Субкультура молодежи

Доминирующий и субкультурный типы культуры

В том, что в индустриальном обществе достаточно рельефно отделены друг от друга элитарная, народная культура от культуры кассовой, нет ничего удивительного. Потребительское общество порождает и потребительское отношение к культуре. Потребитель нe творит, он потребляет товар, сделанный другим, а этот «другой» нe будет особо стараться, если его товар находит сбыт. Элитарное и народное искусство, культура — это всегда творчество. Его так и называют — «народное творчество». А творец может быть неумелым, но пошлым он быть не может по определению.

Типы элитарной, элитарно-народной, народной культуры предлагают образцы культуры, как культуры творчества. Образцы творчества, воспроизводимые большинством населения, для которого продукты этих типов культуры являются непреходящими ценностями, в своей совокупности образуют доминирующую культуру, доступную в той или иной мере всем слоям населения в зависимости от уровня доходов, образования, творческого потенциала, отношения к искусству и т.п. Разница в доходах, образования и т.д. дополняется демографическими, национальными, социальными, профессиональными различиями усвоения, освоения ценностей доминирующей культуры, дифференцируя ее на культуры разных социальных, национальных, профессиональных и демографических групп. Эти, в какой-то степени обособленные культуры тех или иных групп населения, называются субкультурой.

Субкультура — это не только часть общей (триединой) культуры, но она (субкультура) - часть массовой культуры, которая также присуща в той или иной степени всем слоям общества. Субкультура этого типа отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями, привычками. Различия могут быть очень значительными. Субкультура доминирующей культуры, как правило, противостоит субкультуре как части массовой культуры.

Субкультуру молодежи необходимо выделить особо. Новое поколение учащихся — это другое поколение молодежи, существенно отличающееся от предшествующих поколений молодых людей советского времени. Общим местом стал для молодежи в целом ограниченный доступ к ценностям культуры. Как подчеркивает Ж. Т. Тощенко, территориальная удаленность учреждений культуры от места жительства как в городе, так и на селе стала серьезной причиной, тормозящей духовное развитие молодежи, ибо вызывает значительное психологическое напряжение, которое возрастает не только пропорционально затратам времени на транспорт, но и денежным затратам на его оплату, а также стоимости билетов в театр, в кино, на концерт, выставки и т.п.

Ситуация в области культуры ныне складывается очень противоречиво. Например, со снятием цензуры и идеологических препон можно опубликовать буквально все. Но доступ к книге ограничен ее ценой. Ее стоимость сегодня такова, что молодой человек просто не в состоянии приобрести понравившуюся ему книгу. Родители не в силах ему помочь, потому что сами не получают зарплату. Молодежь сегодня находится в состоянии духовного голодания. Рынок «перекрыл ей кислород» почти по всем направлениям духовно-нравственного развития.

Если субкультура — это набор символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающий то или иное сообщество ли социальную группу, то молодежь и ее субкультура сегодня формируется лишь единственным каналом культуры — телевидением, которое по своей культуре находится на уровне андеграунда ли китча. Здесь не стоит искать каких-то врагов: коммерциализация телевидения действует безотказно и вполне автоматически. Но нельзя забывать и о специфике молодежной возрастной группы — повышенный запрос на эмоциональный продукт и пониженный критический порог при незрелом вкусе. Как следствие духового голодания, появление в молодежной субкультуре хиппи, панов, металлистов, рокеров и т. п., а также гипертрофированных ориентаций на «тяжелый рок», «авангард», «инструментализм» — жанры прямого воздействия на подсознание с минимальным интеллектуальным подкреплением.

Молодежи все это подается как свобода, свобода выбора, о последствиях которого она не подозревает. Если ей перекрыли доступ к истинным ценностям культуры, то, как говорится: «Свято место пусто не бывает!» Их место заняли низкопробные образцы массовой культуры тусовочного типа.

Сегодня молодежная субкультура — это суррогатное явление, заполненное эрзацами подлинных образцов культуры, культивирующих силу и жестокость, подлость и презрение к человеческой жизни. Субкультура молодежи на современном этапе развития российского общества — это культура «качков» и «отморозков». Это даже не субкультура молодежи, а скорее, контркультура, которая намеренно и целенаправленно отвергает культуру в подлинном позитивном смысле.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ

Культура определяет развитие и функционирование общества в целом и человека как его неотъемлемого элемента. Культура, как было показано выше, это все, что создано человечеством за тысячелетия своего существования. Культура — это «вторая природа», включающая в себя, с одной стороны, животворящую человеческую деятельность по созданию материальных и духовных ценностей, с другой стороны — деятельность по отбору, распространению и хранению этих ценностей в целях дальнейшего развития и функционирования общества на основе благоприобретенной исторической памяти.

Исходя из этого, можно выделить основные функции культуры как социологического феномена:

деятелъностная, креативная функция, обусловленная тем, что процесс взаимодействия человека с обществом и наоборот стимулирует развитие человекотворческой (гуманистической) функции, то есть развитие творческих способностей человека в многообразных формах его жизнедеятельности;

познавательная (гносеологическая) функция; создание «второй природы» — культуры требует значительных познавательных усилий человека, постигающего мир и самого себя как члена социальной группы, общества;

информационная функция передачи и обмена знаниями и опытом жизнедеятельности, обеспечивающими связь времен — прошлого, настоящего и будущего, формирующими историческую память человечества и его способность предвидения;

коммуникативная функция, или функция общения, взаимодействия людей между собой, социальными группами и обществом в целом, обеспечивая людям возможность правильно понимать друг друга в этом процессе;

ценностно-ориентационная функция, обеспечивающая отбор, избирательность, наследования человеком достижений культуры, ориентирующая его на своеобразную «карту жизненных ценностей», идеалов и целей существования;

управленческая функция, обеспечивающая сохранение общества как социально-культурной системы, поддерживающая деятельностный режим общества, реализующая программы его развития к целевым результатам этой деятельности на основе социальных и организационных норм регулирования поведения индивидов, выработанных человечеством в процессе своего исторического развития. В этой связи управленческую функцию часто называют нормативно-регулирующей, когда культура выступает средством социального контроля за поведением индивидов.

Иногда утверждают, что ни один культурный процесс нельзя оценить однозначно, особенно, если речь идет о современной культурной ситуации в нашей стране, поскольку, во-первых, она чрезвычайно сложна и противоречива, во-вторых, еще не ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Однако уже зримо выделяется несколько тенденций. Однако прежде чем говорить о тенденциях культурной ситуации в нашей стране, посмотрим, насколько бесспорно утверждение, что «ни один культурный процесс нельзя оценить в терминах «хорошо — плохо». Существует один естественный критерий любого социального процесса, в том числе и культурного. Критерий этот прост: как культура служит человеку, помогает ли она человеку жить в соответствии с общечеловеческими ценностями, делает ли она человека духовно богаче, добрее, благороднее, честнее, сострадательнее к горю и бедам другого человека. Если культура служит человеку и развивает его лучшие с позиций общечеловеческих ценностей качества, способности и склонности, то это хороший культурный процесс, благотворная культура.

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Именно с этой позиции необходимо рассмотреть зримые тенденции развития культурной ситуации в нашей стране:

1. Деидеологизация (ликвидация идеологического влияния на культуру) культуры за счет отмены государственной монополии на ведение исключительно коммунистической политики в сфере культуры. Считается, что в содержательном плане это привело, с одной стороны, к большей свободе творчества и свободе выбора в:ре культуры. Это, как бы, безусловно, хорошо. Но вряд ли это безусловно. Свобода творчества и свобода выбора хороши и условны тогда, когда есть 100-процентная уверенность, что они направлены во благо человека, во благо людей, во благо общества в целом. Есть ли уверенность, что происходящие сегодня в культуре процессы действуют во благо как отдельного человека, так и общества в целом? Нет, такой уверенности нет, так как, с другой стороны, свобода творчества и свобода выбора, реализуемая зачастую по принципу: «что хочу, то и ворочу!», привели к потере контроля за качеством и уровнем предлагаемой потребителю культурной продукции, будь то популярная литература, музыка или многочисленные образовательные учреждения.

2. Приватизация и коммерциализация охватили культуру, не считаясь с ее особенностями и значением в жизни человека и общества. Народ России отчужден от ценностей культуры, включая такие ценности, как труд (сегодня в стране 15% людей, потерявших эту или работающих неполный рабочий день), образование, практически ставшее платным, в том числе начальное и среднее, поскольку ремонт школы, учебники и другие образовательные услуги оплачиваются родителями, здравоохранение, за которое также платят больные, отдых, который стоит сегодня бешеные деньги. Квартиры, коммунальные услуги и т.п., стоимость которых увеличивается ежемесячно. Но это лишение, ограничение культурного развития населения России в широком смысле. Культура, понимаемая как процесс духовного обогащения человека средствами музыки, литературы, поэзии, живописи и т.д. в принципе стала недоступной для широких народных масс. Культура превращается в ту массовую культуру и контркультуру, о которой речь шла выше. Только в эту высокодоходную сферу вкладывают деньги менеджеры шоу-бизнеса, поскольку прибыль — это единственный мотив их деятельности.

3. Тенденцией, усиленно культивируемой средствами массовой информации, является искусственно подогреваемый интерес к дореволюционному прошлому России, в том числе и к ее культурному наследию. Иногда этот интерес приобретает гротескные формы реабилитации и реанимации архаического, изжившего себя наследия.

Стремясь, например, возродить авторитет церкви и религии в обществе, многие забывают уроки истории и такие завоевания демократического общества, как отделение церкви от государства и образования.

4. Тенденции развития национальных отношений формируются очень медленно, поскольку это самая больная и деликатная область, требующая такта и политического профессионализма. Человечество в целом, не только одна Россия, стоит перед выбором стратегии развития. Будет ли это «столкновение цивилизаций» или кросс-культурная коэволюция? От выбора зависит и решение национального вопроса, проблемы многообразия национальных культур. Разделится ли мир на индустриальный Север и «мировую деревню» сырьевого Юга или пойдет по пути поиска справедливого распределения сырьевых и энергетических ресурсов? Пожалуй, никто сейчас не скажет, что выберет человечество, хотя времени для выбора остается все меньше и меньше.

5. Чрезвычайно сложны современные процессы образования и просвещения. Тенденциям всеобщего среднего образования и непрерывного образования противостоят процессы и явления «вторичной неграмотности», увеличения разрыва между элитарной культурой и массовой, низкопробной, популистской.

6. Особую озабоченность вызывает проблема культурного воспитания молодежи. Здесь сформировался порочный круг: низкая личная культура потребителя обусловливает спрос на низкопробную культурную продукцию, производство которой репродуцирует низкий вкус потребителя. Прорыв здесь возможен только усилиями гражданского общества и государства.

Таким образом, российское общество как социокультурная система на современном этапе его развития находится в глубоком кризисе, выход из которого возможен лишь при чрезвычайных усилиях истинных носителей культуры.

Темы для рефератов

1. Соотношение понятий «общество» и «культура».

2. Культура как «вторая» природа.

3. Социологические аспекты культурного развития общества.

4. Материальное и духовное производство общества.

5. Культурные универсалии как продукт естественно-исторического процесса.

6. Ценности общества как социокультурной системы.

7. Виды социально значимой культуры в ходе развития общества.

8. Субкультура молодежи — это закономерное явление или вызов взрослым.

9. Образ жизни социума и роль культуры в его развитии.

10. Вкус, мода как характеристики формирования личности.

11. Смысл соотношения понятий «иметь» и «быть».

12. Значение культуры и ее функции в обществе.

Вопросы и задания для повторения

1. Почему общество называют социокультурной системой?

2. Какие элементы культуры являются продуктом духовного производства общества?

3. Какое значение имеет для социологии культуры понятие «ценности» и какие виды ценностей включены в социокультурную систему общества?

4. Что связывает понятия «верования», «знания», «мифы» и т.п.?

5. Культура элитарного, народного и массового типа — что их объединяет и разделяет в социологии культуры?

6. Какими особыми свойствами, чертами, характеристиками отличается субкультура молодежи от культуры данного общества?

7. Можно ли определить современные тенденции развития социологии культуры по ее функциям?


Лекция 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: