процесса учета между бухгалтериями подразделений и главной (централизованной) бухгалтерией и т.п.).

Кроме того, в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета (пункт 91) в случае наличия у организаций дочерних и зависимых обществ они помимо собственного бухгалтерского отчета составляют сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов таких обществ. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности определены приказомМинфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112 (с изменениями от 12 мая 1999 г.).

Такого рода особенности составления бухгалтерской отчетности и представления ее заинтересованным лицам должны быть отражены в учетной политике предприятия по бухгалтерскому учету.

Помимо бухгалтерской организации обязаны сдавать в налоговые органы и налоговую отчетность (налоговые декларации), сроки представления которой определены законодательством о налогах и сборах РФ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: