Особенности молодежных субкультур

Доклад по обществознанию

На тему:"Особенности молодежных субкултур"

Выполнила: Проверила:

Фомина София Шестакова Д.В.

ПД - 1

Особенности молодежных субкультур

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, созданных человеком, из чего следует сделать вывод, что культура является многогранным и сложным предметом. Социальные расслоения общества отражаются и на человеческой культуре в виде зарождения новых культур. Из этого следует сделать вывод, что культура общества является совокупностью разнообразных культур или субкультур и ее составляющих.(приставка "суб" - лат. "sub" - под прим.). Как правило, субкультура формируется на основе социальных различий людей: этнических, религиозных, социальных и тд.

Поскольку культура общества представляет собой совокупность многообразия культур, не исключено наличие доминирующей культуры, принятой большей частью социума, которая, в свою очередь, является центром, формирующим облик общества, регенерируется и передается из поколения в поколение вербальным, письменным или иным материальным способом. В свою очередь субкультура является модификацией и конкретизацией общей социальной культуры, адаптированной под интересы, нужды, потребности той или иной социальной группы.

 

Обратимся к истокам. В первобытном обществе культуры имела монотонное и однородное содержание, что отрицало наличие каких - либо субкультур. Далее, в процессе дифференциации объектов культуры, начали зарождаться различные субкультуры. Таким образом, на сегодняшний день, среди молодежи от 14 до 30лет, можно встретить самостоятельные группы, носящие в себе особую - молодежную субкультуру.

В широком смысле слова, субкультура - часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным.

Если рассматривать понятие "молодежная субкультура" в узком смысле, то это культура, созданная самой молодежью. Однако, вместе с этим, субкультура выходит за рамки созданного непосредственно самой молодежью и включает в себя культуру, создаваемую как для самой молодежи, так и массовую. По сути, в связи с тем, что молодежь составляет почти половину населения общества, значительная часть культурной индустрии направлена на удовлетворение вкусовых запросов молодежи, распространяющихся на зоны досуга, развлечения, моды, обуви, одежды, аксессуаров и пр. Во многом,по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

 

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

 

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Современные молодежные субкультуры достаточно разнообразны. Они основаны на идейных взглядах, убеждения и даже на смысле жизни. Поклонники субкультур демонстративно показывают свое единство, которое проявляется в стиле одежды или поведении, применение в качестве аксессуаров специфической символики.

 

 

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики. субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

 

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: