Религиозное образование и катехизация

 

В соответствии с пп. 31 и 32 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года, давшего положительную оценку введению штатных единиц помощников благочинных по различным направлениям деятельности и обратившему внимание на необходимость специальной подготовки для сотрудников благочиний и приходов, отдел продолжил работу по формированию условий для получения профильного образования такими сотрудниками. Требования к квалификации предполагают освоение программы подготовки катехизаторов, которая реализуется в образовательных организациях, имеющих представление Русской Православной Церкви.

В 155 российских епархиях несут служение не менее 1245 помощников благочинных и 4188 помощников настоятелей по религиозному образованию и катехизации. В 49 епархиях существуют катехизаторские (богословские) курсы епархии без представления Русской Православной Церкви на право реализации программы подготовки церковных специалистов, на которых обучается не менее 2078 человек.

 

Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации (далее – стандарт), и Положение о деятельности воскресных школ (для детей) на территории Российской Федерации (далее – положение), регулирующие деятельность воскресных школ, впервыеутверждены Священным Синодом в конце 2012 года. Впоследствии в них были внесены изменения (журнал №16 от 9 марта 2017 года).

В период 2013 – 2016 гг. отдел проводил мероприятия на общецерковном и региональном уровнях, направленные на планомерный переход воскресных школ на новые стандарты образования. Поездки в епархии, состоявшиеся в 2013 – 2014 гг., а также общение в дистанционном режиме показали, что документы в большинстве епархий были изучены и приняты к исполнению.

До 1 декабря 2016 года во всех епархиях Российской Федерации должна была пройти аттестация воскресных школ. Многие воскресные школы привели в порядок документацию, смогли привлечь дополнительные ресурсы для повышения качества учебно-воспитательной деятельности. Отдел составил сводный общецерковный реестр воскресных школ (для детей).

Общее количество воскресных школ (групп) сегодня на территории России – 5962. Центров духовно-нравственного воспитания – 16. Воскресные школы имеются в 40% российских приходов.

 

Невысокий показатель обусловлен расположением значительного количества храмов в сельской местности, где в связи с малым количеством или отсутствием детей нет условий для появления воскресной школы. При приписных, крестильных храмах и часовнях зачастую также нет воскресной школы. Кроме того, в епархиальных реестрах не отражалась бессистемная работа с детьми (стандартее не регламентировал).

В соответствии с ранее действующей классификацией 71% от общего числа воскресных школ в России были определены как учебно-воспитательные группы и 29% как воскресные школы.Критерием различия «воскресная школа» и «воскресная группа» является количество воспитанников. До десяти воспитанников – это воскресная группа, свыше десяти – воскресная школа. Очевидно, если воспитанников в школе крайне мало, то сложно выстраивать какие-то жесткие рамки курсов. Необходимо быть максимально гибкими в возможностях проведения занятий. Стандарт для этого открывает все возможности.Для учебно-воспитательных групп характерно более частое расположение в сельских населенных пунктах (селах, поселках, хуторах): 60% учебно-воспитательных групп находятся в сельской местности, 40% – в городах. Для воскресных школ характерна друга ситуация: 73% находятся в городах, 27% – в селах.

Общее количество воспитанников в российских воскресных школах всех типов по состоянию на 2017 год – 169 256 человек. Сверх того в реестрах воскресных школ нескольких епархий было указано количество детей старше 16 лет: всего 1650 воспитанников. Больше всего детей приходится на епархии, расположенные в Центральном федеральном округе – свыше 70 тыс. человек. Меньше всего в Дальневосточном и Северо-Кавказском округах – около 3,8 тыс. детей.

 

 

Возможности приходов в материально-техническом плане оказали серьезное влияние на распределение по типам воскресных школ. В первую очередь это касалось зданий, где проходит работа с детьми. Согласно статистике:

· 26% воскресных школ всех типов располагается в собственном отдельном здании воскресной школы;

· 12% – арендуют помещения для занятий (школы, центры творчества).

· 62% – пользуются приспособленным помещением, которое не имеет отдельных учебных помещений: в подавляющем большинстве случаев это храмы, иногда дома причта.

 

Оказание поддержки в нормировании деятельности воскресных школ для детей происходило также на международном уровне. Отдел начал взаимодействие с профильными структурами Самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, Митрополичьих округов стран канонического присутствия Русской Православной Церкви. Проведено анкетирование с целью ознакомления с опытом в сфере деятельности воскресных школ и других направлений религиозного образования.В январе 2017 года в рамках направления «Деятельность Церкви в сфере образования и катехизации» Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Религиозное образование в странах СНГ и Балтии», на котором был затронут вопрос деятельности воскресных школ.

 

В соответствии с п.21 Постановлений Архиерейского Собора 2013 годаотдел приступил к созданию Единого учебно-методического комплекта для воскресных школ по дисциплинам стандарта.

Началась подготовка рукописей, издание учебных пособий, их апробация. Однако анализ их пилотного применения показал необходимость корректировки подходов к созданию комплекта. Образована Межведомственная рабочая группа для изучения и выработки подходов к формированию учебных пособий Единого учебно-методического комплекта с участием специалистов Управления делами Московской Патриархии, синодальных учреждений, педагогов и разработчиков учебников.

В настоящее время усилия сосредоточены на определении структуры технического задания Единого учебно-методического комплекта и ключевых принципов ведения занятий по Закону Божию в воскресных школах. Методология образовательной деятельности в воскресных школах должна предполагать отход от классической школьно-учебной системы, в основе которой лежит фронтальный метод преподавания, и переход к проблемно-ориентированному образованию в контексте Священного Писания и Священного Предания.

Катехизация детей и подростков в приходах, реализующийся в первую очередь через организацию работы воскресных школ (для детей), включает вопросдуховно-нравственного воспитания подростков 12-16 лет.

С целью создания комплексной программы по работе с подростками весной 2015 года в отделе состоялась межведомственная встреча для обсуждения возможных направлений работы с подростками в Церкви. В Едином учебно-методическом комплекте для воскресных школ в обновленной редакции стандарта воспитанники воскресных школ 14-17 лет отнесены к отдельной возрастной категории, даны общие рекомендации по построению работы с подростками.

 

Одна из основных задач, стоящая перед отделом, – взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации с целью координации преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных школах и деятельность в области распространения лучшего опыта преподавания этого предмета.

Сотрудники ведомства приняли участие в подготовке примерных основных образовательных программ по «Основам православной культуры» и ряду гуманитарных дисциплин федерального государственного образовательного стандарта в составе Рабочей группы Министерства образования и науки Российской Федерации. Позиция Русской Православной Церкви последовательно отстаивалась в составе рабочей группы Министерства образования и науки.

Председатель и сотрудники отдела регулярно принимают участие в заседаниях Межведомственного совета по обеспечению координации и контроля реализации плана мероприятий по введению с 2012/2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», а также рабочей группы по определению подходов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий.

В рамках поездок сотрудников отдела в епархии ведется изучение состояния епархиальной работы по поддержке преподавания православной культуры в светской школе, налаживаются контакты с представителями регионального педагогического сообщества, помогающие лучше понимать внутрирегиональную ситуацию, а также передаются новейшие из наличествующих в распоряжении сотрудников сектора методические материалы для учителей «Основ православной культуры».

По итогам поступающих отчетов и выводов, сделанных при посещении епархий, готовятся таблицы сравнения процентного выбора «Основ православной культуры» в федеральных округах с данными за 2012/2013 – 2016/2017 учебные годы процент выбора «Основ православной культуры» в большинстве епархий повышается. Снижение процента выбора может происходить по следующим причинам:

· отсутствие конструктивного диалога между епархией и региональными органами управления образованием;

· недостаточное взаимодействие епархиального отдела с синодальным отделом;

· ухудшение взаимоотношений епархии и образовательных структур области в связи со сменой руководства области, прекратившего конструктивно сотрудничать с епархией;

· отсутствие актуальной нормативно-правовой (договорной) базы взаимодействия епархии и местных органов управления образованием;

· низкий кадровый потенциал (отсутствие достаточного количества образованных священников, которые могли бы на должном уровне взаимодействовать со школами);

· низкий интерес к вопросам религии со стороны населения;

· слабое взаимодействие епархии с региональным родительским сообществом.

 

Повышению интереса к изучению основ православной культуры содействуют такие мероприятия, как проведение олимпиад школьников по «Основам православной культуры». Главным организатором подобной Общероссийской олимпиады, которая входит в список государственных предметных олимпиад по профилю «Теология» и имеет второй уровень по оценке Российского совета олимпиад школьников, является Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Отдел принимает участие в подготовке и проведении регионального и финального этапов, оказывает информационную поддержку.

Специалисты ведомства также оказывают организационную поддержку и принимают участие в работе жюри финального этапа Межрегиональной культурно-образовательной олимпиады школьников «Свеча России». Олимпиада организована гимназией во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова г.Москвы при информационной поддержке городского методического центра Департамента образования города Москвы.

 

Обеспечение методическими материалами преподавателей «Основ православной культуры» и иных предметов с православным компонентом происходит за счет постоянного пополнения базы методических материалов по православному образованию и размещения их на сайте отдела.

Создан реестр программ и учебных пособий по «Основам православной культуры». На сайте отдела приведен список учебных пособий по предмету с краткой аннотацией (http://pravobraz.ru/napravleniya/opk/). Выложены в открытом доступе отзывы специалистов ведомства на учебные пособия по «Основам православной культуры», не прошедшие экспертизу и не рекомендованные отделом к использованию в образовательном процессе. Ситуация с появлением новых учебников по «Основам православной культуры» – предмет постоянного мониторинга сотрудников отдела, однако составление перечня учебных пособий по «Основам православной культуры» представляется затруднительным в силу большого количества региональных, авторских учебно-методических разработок, подчас нуждающихся в существенных исправлениях.

 

Повышение качества программ подготовки учителей «Основ православной культуры» ведется в том числе во взаимодействии с Федеральным институтом развития образования и Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Ассоциацией учителей православной культуры в г.Москве. Создано Всероссийское методическое объединение учителей по «Основам религиозных культур и светской этики» и «Основам духовно-нравственной культуры народов России», в рамках которого разработан ряд нормативных документов, касающихся вопросов развития преподавания «Основ православной культуры». Данную работу курирует научно-методический кабинет отдела.

В отношении подготовки учителей «Основ православной культуры» по программе бакалавриата «Культура конфессий», отдел в рабочем порядке проинформировал епархии о возможности взаимодействия с региональными вузами по данной программе, поскольку Министерство образования и науки Российской Федерации утверждает, что этот вопрос относится к уровню субъектов Российской Федерации.

В подготовке учителей «Основ православной культуры» участвуют представители епархий, располагающихся в региональных центрах. Епархиальные специалисты (священнослужители и миряне) выступают с тематическими лекциями в рамках светских курсов повышения квалификации. Количество часов церковного участия может варьироваться от одного-двух до нескольких десятков или даже сотен. В настоящее время в епархиях России осуществляют свою работу следующие типы курсов повышения квалификации:

· массовые 72-часовые курсы сразу по шести модулям;

· углубленные 72-часовые курсы по «Основам православной культуры» первого уровня;

· углубленные 144-часовые курсы по «Основ православной культуры» второго уровня;

· одно- или двухлетние программы профессиональной переподготовки педагогов «Основ православной культуры» (на базе кафедр теологии и духовных семинарий).

· полноценная подготовка учителей «Основ православной культуры» на педагогическом факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

В некоторых епархиях действуют смежные формы курсов – повышение квалификации учителей проходят на базе церковных площадок с широким привлечением светских специалистов из региональных педагогических вузов.

Иной распространенной формой участия епархий в повышении профессионального уровня учителей, в которую вовлечены и небольшие епархии, является организация обучающих семинаров на базе епархиальных образовательных центров. В качестве таковых могут выступать как методические кабинеты епархиальных отделов религиозного образования, так и православные школы и духовно-просветительские центры. Как правило, такие семинары проводятся с периодичностью один-два раза в месяц, на них педагоги получают методическую и консультативную поддержку со стороны церковных коллег.

По данным анкетирования, проведенном отделом летом 2016 года, в епархиях ведут работу 130 консультативных центров. Условно можно выделить следующие формы организации подобных площадок.

1) Центры на базе духовных семинарий и кафедр теологии светских университетов. Всего насчитывается 19 подобных центров, из которых можно особо выделить центры при Московской духовной семинарии и академии, Санкт-Петербургской духовной семинарии и академии, Николо-Угрешской семинарии г.Москвы, Ставропольской, Томской и Хабаровской семинариях, кафедрах теологии Белгородского, Липецкого и Курского государственных университетов.

2) Площадки на базе православных школ и гимназий. Несмотря на кажущуюся очевидность указанной формы работы, отделом зафиксировано не более 17 таких центров, что на порядок меньше количества православных общеобразовательных учреждений в России. Таким образом, указанная форма поддержки учителей имеет серьезный и до настоящего момента незадействованный потенциал для своего развития. В пользу подобной формы работы говорит и то, что в данном случае к проведению консультаций привлекаются непосредственно православные педагоги, а не преподаватели семинарий, ориентированные на иную целевую аудиторию.

3) Взаимодействие с педагогами при епархиальных духовно-просветительских центрах (их насчитывается 78). Ряд таких центров функционирует непосредственно при методических кабинетах епархиальных отделов, а некоторые выделены в самостоятельные епархиальные подразделения.

4) Консультативные центры четвертого типа организованы на базе крупных воскресных школ для взрослых (16 центров). По сути, форма их работы во многом схожа с предыдущим пунктом – крупные воскресные школы, пусть и без получения специального статуса духовно-просветительного центра, де-факто являются таковыми.

В начале повсеместного преподавания курса в 2012/2013 году в регионах преобладали 72-часовые совмещенные курсы повышения квалификации по всем модулям, а число консультативных центров не превышало двух десятков, то сейчас существует широкая вариативность церковного участия в повышении квалификации и консультативной поддержке учителей «Основ православной культуры». В качестве перспективы развития системы подготовки учителей «Основ православной культуры» и религиозных культур целесообразен отход от краткосрочных курсов повышения квалификации в сторону подготовки учителей по программам бакалавриата курса «Культура конфессий» в педагогических вузах России.

 

Наиболее проблемным для большинства епархий остается вопрос взаимодействия епархий с региональным родительским сообществом в рамках выбора модулей «Основ религиозных культур и светской этики». Епархии предпринимают следующие попытки по выстраиванию диалога с родителями:

1) участвуют в организации малых родительских объединений на базе приходов;

2) способствуют созданию крупных православных родительских объединений регионального уровня;

3) взаимодействуют с уже существующими, внешними по отношению к Церкви, светскими родительскими объединениями;

4) проводят открытые культурно-просветительские проекты, популяризирующие «Основы православной культуры», приглашают к участию в них родителей и учащихся.

Как минимум в трети епархий на территории Российской Федерации под взаимодействием с родителями понимается не более чем ежегодное участие духовенства в родительских собраниях по выбору модулей курса. В качестве перспективы развития работы с родительским сообществом на ближайшие годы можно назвать постепенное расширение сети крупных региональных православных общественных организаций, занимающихся вопросами образования с их дальнейшим объединением во всероссийское православное родительское движение, а также расширение сети православных приходских родительских объединений.

 

Во исполнение п.22 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года о необходимостипродолжить работу по включению занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования отделом подготовлена нормативно-методическая база, позволяющая реализовывать предметы духовно-нравственной направленности по выбору родителей в дошкольных образовательных организациях.

Поступившие от епархий ответы говорят о том, что в большинстве епархий создается реестр муниципальных дошкольных образовательных организаций, готовых внедрять духовно-нравственный компонент в образовательные программы. Таковых насчитывается от 10 до 40%% от общего количества муниципальных дошкольных образовательных организаций.

В октябре 2014 года в епархии направлены «Рекомендации по разработке региональной стратегии развития православных дошкольных образовательных организаций». Включение занятий духовно-нравственной направленности в систему дошкольного образования ежегодно обсуждалется в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

Развивается особое направление дошкольного образования – семейные детские сады. Программа профессиональной переподготовки «Теории и технологии дошкольного образования», позволяющая родителям создавать семейные детские сады, реализуется на базе педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета с 2014 года.

Планируется увеличение количества как государственных и муниципальных детских садов, реализующих православный компонент дошкольного образования (таковых насчитывается около двухсот), так и православных детских садов. Кроме того, важно содействовать появлению православных групп в муниципальных и государственных дошкольных образовательных организациях.

Для формирования реестра православных групп в муниципальных и государственных детских садах и понимания спектра проблем и перспектив в указанной сфере будет проведен мониторинг деятельности православных дошкольных учреждений в епархиях Российской Федерации. Его итогом должны стать методические рекомендации по включению в дошкольные образовательные организации православного компонента образования.

 

Поддержание работы системы православного образования, повышение качества образовательной деятельности православных образовательных организаций достигается посредством конфессиональной аттестации и научно-методической поддержки таких организаций. Выдаются конфессиональные представления, затем школы, гимназии, центры образования (до 2015 года – и дошкольные образовательные организации) вносятся в реестр, размещенный в открытом доступе и постоянно обновляемый на сайте отдела.

С 2013 по июль 2017 гг. аттестацию прошли 233 организации. На основании действующего реестра летом 2016 года составлены интерактивные карты православных школ и гимназий по следующим локациям: Москва, Московская область, Российская Федерации. Для каждой школы приведена фотография, сведения о наличии конфессионального представления, информация о директоре школы, количестве обучающихся, а также контактные данные.

Наиболее высокий уровень жизнедеятельности православных образовательных организаций, организации православного уклада школ, итоговых показателей по ЕГЭ и ГИА (образовательный ценз) отмечается там, где образовательные организации находятся под пристальным вниманием епархиальных архиереев:

· Белгородской епархии (2 детских сада),

· Городецкой епархии (2 православных школы),

· Екатеринбургской епархии (1 гимназия),

· Калининградской епархии (1 гимназия),

· Калужской епархии (1 гимназия),

· Красноярской епархии (2 гимназии),

· Липецкой епархии (1 православная школа),

· епархия г.Москвы (6 школ),

· Нижегородской епархии (4 гимназии),

· Рыбинской епархии (2 православных школы),

· Санкт-Петербургской епархии (2 школы),

· Тверской епархии (2 школы).

К сожалению, сложно увидеть динамику развития православных школ последовательно по годам (ежегодная оценка качества образования возможна только по количественным показателям, введенным в отчет образовательной организации), поскольку невозможно ежегодное посещение образовательных организаций сотрудниками ведомства (на сегодня в реестре отдела зарегистрировано 212 организаций). Однако отделом оказывается постоянная консультативная помощь православным образовательным организациям.

Повышение квалификации директоров православных образовательных организаций, в частности, было организовано в рамках занятий курса «Менеджмент в образовании», проходящих в соответствии с договором отдела и Институтом международных социально-гуманитарных связей. Необходимость организовать подготовку магистров в сфере управления образованием для системы православного образования обусловлена изменениями в российском законодательстве и введения стандарта православного компонента общего образования.

Научно-методическая поддержка православного образования заключается, в первую очередь, всодействии разработке учебно-методических комплектов по основным учебным предметам православного компонента общего образования и обеспечении православных образовательных организаций современными учебно-методическими пособиями.

 

В 2015 году разработана программа курсов повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов религиозного образования и катехизации в формате 35 академических часов. Курсы повышения квалификации для руководителей епархиальных отделов на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия прошли в 2016 году (приняли участие 48 человек), в 2017 году (приняли участие 54 человека).

 

Во исполнение п.38 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года отделу совместно с Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению поручено организовать повышение квалификации руководителей, педагогов и других сотрудников церковных приютов. В сентябре-декабре 2014 года проведены курсы для 103 человек из 20 епархий.

Кроме того, директора педагоги и воспитатели церковных приютов регулярно участвуют в семинарах и курсах повышения квалификации, организуемых отделом, а также в совещании директоров православных образовательных организаций в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.

 

Важной задачейотдела является совершенствование нормативно-правовой базы православного образования. За 2013 – 2017 гг. были разработаны следующие документы:

· Поправки, предложения Русской Православной Церкви в 102 нормативных акта (работа начата в 2012 г.) в связи с вступлением в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

· «Положение о церковной общественной аккредитации образовательных организаций»;

· «Положение об общественной аккредитации Русской Православной Церкви педагогического работника, преподающего учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) православной культуры»;

· «Положениео порядке проведения экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) православной культуры, направленных на получение обучающимися знаний о нравственных принципах, исторических и культурных традициях православного христианства, Русской Православной Церкви».

Документы утверждены председателем отдела, получили положительную оценку Министерства образования и науки Российской Федерации и были им рекомендованы в качестве образцов для иных конфессий.

Созданы документы, касающиеся деятельности православных образовательных организаций:

· «Программа реализации "Стандарта православного компонента общего образования – документ, позволяющий школам обозначить план долгосрочных действий для реализации Стандарта православного компонента общего образования"»;

· «Положение о духовном попечителе православной образовательной организации»;

· «Типовой Устав частной общеобразовательной организации, учрежденной религиозной организацией»;

· изменения и дополнения в ранее принятый «Стандарт православного компонента общего образования» с целью приведения церковных документов в соответствие с ныне действующим федеральным законодательством;

· новая редакция «Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви и конфессиональной аттестации образовательных организаций»;

· «Положение о контроле в сфере реализации программы православного компонента начального общего, среднего (полного) общего образования для образовательных организаций Российской Федерации в рамках "Положения о выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви"»;

· «Квалификационные требования к профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях с религиозным компонентом»;

· «Квалификационные требования к профессиональной деятельности лиц, занимающих руководящие должности в сфере православного образования».

 

Разработаны документы, регламентирующие реализацию православного компонента дошкольного образования:

· «Примерная программа реализации православного компонента дошкольного образования»;

· «Православный компонент дошкольного образования (в новой редакции в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования);

· «Рекомендации по организации системной работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию», а также «Рекомендации по разработке региональной стратегии развития детских садов».

 

 


 

Церковь и СМИ

Текущая деятельность Синодального отдела по взаимоотношения Церкви с обществом и СМИ была напрямую сопряжена с определениями Архиерейских Соборов 2013 и 2016 гг.

 

В соответствии с п.43 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года существенной частью работы синодального отдела стало наполнение информационного пространства достоверными сведениями о церковном служении, в центре которого находятся проповедь о Христе и пастырский ответ на вызовы современности.

Ежедневно формировался контент с положительными информационными поводами с участием представителей Русской Православной Церкви. Также в информационном пространстве размещались личные выступления председателя отдела и его заместителей по различным актуальным вопросам, связанным с верой и жизнью Церкви. Кроме того, велась координация работы в социальных сетях, среди светских и православных СМИ через предоставление им наиболее полной информации и облегчение работы на местах.

За 2013–2017 гг. инициировано, подготовлено и разослано в редакции ведущих светских и православных СМИ для публикации более 1200 материалов(новостей, пресс-релизов, официальных комментариев представителей Церкви, анонсов и других информационных сообщений).

Согласно п.43 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года в рамках работы по проведению общецерковной информационной политики поддерживался постоянный контакт с информационными подразделениями епархий. Важные общецерковные новости распространялись по собственной базе рассылки, в которой имеются адреса всех профильных епархиальных подразделений. Оказывалась консультативная помощь епархиям в освещении крупных региональных событий, – в случае, если с их стороны поступали соответствующие запросы.

Отдел прилагает усилия к проведению единой общецерковной информационной политики, взаимодействуя для этого с епархиальными подразделениями и СМИ в рамках регулярных интернет-конференций и в режиме оперативной связи по телефону и через другие каналы коммуникации.

С 2015 года ведется работа по подключению епархиальных сайтов к единой системе контроля их посещаемости, а также к общей системе распространения актуальной информации общецерковного значения (так называемый RSS-канал «Общецерковная аналитика»). К настоящему времени охват сайтов епархий и митрополий обеими указанными системами составляет более 80%.

Во взаимодействии с епархиями проводилось масштабное освещение общецерковных торжеств: празднование 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году, 1000-летия преставления святого равноапостольного великого князя Владимира в 2015 году, а также ежегодных общецерковных праздников Дня славянской письменности и культуры, Дня любви, семьи и верности. В 2016 году часть работы по обеспечению информационного освещения общецерковных мероприятий была передана в пресс-службу Патриарха Московского и всея Руси.

 

В целях реализации п.44 Постановлений Архиерейского Собора 2013 года велась разработка новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве. Были созданы собственные ресурсы в социальных медиа. Отдел прилагает усилия для координации создания ресурсов на епархиальном уровне и поощрению присутствия священнослужителей в социальных сетях, а также организации повышения квалификации сотрудников епархий. Налажено сотрудничество с государственными структурами, осуществляющими надзор за социальными медиа, выстраивается диалог с блогерами.

Действуют аккаунты отдела в массовых социальных сетях «Facebook» и «ВКонтакте». Через них осуществляется информирование пользователей социальных медиа о наиболее заметных и важных событиях.С 1 июля 2016 года, в связи с реорганизацией отдела, аккаунты Святейшего Патриарха Кирилла в упомянутых социальных сетях переданы пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси.

Отделом возобновлен формат работы с блогерами, опробованный пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси еще в 2009 и 2010 гг. В 2017 году проведены блоготуры:

· в Ново-Иерусалимский монастырь,

· в Никольский Черноостровский женский монастырь,

· на колокольню Ивана Великого Московского Кремля и звонницу Храма Христа Спасителя,

· в Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение здравоохранения «Хоспис (детский)».

Блоготуры организованы силами ведомства на безвозмездной основе. Ни один из его участников не получил денежного вознаграждения за опубликованные впоследствии материалы.В данный момент ведется сбор информации и поиск новых мест для организации подобных медиа-мероприятий.

 

Взаимодействие с представителями светских СМИ осуществляется регулярно по нескольким направлениям. Создаются новостные сообщения, проводятся переговоры с информационными агентствами об их размещении. Кроме того, по инициативе ведомства создаются материалы по интересующим журналистов церковным темам и формулируются предложения по экспертам, готовым предоставить актуальные комментарии.

Анализ количественных показателей информационной деятельности Русской Православной Церкви позволяет говорить об увеличении ее информационного поляза последние семь лет в пять раз, при этом доля сообщений негативного характера с 2012 года несколько снизилась и сохраняется на уровне 5-7% от общего объема.

Диаграмма №20


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: