Система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 9000

ИСО 9000 – это пакет международных стандартов, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г.
Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах мира они приняты в качестве национальных стандартов. В России некоторые стандарты ИСО утверждены в настоящее время в качестве государственных стандартов (ГОСТ).

Стюха

Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт) участвует в работе Международной организации по стандартизации (ИСО) в качестве национальной организации по стандартизации, т.е. является национальным членом ИСО. В 1994 г. вышла вторая редакция основных стандартов этой серии, которая включает в себя 24 стандарта (их номера начинаются с 9000 и 10000), а 15 декабря 2000 года была выпущена новая версия стандартов (ИСО 9000:2000).

Маша

Такое большое количество стандартов версии 1994 года объясняется тем, что они создавались независимо от специфики промышленности, но при практическом применении потребовалась разработка рекомендаций, уточняющих их применение в деятельности, связанной с перспективным управлением, непрерывным улучшением, проверками, подготовкой и обучением персонала и т.д.

15 декабря 2000 года появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.

Стюха

В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов, теперь содержит 5 базовых стандартов:

1. ИСО 9000:2000 “Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь”;

2. ИСО 9001:2000 “Система менеджмента качества. Требования”;

3. ИСО 9004:2000 “Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества”;

4. ИСО 19011:2000 “Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды”;

5. ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

Маша

Сформулированные в ИСО 9000:2000 следующие принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества:

1. Ориентация организации на заказчика. Деятельность любой организации зависит от ее заказчиков

2. Ведущая роль руководства. Руководители устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации

3. Вовлечение сотрудников. Сотрудники представляют наиболее существенную и ценную часть организации, и

наилучшее использование их возможностей может принести организации максимальную выгоду.

4. Процессоориентированный подход. Любая работа, получающая входные воздействия и преобразующая их в выходные результаты, может рассматриваться как процесс.

Стюха

5. Системный подход к управлению. Выявление, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение заданных целей, способствует повышению результативности и эффективности организации.

6. Постоянное улучшение. Постоянное улучшение должно быть неизменной целью организации.

7. Подход к принятию решения, основанный на фактах. Эффективность решения всегда основывается на логическом и интуитивном анализе данных и информации.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками (mutually beneficial supplier relationships). Если отношения между поставщиками формируются на взаимовыгодной основе, они способствую расширению возможностей обеих организаций.

Одной из черт стандартов ИСО является их универсальность, т.е. применимость к любому виду деятельности. Если система управления качеством соответствует требованиям указанных стандартов, то сегодня это воспринимается, как доказательство способности организации обеспечить выпуск продукции требуемого качества.

Маша

2.3. Система QS - 9000, разработанная фирмой Форд, Крайслер, Дженерал Моторс. Промышленный стандарт QS-9000 разработан на основе Руководства для поставщиков по обеспечению качества компании Крайслер, стандарта системы качества Q-101 компании Форд, документа GM, определяющего оперативные цели по достижению превосходства в странах Североамериканского союза. Этот стандарт также был принят несколькими изготовителями грузовиков: компаниями Фрайтлайнер, Мэк Тракс, Невистар, Паккар, Транспортейшн Меньюфекчуринг Корп. и Вольво Джи Эм.

Стюха

Промышленный стандарт QS-9000 задает требования к системам качества поставщиков и нацелен на создание фундаментальных систем качества, обеспечивающих постоянное усовершенствование и придающих особое значение предотвращению дефектности и уменьшению отклонений и потерь в цепи поставок.

QS-9000 содержит три раздела:

· Раздел I. "Требования, основанные на ИСО 9001", помимо требований МС ИСО 9001, послужившего его основой, содержит дополнительные требования к системам качества.

· Раздел II. Процедура РРАР "Процесс согласования производства комплектующих изделий";

Маша

· Раздел III. "Специфические требования потребителей» включает уникальные специфические требования Большой тройки. Например, на Дженерал Моторс разработаны специальные процедуры, которым должны следовать поставщики материалов для прототипов изделий, но они не применяются на заводах Форда и Крайслера.

 

Крайслер, Форд, Дженерал Моторс, производители грузовиков и присоединившиеся к ним компании требуют от своих поставщиков принятия, документирования и применения эффективной системы качества, отвечающей требованиям стандарта QS-9000.

Стюха

Сертификация системы качества в соответствии с требованиями QS-9000, будет все более актуальной и некоторые потребители будут требовать ее проведения. Проверка на соответствие стандарту ИСО 9001 является необходимым условием сертификации системы качества согласно требованиям стандарта QS-9000. Одним из главных достоинств стандарта является то, что он позволяет поставщикам избавиться от многократных проверок, которые имели место при аудите требований отдельных компаний Большой Тройки и гармонизировать большинство таких процедур.

Маша

Стандарт позволяет сократить затраты на заключение сделок для поставщиков, работающих более чем с одним потребителем. Представители автомобильной промышленности констатируют, что стандарты QS 9000 устарели и к концу 2004 года они будут заменены на ISO/TS 16949.

Стюха


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: